До половины времени студенты проводят на производстве, а после окончания колледжа получают не только работу и диплом российского образца, но и свидетельство европейского уровня. Работодатели заинтересованы в квалифицированном персонале под их требования: мехатрониках, специалистах по металлообработке, логистах и специалистах по административной деятельности. Потребность в таких кадрах будет расти.
Как подчеркивалось на слушаниях по вопросу развития среднего профессионального образования в Совете Федерации, состоявшихся в конце зимы, примерно 80 процентов от всех занятых в российской экономике являются рабочими или специалистами среднего звена. При этом только 62,2 процента выпускников колледжей могут после окончания обучения найти работу по специальности. И хотя на сайтах большинства предприятий постоянно размещаются объявления о многочисленных вакансиях, там не торопятся принимать на работу свежеиспеченных специалистов. Не потому, что их учили плохо, а учили в отрыве от реальности. Вывод напрашивается простой: предприятие должно диктовать учебному заведению, какие им нужны специалисты, и при этом, разумеется, участвовать в подготовке, в том числе и финансово.
Поэтому дуальное образование сегодня выгодно трем сторонам: работодателю, учебному заведению и студенту. По сути, это система, когда компания берет на себя ответственность за практические навыки, а колледж - за теоретические знания. В период обучения студент получает стипендию. Предприятие таким образом инвестирует в хороших, интегрированных в команду, специалистов. Вероятность трудоустройства студента многократно возрастает.
Еще в 2013 году ВТП запустила пять пилотных проектов дуального образования. Одна из самых перспективных специальностей на тот момент - мехатроник. Это изначально немецкая профессия, объединяющая квалификации электрика, электроника и механика и ИТ-специалиста. Такие специалисты профессионалы работают со сложными компьютеризированными станками и другим оборудованием. Один из первых проектов стартовал в компании Баутекс в городе Гусь-Хрустальный на основе другой специальности. За годы внедрения и адаптации дуальных учебных процессов удалось совместными силами с ВТП внедрить специальность "Мехатроника и робототехника" в колледже Гусь-Хрустального.
Сегодня немецкие компании работают в тесной связке с 14 колледжами в восьми российских регионах. За время внедрения программы уже закончили дуальную программу обучения по немецкой модели почти 300 студентов по 9 специальностям.
Российско-Германская ВТП работает над совершенствованием федеральных правовых норм, что позволило бы организовывать профессиональное обучение, ориентируясь на немецкую дуальную модель в каждом субъекте РФ. В планах и новые специальности, например, из сферы обращения с отходами: это перспективное и очень нуждающееся в современных навыках направление.
Компания "ХайдельбергЦемент" совместно с Российско-Германской ВТП и Сланцевским индустриальным техникумом также запустила программу дуального образования. В 2020 году компания запланировала принять в программу двух студентов третьего курса в качестве стажеров по профессии слесарь-ремонтник. В прошлом году компания уже выбрала двух человек, подходящих требованиям компании студентов, и они приняты на работу, сейчас дополняют теоретическое обучение в техникуме, совмещают учебу и работу практическими навыками на заводе.
Система дуального образования означает поровну обучение "за партой и за станком", что в итоге помимо диплома российского образца выпускники получают свидетельство, подтверждающее знание, соответствующее немецким требованиям качества. Выпускники Тихорецкого индустриального техникума этого года получают диплом по специальности "Механизация сельского хозяйства" и сертификат немецкого образца "Специалист по металлообработке".
В 2020-2021 учебном году 10 студентов Краснодарского машиностроительного колледжа получат российские дипломы по направлению "Технология машиностроения" и немецкие сертификаты по профессии "Индустриальный механик".
Конечно, дуальное образование не ограничивается только рабочими специальностями. Крупные немецкие компании в России успешно сотрудничают и с вузами. Например, в Германии достаточно давно и успешно SAP реализует программы дуального образования. Работает это не только внутри страны, есть проекты с вузами из стран Персидского залива. Особенность "вузовских" дуальных программ в том, что студент поступает сразу и в университет, и в компанию, при этом 3-4 года обучения (это прикладной бакалавриат) он проводит именно в компании.
"Подобная система помогает готовить кадры в специфических областях, при этом сам учащийся уверен в своем дальнейшем трудоустройстве, а между вузами поддерживается здоровая конкуренция", - говорит Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS.
В России это функционирует немного по-другому: через программу Университетский Альянс SAP. Глобально в нее входит более 3500 вузов, из них около 135 - из РФ и СНГ. Основной подход - модель Train-the-trainer, обучение преподавателей, которые тиражируют знания на студентов. Преподаватели получают знания через семинары, онлайн-библиотеку учебных материалов SAP Learning Hub Academic Edition.
"Главное преимущество дуального образования - более высокое качество подготовки. Вы хотите стать инженером и работать на производстве? Университет дал вам теоретические знания, но вы слабо представляете, как выглядит цех изнутри, какое оборудование в нем установлено. Чтобы таких ситуаций не возникало, и существует дуальное образование", - говорит Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе.
У REHAU есть собственный обучающий центр - REHAU Академия, его создали для развития компетенций при использовании продуктов и решений компании. Туда приходят архитекторы, проектировщики, монтажники инженерных систем и другие. Не было никаких проблем добавить к этому списку еще и студентов.
"Инициатива нашла поддержку среди российских профильных вузов, и теперь мы сотрудничаем с ними в рамках дуального образования на постоянной основе. Некоторые из студентов после получения диплома остаются с нами. Сейчас они работают и в московском офисе, и на заводе в Гжели, и в региональных представительствах. Это говорит об эффективности системы", - резюмирует Андрей Белоедов.
Текст - Анастасия Павлова
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.