Результаты проектно-аналитической сессии ЦК Университета 20.35

05.06.2020 166

Эксперты предложили изменения в федпроекте «Кадры для цифровой экономики»

28-29 мая прошла проектно-аналитическая сессия «Кадры для цифровой экономики 1.5», которая была организована Центром компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика». Она прошла онлайн и включила открытую деловую программу и 9 проектировочных треков, а ее зрителями и участниками стали более 500 человек. Эксперты от бизнеса, образования и государства обсудили обновление приоритетов и уточнили проектировочные решения и дорожные карты мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» с учетом кризиса на рынке труда и новых вызовов системы образования.

Фото - ntinews.ru

В проектной части сессии приняли участие представителей федеральных и региональных исполнительных органов власти, институтов развития, рекрутинговых сервисов, центров занятости населения, исследовательских организаций, институтов образования и компаний и корпораций цифровой экономики: Яндекс, Mail.ru Group, 1С, РЖД, PWC, BCG, Сбербанк, Почта России, Росатом, Ростех, Мегафон, Ростелеком и другие. Все всех предложенных проектировочных решениях вызвались участвовать компании. Работодатели готовы помочь в разработке и поддержке различных сервисов, связывающих систему образования и рынок труда, участвуя в наполнении и разработке обучающих программ.

Предложенные проектировочные решения интегрированы с базовой моделью компетенций, инструментами формирования персонального профиля компетенций и персональной траектории развития гражданина, которые позволят оценить, какими навыками и компетенциями человек обладает и для каких профессий будущего они могут пригодиться, актуализируют образовательные и профессиональные стандарты в соответствии с запросами рынка труда и участвуют в формировании образовательной траектории для быстрого и эффективного освоения новых компетенций и профессий.

Мы выбрали несколько самых перспективных предложений проектных групп, начало которым может быть положено уже в этом году:

Независимая оценка компетенций

Единая система независимой оценки компетенций – цифровая и достоверная – необходима и гражданам, и работодателям, и образовательным организациям. Данные такой оценки лягут в основу персонального профиля компетенций человека, на основании которого работодатель сможет принять решение о найме, а сам гражданин – получить рекомендации профессионального развития в рамках выстроенной траектории и дополнительные возможности при поступлении в вуз и трудоустройстве. Согласно планам федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», система будет полностью внедрена к 2024 году.

В рамках проектной сессии объявили, что пять пилотных проектов независимой оценки планируется запустить уже в этом году, чтобы протестировать цифровой инструмент среди 30 000 граждан. По результатам испытаний и лучших практик будут созданы порядок, форматы, инструменты подтверждения, протоколы взаимодействия участников, механизмы интеграции с ИТ-платформой и суперсервисами. Признать результаты такой оценки предварительно согласились РЖД, Почта России, Мегафон. А при поступлении в вуз такие результаты готовы рассмотреть ННГУ, НИУ ВШЭ, МИРБИС, Яндекс.Лицей. К 2024 году персональный профиль компетенций будет иметь 1 000 000 человек, прошедший независимую оценку компетенций в цифровом формате.

Персональные цифровые сертификаты

Систему предоставления персональных цифровых сертификатов, в пилоте которой приняли участие 5 000 человек из 5 регионов РФ, в 2020 году планируется масштабировать не только в количественных показателях (обучить 33 000 жителей по всей стране), но и в качественных.

В частности, планируется увеличить номинал сертификата за счет механизма софинансирования со стороны работодателя или самого получателя: по мнению большинства экспертов трека, продолжительность образовательной программы в рамках программы должна составлять не менее 72 академических часов, чтобы развить компетенцию в необходимом объеме. Участники сессии также поддержали инициативу сервиса карьерной навигации граждан с рекомендациями по индивидуальной траектории развития. Существующие практики протестируют уже в 2020 году, чтобы определить подходящие инструменты для системы персональных цифровых сертификатов.

Было также озвучено предложение включить работодателей в систему предоставления персональных цифровых сертификатов, чтобы они оценили существующие образовательные программы и разработали собственные совместно с образовательными организациями, а также имели доступ к резюме получателей персональных цифровых сертификатов и могли предложить им стажировку и трудоустройство.

Программы повышения квалификации и переподготовки

Работодатель нуждается в программах, которые сформированы под конкретный запрос. Провайдеры образования не готовы формулировать программы точечно под запрос конкретного работодателя, происходит разрыв между тем, что нужно работодателю и тем, что может предложить рынок образовательных услуг, считают участники сессии.

В качестве решения был презентован сервис базовой модели компетенций «Конструктор программ дополнительного образования», который бы отвечал конкретным потребностям предприятий и организаций, в том числе в части подготовки, управленцев и команд CDO- менеджеров. С помощью сервиса работодатель сможет участвовать как в создании программы, так и в ее реализации: предлагать стажировки, проектные задачи, кейсы.

Участники трека зафиксировали востребованность программ ДПО для социально-значимых отраслей программы по прикладным цифровым технологиям и формированию гибких навыков. Уже в 2020 году отдельные программы ДПО будут спроектированы в сфере сельского хозяйства, промышленности, энергетики, образования, медицины. Особенно участники сессии отметили актуальность программ «быстрого старта», которые позволят получить востребованные профессии на рынке труда, связанные с работой с данными: оцифровщик, разметчик, тестировщик данных, программист, SMM-менеджер и другие.

Интеграция России в глобальный рынок труда

Вопрос интеграции России в глобальный рынок труда и необходимости привлечения талантов обсуждался с участием компаний цифровой экономики. Центр компетенций планирует аккумулировать запросы российского бизнеса и реальные проекты, куда можно привлечь зарубежных исполнителей.

Компания «Газпром-Нефть» готова сотрудничать с Центром компетенций в рамках пилотного проекта по привлечению иностранных специалистов из формирующегося международного хаба ИТ-специалистов в Балканском регионе. Пилотный проект позволит выявить на практике всевозможные барьеры. Компания «РЖД» готова рассмотреть привлечение иностранных команд для проектов на свои кампусы. Центру компетенций предлагается роль «сборщика» профильных команд путем взаимодействия с иностранными рекрутинговыми агентствами, вузами и профсоюзами.

В рамках проектно-аналитической сессии также была выявлена потребность в оценке спроса на иностранных специалистов в компаниях российской экономики, изучении лучших современных мировых практик на рынке труда. Проектная группа посчитала целесообразным рекомендовать более детальную проработку с технико-экономическим обоснованием HR-бренда России «Работай в России» с перспективой формирования системы «единого окна» по комплексу вопросов трудоустройства молодых зарубежных талантов в России.

Профили компетенций и персональные траектории развития

Участники этого трека зафиксировали отсутствие кроссплатформенного или глобального решения для ведения профилей компетенций и единого формата профиля компетенций на уровне образовательных организаций и компаний цифровой экономики. Необходимо регулярно актуализировать и регламентировать бизнес-процесс ведения профилей и проводить доказательные исследования валидности используемых компетенций, решили эксперты.

Также участник трека сформировали требования к функционалу «идеальной» системы формирования и учета персональных профилей компетенций и траекторий развития граждан и стандартам обмена данными о компетенциях. А среди подходов к нормативному регулированию этой системы были обозначены: регламентированный учет профиля компетенций при приеме на работу, обеспечение и определение уровня защиты персональных данных, единые стандарты защищенных протоколов, передачи и хранения данных, признание цифровых профилей на государственном уровне, формат базового профиля и методики наполнения профиля, рекомендательных характер для работодателей. 

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*