Опрошено около 34 тысяч человек по всей России. Результаты исследования показали: преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения и лояльно относятся к происходящему. Но психологически многие не могут принять ситуацию.
И это понятно: резкий разрыв с традиционным очным обучением дается нелегко всем, вне зависимости от направлений подготовки, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя. Но сложнее всего тем, кто преподает технические и экспериментальные дисциплины, которые в обычной жизни требуют максимального контакта со студентом, облилия практических и лабораторных занятий.
Две группы преподавателей однозначно оптимистичны в своих взглядах на дистант. Это те, кто работает в области военного образования и те, кто видит в онлайн-фооматах возможность индивидуального подхода к учебе в вузе.
91 процент всех опрошенных согласны: в нынешней ситуации переход на дистант был необходимой мерой. 83 процента практически постоянно находятся в онлайне на мобильных и стационарных устройствах, а 75 процентов высоко оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях.
Данные опроса говорят о том, что преподаватели вузов уверенно пользуются интернетом и чувствуют себя в онлайн-среде "как в своей тарелке".
Но нельзя забывать и о том, что резкий скачок из офлайна в онлайн нарушил привычный образа жизни преподавателей, "полетел" сложившийся распорядка дня, где были распределены не только во времени, но и пространстве работа и отдых.
60 с лишним процентов преподавателей честно признались: из дома работать не нравится. У 34 процентов опрошенных нет места для комфортного проведения занятий.
У большей части педагогов стало меньше свободного времени и возникло представление о росте рабочей нагрузки - об этом расказали 86 процентов. Да и в целом большинство, конечно, считают, что свои занятия лучше проводить в очном формате. Так что внутривузовской "пиар-кампании" у дистанционного образования, скорее всего, не будет. Но вирус пока диктует свои условия.
Вывод? Текущий радикальный переход на дистант, если и вызывает недовольство преподавателей, то связано оно в большей степени не с уровнем квалификации, а с разрушением привычного уклада жизни.
Не исключено, что подобная реакция связана и с резким, практически одномоментным переходом на непривычные для многих формы работы: большинство преподавателей в самом начале еще не обладали необходимыми навыкам работы в онлайне и вынуждены были проходить "нулевой цикл" в их освоении. Вероятно, с приобретением подобных навыков и развитием необходимой инфраструктуры ситуация может измениться.
Какие риски в дистанционном образовании видят преподаватели вузов?
- спад мотивации студентов к обучению;
- нехватка у студентов навыков для поддержания самодисциплины и усердия;
- эмоциональные срывы, как у студентов, так и у преподавателей;
- рост нагрузки на преподавателей;
- невозможность контролировать уровень знаний;
- ограничение в ряде направлений (прежде всего, технических, математических) на дистанционную передачу знаний;
- формализация процессов образования, склонность к шаблонным решениям.
Интересно, что те, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение, как правило, видят будущее высшего образования как сферу свободных и индивидуальных форматов передачи знаний.
Текст - Мария Агранович
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.