Больше месяца преподаватели российских университетов проводят занятия со студентами в онлайн-режиме. Специфика удаленной работы потребовала новых форматов подачи материала и перестройки учебного процесса, что для многих стало настоящим вызовом. Но есть и те, кто увидел преимущества в переходе на дистанционное обучение и смог выработать свои методы эффективной работы со студентами онлайн.
Преподаватели Крымского федерального университета смогли найти способы дистанционного взаимодействия со студентами в тех дисциплинах, где личное общение незаменимо: медицина, биология, архитектура, математика.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Для заведующего кафедрой патологической анатомии Медицинской академии КФУ Максима Кривенцова занятия без визуализации невозможны. Спецификой дисциплины «Патологическая анатомия» является демонстрация реальных процессов, происходящих в организме. Для этого во время дистанционного обучения Максим Кривенцов использует соцсеть «ВКонтакте», веб-сайт кафедры, платформу Discord, которая позволяет организовать живое общение, а также активно развивает YouTube-канал «Патология», который использовали преподаватели и студенты еще до пандемии.
Доцент кафедры прикладной математики Юлия Дюличева уверена, что важно чередовать форматы подачи материала. По ее мнению, помимо видеоконференций помочь студентам в освоении учебной программы могут VR и AR технологии. Применяя приложения дополненной реальности на практике, преподаватель отмечает большую заинтересованность студентов. Кроме того, такой формат не потеряет своей актуальности и после пандемии.
«Огромное количество инструментов дополненной и виртуальной реальности используется для анализа воздействия силы, массы, траектории, скорости и иных характеристик объектов физического мира, что позволяет детально изучать происходящие процессы и экспериментировать в трехмерном виртуальном пространстве, исключая затраты на оригинальные испытания», – считает доцент.
Организовать практические занятия в цифровой среде удается и физикам. Профессор и доцент кафедры физики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Михаил Соппа и Евгений Матус создали комплекс виртуальных лабораторных работ. Все опыты максимально приближены к реальности, а списывание и поиск готовых решений в сети вовсе невозможны. Генератор случайных чисел позволяет получить исходные данные персонально для каждого студента.
Большой объем практических занятий и лабораторных работ предполагает и образовательная программа iPhD «Биоматериаловедение» НИТУ «МИСиС», но руководителю программы Федору Сенатову удалось адаптировать все курсы к онлайн-форме. Пока нет возможности проводить реальные опыты студены анализируют весь массив данных, который был уже получен в лабораториях, пишут научные статьи и обзоры. Лекции и семинары перенесены в онлайн, при этом в качестве экспертов к дистанционным занятиям привлекаются ведущие иностранные профессора. Они делятся своим опытом и последними разработками.
Идея привлечения экспертов и преподавателей других университетов к онлайн-семинарам нравится и заведующей кафедрой журналистики Пензенского госуниверситета Реве Екатерине Константиновне. По мнению преподавателя, такой подход вносит разнообразие в учебный процесс и привлекает студентов. А старший преподаватель журналистики Сибирского федерального университета Дарья Александровна Устюжанина вовлекает студентов в образовательный процесс с помощью совместных онлайн-проектов в формате презентаций, таблиц, майндмеп.
Алексей Федорович Лысенко преподает в Донском государственном техническом университете методы работы с информацией, CRM-системы, системную инженерию – дисциплины, которые требуют практики. Несмотря на то, что часть занятий пришлось перенести, преподаватель отмечает, что в переходе на удаленную работу есть свои плюсы. Во-первых, повысилась посещаемость. Во-вторых, благодаря общим воркспейсам в социальных сетях и мессенджерах студенты могут видеть успехи друг друга, что мотивирует и помогает организоваться. В-третьих, стало понятно, какая часть обучения может остаться в онлайн-среде и на что делать акцент при очных занятиях.
«Важный вывод, который мы должны сделать, это то, что в реальной работе студентов важно делать акцент на практику, уменьшив количество лекций, заменив их онлайн-курсами», - отмечает преподаватель.
О том, что практики, наработанные преподавателями во время пандемии, должны остаться рабочими и после того, как все участники образовательного процесса вернуться в стены университета, говорит и Роман Викторович Светлов, профессор, директор института философии человека РГПУ им. Герцена.
«Как прежде уже не будет. Значительная часть элементов онлайн-образования должны сохранятся, и вуз, который будет использовать их эффективно, сможет вырваться в лидеры по интересу к нему со стороны обучающихся».
Большинство преподавателей уверены, никакие технологии не могут заменить живого общения со студентами, но и в переходе на дистанционное обучение видят свои плюсы – опыт работы в онлайн-среде с современными форматами подачи материала и более активное внедрение цифровых технологий в традиционное образование после пандемии, что позволит университетам готовить специалистов будущего.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.