Опыт будущего

07.05.2020 94

Больше месяца преподаватели российских университетов проводят занятия со студентами в онлайн-режиме. Специфика удаленной работы потребовала новых форматов подачи материала и перестройки учебного процесса, что для многих стало настоящим вызовом. Но есть и те, кто увидел преимущества в переходе на дистанционное обучение и смог выработать свои методы эффективной работы со студентами онлайн.

Преподаватели Крымского федерального университета смогли найти способы дистанционного взаимодействия со студентами в тех дисциплинах, где личное общение незаменимо: медицина, биология, архитектура, математика.

Фото - minobrnauki.gov.ru

Для заведующего кафедрой патологической анатомии Медицинской академии КФУ Максима Кривенцова занятия без визуализации невозможны. Спецификой дисциплины «Патологическая анатомия» является демонстрация реальных процессов, происходящих в организме. Для этого во время дистанционного обучения Максим Кривенцов использует соцсеть «ВКонтакте», веб-сайт кафедры, платформу Discord, которая позволяет организовать живое общение, а также активно развивает YouTube-канал «Патология», который использовали преподаватели и студенты еще до пандемии.

Доцент кафедры прикладной математики Юлия Дюличева уверена, что важно чередовать форматы подачи материала. По ее мнению, помимо видеоконференций помочь студентам в освоении учебной программы могут VR и AR технологии. Применяя приложения дополненной реальности на практике, преподаватель отмечает большую заинтересованность студентов. Кроме того, такой формат не потеряет своей актуальности и после пандемии.

«Огромное количество инструментов дополненной и виртуальной реальности используется для анализа воздействия силы, массы, траектории, скорости и иных характеристик объектов физического мира, что позволяет детально изучать происходящие процессы и экспериментировать в трехмерном виртуальном пространстве, исключая затраты на оригинальные испытания», – считает доцент.

Организовать практические занятия в цифровой среде удается и физикам. Профессор и доцент кафедры физики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Михаил Соппа и Евгений Матус создали комплекс виртуальных лабораторных работ. Все опыты максимально приближены к реальности, а списывание и поиск готовых решений в сети вовсе невозможны. Генератор случайных чисел позволяет получить исходные данные персонально для каждого студента.

Большой объем практических занятий и лабораторных работ предполагает и образовательная программа iPhD «Биоматериаловедение» НИТУ «МИСиС», но руководителю программы Федору Сенатову удалось адаптировать все курсы к онлайн-форме. Пока нет возможности проводить реальные опыты студены анализируют весь массив данных, который был уже получен в лабораториях, пишут научные статьи и обзоры. Лекции и семинары перенесены в онлайн, при этом в качестве экспертов к дистанционным занятиям привлекаются ведущие иностранные профессора. Они делятся своим опытом и последними разработками.

Идея привлечения экспертов и преподавателей других университетов к онлайн-семинарам нравится и заведующей кафедрой журналистики Пензенского госуниверситета Реве Екатерине Константиновне. По мнению преподавателя, такой подход вносит разнообразие в учебный процесс и привлекает студентов. А старший преподаватель журналистики Сибирского федерального университета Дарья Александровна Устюжанина вовлекает студентов в образовательный процесс с помощью совместных онлайн-проектов в формате презентаций, таблиц, майндмеп.

Алексей Федорович Лысенко преподает в Донском государственном техническом университете методы работы с информацией, CRM-системы, системную инженерию – дисциплины, которые требуют практики. Несмотря на то, что часть занятий пришлось перенести, преподаватель отмечает, что в переходе на удаленную работу есть свои плюсы. Во-первых, повысилась посещаемость. Во-вторых, благодаря общим воркспейсам в социальных сетях и мессенджерах студенты могут видеть успехи друг друга, что мотивирует и помогает организоваться. В-третьих, стало понятно, какая часть обучения может остаться в онлайн-среде и на что делать акцент при очных занятиях.

«Важный вывод, который мы должны сделать, это то, что в реальной работе студентов важно делать акцент на практику, уменьшив количество лекций, заменив их онлайн-курсами», - отмечает преподаватель.

О том, что практики, наработанные преподавателями во время пандемии, должны остаться рабочими и после того, как все участники образовательного процесса вернуться в стены университета, говорит и Роман Викторович Светлов, профессор, директор института философии человека РГПУ им. Герцена. 

«Как прежде уже не будет. Значительная часть элементов онлайн-образования должны сохранятся, и вуз, который будет использовать их эффективно, сможет вырваться в лидеры по интересу к нему со стороны обучающихся».

Большинство преподавателей уверены, никакие технологии не могут заменить живого общения со студентами, но и в переходе на дистанционное обучение видят свои плюсы – опыт работы в онлайн-среде с современными форматами подачи материала и более активное внедрение цифровых технологий в традиционное образование после пандемии, что позволит университетам готовить специалистов будущего.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*