LIVE «НТИ 2.0: курс на форсайт!»

06.05.2020 364

Платформа НТИ, Университет 20.35, Российская венчурная компания, крупнейшие российские университеты и технологические компании объявляют о старте форсайта по формированию технологических рынков в рамках Национальной технологической инициативы 2.0.

В эфире канала Go Online 29 апреля игроки рынка образовательных услуг и представители вузов, эксперты Университета 20.35 и Платформы НТИ обсудили суть предстоящего онлайн-форсайта рынка Эдунет, образ результата, возможности для вузов, форматы участия, способы и сроки подачи заявок. В ходи конференции они рассказали, как присоединиться к форсайту, как получить широкую сеть контактов, как сформировать четкое видение приоритетов развития и вывести перспективные разработки вузов на уровень глобальной конкуренции.

Участники эфира: 
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35; 
Анастасия Морозова, директор Департамента по развитию технологических сообществ и партнерств АНО «Платформа НТИ» 
Макар Гончаров, GR-директор онлайн-школы Skyeng 
Дарья Гриц, директор по стратегии продуктов для вузов онлайн-школы Skyeng 
Илья Яськов, заместитель проректора по развитию ДВФУ 
Венера Шарафиева, GR-директор Фоксфорд

Модератором дискуссии выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35 Ирина Белозерова.

Анастасия Морозова:

НТИ — это сообщество предпринимателей, нацеленное на увеличение технологических стартапов на рынке. Сообщество, активно поддержанное со стороны государства, которое помогает нам проводить форсайты. Национальная технологическая инициативы фокусируется на конкретных рынках, которые будут очень быстро расти. 

Сейчас мы видим много запросов со стороны бизнеса на то, что нужно открыть новые рынки, новые зоны роста спроса.   Рынок Эдунет, рынок новых технологий в образовании является одним из таких рынков, которые НТИ открывает, является частью НТИ 2.0.

Другие компоненты нового витка НТИ — это активная массовая работа с регионами. Мы очень хотим, чтобы к нам присоединились как можно больше региональных предпринимателей. Для этого мы используем цифровые модели сборки и регионам в этой ситуации будет легче подключаться. 

Форсайт НТИ 2.0  это масштабный проект, мероприятие на три месяца, в рамках которого предприниматели и представители вузов как раз смогут очертить образ будущего рынка современных образовательных технологий. Поймут как эти технологии будут выглядеть, как будут отвечать на запросы потенциальных потребителей, как предприниматели смогут зарабатывать, как вузы могут включиться, какие барьеры надо преодолеть: законодательные или технологические, какой может быть план достижения результата, как должно вести себя государство, конкретные предприятия или представители вузов. Мы надеемся, что подобные форсайты пройдут по нескольким рынкам. Рынок Эдунет показывает самую большую активность, он опережает все остальные рынки примерно в два раза.   

Образ результата форсайта НТИ 2.0 предполагает, что мы поймем, где будут деньги на образовательном рынке, на что будет спрос. Чего будут хотеть школьники, родители, люди, которые получают второе высшее образование.

Второе — каким образом этот спрос мы сможем удовлетворить, что должны делать все участники рынка.

Третье — какие проекты и стартапы мы можем поддержать, чтобы рынок интенсивно развивался, какие инвесторы будут в этом заинтересованы, как корпорации будут участвовать.

Мы хотим сформировать три серьезных запроса. Первое — это запрос к образованию: какие компетенции мы должны растить в вузах, чтобы рынок быстро развивался. 
Мы хотим сформировать запрос к акселераторам. Потому что мы подозреваем, что акселерационные программы для новых рынков, для Эдунета должны быть специфическими и акселераторы должны быть к этому готовы.
Мы хотим сформировать запрос к государству на финансовую поддержку, на законодательную поддержку, необходимую для быстрого развития этого рынка. 

На форсайте мы хотим увидеть бизнесы, которые собираются зарабатывать деньги. Это могут быть молодые стартапы, это могут быть сложившиеся компании, это могут быть компании при вузах. Мы хотим видеть представителей вузов, готовых вкладываться в будущее образования, готовых меняться, поддерживать на своих площадках каких-то новых механизмов, проектов, программных продуктов, что будет соответствовать образу будущего Эдунет. Всех готовых меняться и активно что-то делающих в этом направлении мы приглашаем на форсайт.

Эдунет собирается очень быстро и опережает все другие рынки в два раза. Есть шансы запустить рынок, запустить форсайт как мероприятие рынка Эдунет в середине мая. Предварительные даты — 12, 13, 14 мая. На регистрацию осталось время до 6 мая. После этого регистрация закроется, и группа начнет работать. Вся работа группы по форсайту будет открытой, и группа будет публиковать все материалы. Надеемся, что группа будет проводить открытые звонки, рассказывать о текущих результатах. Но если вы хотите быть не только вовлеченными в информационный поток, но и своими действиями определять образ будущего рынка, то нужно регистрироваться до 6 мая и максимально подробно заполнять анкету. В анкете должно быть четко понятно, почему вы должны войти в эту основную группу, которая будет формировать будущее. Что вы уже сделали. Постарайтесь подойти к анкете максимально профессионально.

Форсайт подразумевает серьезную работу в группах. Мы растянули на три месяца, чтобы эту работу поместить в рабочий график участников под грифом «важное» и «не срочное». мы вас призываем системно подойти и подумать над тем, как рынок будет развиваться, и ваша компания будет развиваться.

Ограничение числа участников в 60 человек обусловлено тем, что группы должны быть управляемыми и модерироваться. Будут две группы по 30 человек. Это возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон, то есть у нас однозначно будет два взгляда.

Что касается образа результата, то у нас представлены разные категории компаний и представителей образования. Образ результата для меня это как раз сделать так, чтобы все образы результата, которые у нас на Live перечислены, реально осуществились.

Если каждый участник форсайта найдет ответы для себя на эти вопросы, значит мы все сделали правильно. Потому что мы делаем это для вас. Мы помогаем системно вам подумать о том, каким образом будет развиваться отрасль образования. 

Если хотите принять участие в форсайте, то надо обязательно зарегистрироваться на сайте. Ждем регистраций до 6 мая. Наши эксперты посмотрят на вашу анкету и либо ее подтвердят, либо предложат остаться в статусе наблюдателя и внимательно следить за тем, как будет работать группа.

Василий Третьяков:

История про Эдунет насчитывает больше года. Мы пытаемся понять, какую задачу можно решить, помогая стартапам в диалоге с государственной системой образования. В рамках «Острова 10-22» и «Зимнего острова» мы обсуждали с компаниями чем им может помочь появляющийся рынок. Ответ сводился к двум пунктам. Первое — стартапам очень сложно начать работать с государственными структурами, сложно найти диалог с университетом, сложно вклиниться в школьную систему и получить возможность предлагать свои продукты тем, кто реализует свои образовательные программы.

Поэтому одна из задач рынка Эдунет — помощь в выстраивании взаимодействия. Когда новые, непривычные для системы образования продукты, через этот рынок интегрируются в систему, а образовательные платформы и цифровые решения получают поддержку за счет участия в государственной системе образования.

При этом, речь идет не только о финансовых механизмах, о финансировании этих стартапов. Есть еще один аспект, которые хорошо виден на примере работы Университета 20.35. Почему мы пришли в университеты и делаем на них основную ставку на взаимодействие с ними. Потому что там есть студенты и студентов много. Они учатся и сконцентрированы на своем развитии. Это значит, что они могут осознанно относиться к процессу обучения. На них можно ставить эксперименты, проверять гипотезы относительно того, как учиться эффективнее.  А для стартапов это сегодня самое важное. Важно уметь быстро проверить свою гипотезу, получить подтверждение того, что обучение в новом формате эффективно, что цифровые инструменты востребованы и их можно применять. Как ни странно, это проще сделать в вузах, чем во взаимодействии с внешними потребителями, которые платят деньги.  

Перспектива может заключаться в том, что университеты, участвующие в Эдунет, способны создать площадки апробации, быстрой проверки гипотез для образовательных стартапов.

Вузы могут участвовать в развитии других рынков Национальной технологической инициативы своей экспертизой, своими компетенциями. Мы как Университет НТИ возлагаем большие надежды на то, что в рамках новых рабочих групп, которые будут формироваться появится традиция свои компетенции отчуждать и передавать другим участникам групп.

На общем понимании, на общей терминологической базе тех задач, которые решаются внутри рынка, на которые можно сделать ставки, появляется сообщество рынка. Оно может быть продуктивным, может усиливать друг друга. Надеюсь, что университеты придут со своей функцией распространения и передачи знаний внутри НТИ 2.0. Более того, участвуя в обмене знаниями внутри рынка, они смогут открывать новые образовательные форматы, брать новый контент и новые компетенции, привлекать к своей работе экспертов, чтобы реализовывать свои образовательные программы. Это значит, что для университета участие в форсайте НТИ 2.0, и впоследствии, в работе рынков — это источник обновления образовательных программ.

Сейчас три университета проводят постоянные опросы преподавателей и студентов и строят оценку обучения в онлайне. А глубоких данных, как на самом деле учатся студенты, пока нет. Никакого потока данных не случилось. Проанализировать успешность обучения конкретного студента пока невозможно. Внимание студентов распределено между разными цифровыми платформами

Эдунет это рынок про цифровые стандарты, про стандарты обмена данными. Чтобы доказать, что стартап эффективен, нужно не просто провести миллионы уроков.

Эдунет может быть экспертным сообществом, которое принимает национальные или межуниверситетские стандарты, которые позволяют показывать эффективность применяемых технологий и решений. Это важная составляющая для распространения технологий и доверия к ним.

Есть совсем свежий пример. Новгородский государственный университет выразил заинтересованность в разработке симуляций для учебных задач. В условиях онлайн обучения одна из самых сложных проблем — проведение в дистанционном формате лабораторий и практик. Оказалось, что есть решения, их достаточном много, они базируются на 3Д-моделировании, на математическом моделировании процессов. Но производители этих решений не закроют все потребности университетов. А университеты имеют сегодня возможности самим создавать такие решения, потому что есть большое количество платформ, мы готовы делиться. В том числе компании НТИ, которые работают на этом рынке. 

И ничего не стоит создать для студентов условия, чтобы они такие симуляции, такие модели могли строить сами. Мы сегодня привлекли 5-6 компаний и университеты. И проговорили с ними почему бы студентам не начать создавать в качестве образовательных, учебных проектов такого рода симуляторы, которые потом непосредственно сразу же внедряются в учебный процесс. И бизнес предложил бесплатно открыть доступ к своим платформам в учебных целях. Таким образом, появится первый опыт применения продукта в учебном процессе. Мы поняли, что, если появится хорошая симуляция производственного процесса, то ее сможет купить EdTech компания. Использовать далее в своих задачах, связанных с моделированием и совершенствованием производственных процессов. 

Таким образом, родилась модель, в которой студенты получают возможность работать с современными продуктами по созданию цифровых двойников.  На современных платформах при прямой экспертной и технологической поддержке ведущих компаний они создают образовательные продукты. И создают себе возможности для трудоустройства, возможности заниматься этими технологиями в интересах компании или создать собственную компанию, которая будет построена на этой компетенции. Эта конструкция потенциально вовлекает в создание образовательных продуктов десятки и сотни студентов, сразу внедряющихся в образовательный процесс на современных платформах. Такие кейсы могут возникнуть во многих вузах. Многие разработчики образовательных решений готовы часть своего продукта предоставить студентам для экспериментов, чтобы они улучшали платформы и искали новые форматы взаимодействия.  Сам подход к экспериментированию в образовании и к вовлечению студентов может кардинально поменять картину сегодня. Я надеюсь, что Эдунет этому поможет.

Я надеюсь, что форсайт плавно перетечет в конце года в новый «Остров». Результатом форсайта будет картинка, которую смогут разделить как видение будущего десятки тысяч людей. Если мы будем верить в то, что должно произойти в системе образования, будем понимать, что это желаемое состояние, тогда все участники системы образования, разделившие эту картину мира, смогут помогать в ее реализации. Это очень важно, потому что, когда Skyeng приходит в университет, двери перед ним не открыты. Двери открыть сложно. Для этого все люди, которые работают в вузах и в школах, должны разделять процесс изменений, разделять то, к чему мы стремимся, внедряя новые технологии. 

Если форсайт пройдет удачно, то эта картина должна быть хотя бы общими мазками нарисована, и мы все сможем ее принять и разделить. И затем снимать те барьеры, которые стоят между нами.

Дарья Гриц:

У нас более 30 вузов-партнеров. Мы помогаем вузам повысить эффективность онлайн обучения. Как система образования мы справились с переходом на дистант. Сейчас вопрос в том, как сделать эти занятия более эффективными 

За семь лет мы провели уже около 10 млн уроков. Мы прошли большой путь проверки гипотез. Университетам-партнерам мы дали бесплатный доступ к цифровой образовательной среде, которая подходит для синхронной и асинхронной индивидуальной работы, для диагностики. Там большое количество образовательного контента, это избыточная цифровая среда. Преподаватели могут сами комбинировать и создавать различные задания. При этом выполнение работ будет проверено автоматически. 

Мы также открыли специальный сайт по дистанционному обучению. Помогаем кафедрам вузов перестроиться на онлайн обучение, открыли бесплатные инструменты и возможности, которые могут им помочь. Запустили собственную линейку интенсивов и мастер-классов.

С середины марты количество студентов, которые пользуются платформой, выросло на 332%. Мы получили качественную обратную связь от вузов. Этот период дал много инсайтов о том, как должна строиться эта работа.

АСИ и Университет 20.35 создают площадки, на которых мы можем предметно общаться с преподавателями и ректорами о том, какое будущее мы можем построить. Сложности связаны с тем, что у преподавателей нет образа будущего, нет квалифицированного запроса на технологии. Но благодаря НТИ есть возможность общения, есть стимул, чтобы это общения развивалось еще больше. 

От форсайта мы ждем единой концепции Эдунета, работающих партнерств, понятных рамок для коллаборации между EdTech и вузами.

Илья Яськов:

Внезапно произошла «уберизация» университетов. Вузы стали агрегаторами сервисов. Подключаются онлайн курсы, платформы и инструменты онлайн обучения.

Основная задача взаимодействия вузов с компаниями Эдунет — это разобраться в многообразии платформ и инструментов. В этом смысле Эдунет может стать точкой экспертизы и собирать конструктор из образовательных продуктов. Потому что много компаний играют на узком рынке онлайн образовательных услуг. Поэтому необходима экспертиза. И Университет 20.35 на своей платформе собирает много инструментов образования и диагностики и помогает вузам эти конструкторы собирать. 

Мы готовы сотрудничать с компаниями Эдунет. У ДВФУ есть определенная экспертиза, мы понимаем, кто делает лучшие продукты.

Экосистема НТИ настолько большая, что сервисов очень много.
«Точки кипения» — место для обсуждения непривычных продуктов, для реализации интересных экспериментов. У нас, например появилась киберспортивная команда, выиграли дальневосточную лигу.
Центры компетенций НТИ. У них свои задачи, вокруг них тоже формируется экосистема с участием молодых разработчиков. Эта гремучая смесь рождает новые продукты. В нашем центре компетенции разрабатываются образовательные продукты по химии и физике с решениями виртуальной и дополненной реальности.
Есть CDO. Мы обучаем госслужащих, а также формируем понимание у сотрудников ДВФУ для чего нужны данные и что с ними делать.
Есть Кружковое движение НТИ. Это такая же большая экосистема, как и сама НТИ.   

Результатом форсайта будет то, что мы сделаем образование непрерывным процессом. Не будет ЕГЭ, не будет перехода от школьного образования к вузовскому, от вузовского к послевузовскому. Это можно будет сделать на основе конструирования образовательного и профессионального пути с использованием новых продуктов. EdTech не только онлайн, это еще и офлайн, только disruptive, подрывной. Если форсайт позволит это сделать, то это будет прорыв.  

Венера Шарафиева:

С момента перехода на дистанционное образование у нас прибавилось 2 млн школьников и 100 тыс. учителей. Это колоссальный прирост. Ранее на платформе Фоксворд работали 3 млн школьников и 350 тыс. учителей. 

Основные возражения — это нежелание разбираться с большим количеством предлагаемых платформ и привязанность к классическому формату обучения (педагог-учитель).

Огромных усилий стоит переломить психологию педагогов. В онлайн образовании педагог может выступать в роли тьютора. Мы выстроили алгоритм и опорные точки, которые обеспечивают успешность внедрения и запуска.

Необходимо обеспечить онлайн аналитику, чтобы у педагогов и у ведомств были инструменты влияния и актуальная информация по обучению студентов и успешности их учебы. Наибольшую значимость имеет качество контента и техническая готовность. Сегодня актуальна непрерывность образовательного процесса. 

Самое ценное ожидание от форсайта — это единое понимание целей университетов и работодателей. Какие-то маршруты движения, важные элементы, которые необходимо предусмотреть. Этого можно достичь в ходе работы с конечными пользователями со студентами и вузами.

Макар Гончаров:

В качестве партнеров по рынку Эдунет мы бы хотели в форсайте видеть людей, принимающих решения, способных своим решением что-то менять, людей, которые будут внедрять изменения, налаживать климат, создавать среду, создавать мышление. То есть ждем активных людей и тех, кто имеет административный ресурс для принятия решений.

Чтобы в университете появился инкубатор для стартапов необходимо запустить рыночные механизмы внутри университета. Чтобы серьезно оценить стартап, входить в него на рыночных условиях, чтобы университет был инвестором, получателем прибыли. 

Ждем от форсайта набор гипотез, которые мы сможем протестировать в этом году. А потом вернуться к этим гипотезам на следующий год.

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*