LIVE: «Разведка боем»: проектирование онлайн-занятий в условиях «дистанционного» форс-мажора

29.04.2020 62

Цикл онлайн-конференций проекта Go Online продолжился обсуждением приемов проектирования занятий и удаленного взаимодействия со студентами.

Команда Go Online 24 апреля подготовила эфир, посвященный подготовке онлайн-занятия, созданию единого шаблона успешного онлайн-занятия, пересборке форматов и подготовке преподавателей к обучению на «удаленке».

Участники эфира:

Ирина Чувакина, директор образовательных проектов компании Ростелеком;
Светлана Велединская, директор центра повышения квалификации и переподготовки Томского государственного университета;
Олеся Бабанская, заместитель начальника управления дополнительного образования, доцент кафедры электронного обучения Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники;
Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн обучения, Уральского федерального университета;
Павел Донченко, руководитель отдела тренеров Корпоративной Академии Росатома;
Антон Сажин, основатель конструктора образовательных ресурсов CORE.

Модератором дискуссии выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35 Ирина Белозерова.  Запись конференции можно посмотреть на канале Университета 20.35.

Антон Сажин:

На нашей платформе любой человек может стать учителем. С переходом на онлайн обучение кто-то из педагогов отправился делать то, что раньше делалось в офлайне. Это максимальное количество вебинаров, Zoom-лекций.
Другие перешли к полному перепроектированию программ, чтобы дать набор знаний необходимых ученику и разнести это по времени. То есть создаются онлайн уроки в формате образовательных лонгридов, интерактивных заданий, квестов. Платформа CORE позволяет учителю делать такие материалы.
С учетом огромного количества онлайн инструментов детей можно вовлекать в интересную учебную деятельность. 

К нам присоединились более 68 тыс. педагогов, создано 79 тыс. онлайн уроков, 1 млн детей учатся в сутки на на наших уроках. Почти 20 % педагогов шерят между собой уроки, то есть передают электронную версию урока другим учителям. Это позволяет сократить время на подготовку и освободить время на педагогическую работу. Учителя в режиме UGC (User-generated content или пользовательский контент) смогли сгенерить гораздо больше онлайн уроков.

Сформировалось сообщество педагогов, которые помогают и прокачивают друг друга. Учителя научились делать ставку, выявлять главное. самое ценное, что нужно детям.  Преподаватели ожидают, что дистанционное образование сохранится и станет неотъемлемой частью жизни. И теперь они перепроектируют программы на следующий учебный год. При этом детям важно общение между собой и с учителем.

Есть разделение: онлайн курсы предназначены для корпоративного сегмента и платные, онлайн уроки закрывают все задачи учителя и предоставляются бесплатно. Есть инструменты для колледжей, для среднего профессионального образования.

Нужно уходить от логики синхронных занятий, когда мы всех загоняем в одно время и в одно место, будь то аудитория или комната в zoom. Нужно перепроектировать результат и разносить деятельность детей по времени.
Вузы сильно отстают с точки зрения организации онлайн деятельности. Они не переходят к более продвинутым инструментам. Хотя существуют десятки технологий типа Team-Based Learnin (Командное обучение), различная проектная деятельность, ротация станций. Вузы пока их не задействуют и в вузах не хватает проектной онлайн деятельности. 

Светлана Велединская:

Студенты вполне требовательны, они не приемлют традиционных форматов, перенесенных в онлайн. Вузы пережили волну привыкания к инструментам, входа в дистанционное обучение. Но студенты начали немного «кипеть», их раздражает отсутствие интерактива, статичные лекции.
Мы запустили копилку методических советов преподавателям от преподавателей. Сопровождение выполняется через Moodle. Студентам необходима целостность образовательного процесса.

Преподаватели приходят к отказу от привычного формата лекций. Онлайн — совершенно другой хронотоп, другая среда. Вебинар дольше часа никто выдержать не способен. Воспринимать информацию с голоса с экрана поколение, воспитанное на YouTube, не может.  Появились ролики, подкасты на тему того, как просто и интересно подать образовательный контент. 
Преподаватели стали делиться опытом, как быстро подготовить контент и дать студентам. Синхронное время уменьшается, увеличивается асинхронное. Асинхрон нужно организовывать. Нарастают требования к месту, то есть к электронной среде. В образовательной среде все должно быть последовательно и понятно. 

Акцент смещается от контента, который несет учитель, на обучение (learning). Используются интерактивные доски, системы обратной связи, такие как Mentimeter — конструктор для онлайн опросов и викторин. А теория выносится в асинхрон, в технологию перевернутого класса.

Павел Донченко:

Специалисты атомной отрасли — с точки зрения обучения — «староверы». Они любят фундаментально учиться и учиться очно. Количество обучаемых через вебинар было меньше тысячи. Сейчас мы учим на вебинарах до 6 тыс. человек за неделю. Когда мы начали перерабатывать наши программы, то пришли к необходимости сохранить социальную составляющую, то есть возможность общения между занятиями.

Мы приняли набор правил. Вебинар должен быть не больше часа, иначе люди устают. Активность участников в чате должна быть не реже чем раз в 5 минут.  Или слушатели отвечают на вопрос, или проходят тестирование.

Этот формат обучения стал вызовом, им непросто учиться не так как раньше. Нам надо помогать им осваивать новый формат обучения, надо давать другие задания, для решения которых нужно самостоятельно найти информацию в интернете, самостоятельно исследовать тему. Управлять вниманием слушателей нужно через презентацию. Каждый сложный слайд разбиваем.

Идеальный онлайн урок всегда динамичный, интересный, преподаватель быстро двигается по контенту без пустых дискуссий и дурацких вопросов

Олеся Бабанская:

У нас инженерный вуз и большинство преподавателей столкнулись со сложностью перевода в онлайн лабораторных работ, практик, стажировок и т д. Еще до пандемии, в январе, мы запустили программу переподготовки преподавателей. При экстренном переходе на дистант они были подготовлены и сейчас разрабатывают собственные электронные курсы.
Мы работаем на площадке Moodle. Мы создали онлайн ресурс, на котором собраны все методические рекомендации, инструкции о том, как начать работать в системе.

Преподаватели передают лекционный материал студентам в виде презентаций, размещают видео лекций в Moodle, проводят вебинары. Есть преподаватели, которые используют онлайн-библиотеки, массовые открытые онлайн курсы. Пока преподавателям непонятно как организовать любые виды аттестаций в онлайн, лабораторные работы.

Мы рекомендуем преподавателям составить план и включить в него:
- контактную работу (синхронную и асинхронную)
- учебные материалы
- оценочные мероприятия
- график занятий
- постоянный план коммуникаций
- мониторинг работы студентов
- предоставление обратной связи и сроки проверки работ

Студент должен приходить на занятия подготовленным и его нужно об этом предупредить. При проведении занятий по методике перевернутого класса экономится время нахождения в онлайне, снижается нагрузка на сеть. 

Важно, чтобы во время онлайн занятия преподаватель обращался бы к разным студентам, применял элементы интерактива и предоставил возможность закрепить образовательный результат на практике.

Ирина Чувакина:

Наш корпоративный университет — это онлайн университет. Нашим сотрудникам доступно онлайн образование уже достаточно давно. В онлайне у нас собрана большая библиотека курсов. 
Чтобы учить в онлайн нужно создавать форматы заново. Потому что это абсолютно другая методология, другая среда. Приходит педагогический дизайн онлайн обучения больше похожий на кинематограф.

При пересборке программ мы ввели новые темы. Учим как проводить онлайн совещания, как фасилитировать онлайн встречи. Наши тренеры должны были полностью обновить компетенции. 

Мы полностью переделали наши программы. Главная тема — учить учиться. Обучение в онлайне — это непрерывный процесс. Мы вовлекаем заранее перед началом занятий, сочетаем разные форматы, вводим элементы сторителлинга, видео, текст. Вовлечение учащегося как зрителя. 

В прошлом году вместе с Высшей школой экономики мы провели экспериментальный проект IMBA — навыки лидера цифровой компании, провели интенсив на 3 с половиной месяца. Сейчас прошли уже два интенсива. Интенсив состоял из трех модулей. В каждом модуле были вебинары, домашние задания (прериды). Работали в разных форматах, транслировали в YouTube и предоставляли записи. Эксперты отвечали на вопросы в чатах.
Из 2000 заявок приняли на обучение 830 человек, 652 стали выпускниками.

Александра Кузьмина:

Когда мы готовим онлайн курс мы планируем образовательный результат, делаем иллюстрации и видеоряд. Но, кроме этого, используем и талант преподавателей. В УрФУ работает заведующий кафедрой информационных технологий и систем управления Андрей Созыкин. У него есть канал на YouTube с курсами по компьютерным наукам и информационным технологиям. Преподаватель сделал небольшие нарезки с простой и понятной графикой длительностью от 4 до 12 минут. Эти нарезки мы открыли для студентов. На канале уже более 50 тыс. подписчиков как среди студентов нашего вуза, так и среди студентов других вузов. Эти нарезки позволяют дать материал коротко, но емко.

Мы сделали такую же заготовку для других преподавателей. Это модель обучения с использованием онлайн курсов и вебинаров и всех видов активности студентов. 

Преподаватели пробуют, экспериментируют, выбирают то, что им лучше всего подходит. Когда мы проведем рефлексию по педагогическому дизайну, который у нас существует, то сможем определить самые эффективные методики и инструменты.

Для учащегося очень важно вовлечение в занятие, чтобы оно было интересным в первые пять минут и самое главное — дать попробовать, то есть выполнить какую-то практику.

 

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*