Сюда же массово подключился бизнес. На сайте Минпросвещения есть список из более чем 20 крупнейших частных образовательных сервисов, которые открыли бесплатный доступ для учителей и учеников. А вдобавок к ним - сотни местных, региональных ресурсов и сайтов.
Все это позволяет вести уроки онлайн, выполнять домашние задания, читать учебники… Но кто модерирует контент? Насколько он качественный? Как не потеряться в море образовательной "цифры"?
О том, как оценить знания, которые сегодня школьники вынуждены получать в совершенно разных форматах, и что сделать, чтобы сохранить единое образовательное пространство, "Российская газета" поговорила с председателем попечительного совета Российской академии образования Ольгой Васильевой и первым зампредседателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России Людмилой Дудовой.
Ольга Васильева:
"Перед нами стоит очень серьезный вызов. Те меры, которые уже были реализованы в части единой образовательной политики (в отношении и стандартов, и учебников, и образовательных ресурсов), сейчас требуют последующих шагов и самого пристального внимания. Прежде всего, от министерства просвещения. Когда мы говорим о едином образовательном пространстве, речь идет не просто о термине - это прямое выполнение конституционных обязательств государства перед гражданами: обеспечить равный доступ к качественному обучению на всей территории страны.
Ситуация с эпидемией напомнила всем про незаменимую роль педагога. Задайте сейчас вопрос любому родителю, оказавшемуся волей-неволей более погруженному в процесс обучения детей, насколько ценен труд педагога? И вы все поймете.
Эпидемия обнажила и слабые места в образовательном процессе. Да, сейчас массово запустили многочисленные онлайн-ресурсы. Да, что-то пытаются передать и через телевидение, и это верный шаг. Но все мы понимаем, что школа не может быть исключительно в онлайне, это временная мера. А вот чем пользоваться сегодня и педагогам, и школьникам - решают самостоятельно сами школы, решают учителя, решают родители. В регионах на местах бывают и ситуации, когда у родителей опускаются руки, что-то не работает, нет компьютера у семьи, нет возможности использовать тот или иной сервис. Если министерство не сформирует отдельную программу по развитию единого образовательного пространства в самые кратчайшие сроки, мы рискуем оказаться в очень печальной ситуации уже в следующем учебном году, когда оценка знаний ребят через всероссийские проверочные работы покажет нам реальную картину. Российская академия образования всегда готова к конструктивному диалогу и готова включиться в этот процесс, предоставляя свои наработки".
Людмила Дудова:
"Нынешняя ситуация показала, насколько важно наполнение федеральных государственных образовательных стандартов содержанием, которое одинаково доступно и понятно всем. Единое образовательное пространство - это еще и единое учебно-методическое сопровождение. Требуется продумать вопрос о базисном, едином учебном плане в таких непростых условиях. Единое образовательное пространство - это и единые требования к квалификации педагогических работников, в том числе тех, которые обеспечивают техническую поддержку. Мы видим, что сейчас это большая проблема. Необходимо выработать единые подходы к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, единые требования ко всем образовательным организациям, независимо от того, где они находятся.
Для этого нужно глубоко, всесторонне проанализировать все сложности и на основе этого анализа взвешенно подойти к формированию дорожной карты или программы, которая обеспечит условия для реализации такой формы обучения. Без материально-технической базы эти технологии просто не будут работать. И, конечно, необходим глубокий анализ уровня профессиональных компетенций педагогов. Педагогический процесс при электронной форме обучения требует совершенно иного учебно-методического сопровождения. Нужно обучать тех, кто создает электронные продукты, учебную литературу, серьезно подойти к пересмотру структуры программы по цифровому обучению национального проекта "Образование".
Никто не исключает вариативности, но нужно иметь ясное представление о том, кого мы хотим воспитать. Почему ученики, живущие в районном центре или небольшом селе, должны лишаться хорошего образования, потому что их педагог не соответствует требованиям, или в школе нет Интернета? Необходимы единые требования и условия для реализации образовательной программы. Это обеспечит получение детьми качественного образования.
Нельзя спешить. Отдельный вопрос - гармоничное сочетание электронного и офлайн-обучения. В силу своей специфики электронное обучение никогда не будет равным традиционному, потому что образование - это обучение и воспитание. Даже самый высокопрофессиональный педагог не сможет воспитать полноценную личность с использованием электронного обучения".
Текст - Ксения Колесникова
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.