Российские вузы переходят на более широкое использование "цифры" в экстремальных условиях режима самоизоляции. О том, оказалась ли система образования готовой к таким радикальным изменениям, что они значат для вузов и можно ли ставить знак равно между дистанционным обучением и цифровым университетом, рассказывают ведущие эксперты.
- На протяжении многих лет российские вузы уже использовали инструменты онлайн-обучения, однако опыта тотального применения этих технологий у большинства из них не было, - поясняет проректор по цифровизации Финансового университета при правительстве РФ Алексей Аносов.
- Прошло чуть больше месяца работы в таком режиме, и уже можно сделать выводы о недостаточной готовности массовых вузов к переходу на дистанционное обучение, - соглашается с ним проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор Елена Разинкина.
Она считает, что можно разделить высшие учебные заведения на три группы:
- ведущие университеты, которые имеют существенный опыт в онлайн-образовании и обладают требуемой IT-инфраструктурой;
- вузы массового сегмента, имеющие некоторый опыт в разработке собственных онлайн-ресурсов, но без внешней оценки качества, и частично обеспеченные необходимой IT-инфраструктурой;
- вузы, у которых полностью отсутствует возможность дистанционного обучения. По предварительной оценке Минобрнауки РФ, таких всего около 3 процентов.
- Далеко не все учреждения образования смогли оперативно и адекватно отреагировать на полный переход на дистант, - поясняет проректор по цифровизации - директор центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета Александр Фадеев. - Одно дело, провести пару занятий в малых группах с использованием вебинаров, что можно сделать и в скайпе. Но совсем другое - запустить весь образовательный процесс онлайн.
Александр Фадеев выделяет важнейшие составляющие успешного перехода вуза на дистанционное обучение: наличие электронных образовательных ресурсов для асинхронного (самостоятельного) обучения студентов; готовность преподавателей к использованию онлайн-технологий (как синхронного, так и асинхронного обучения).
Не менее важно наличие сетевых и серверных мощностей, а также сильная и адаптивная IT-команда, слаженность ее действий.
- Если хоть одно звено выпадет, то либо преподаватели окажутся не готовы, либо студенты не оповещены, либо сеть "упадет", как и происходило в некоторых университетах и школах по всей стране. Даже многие всероссийские образовательные онлайн-платформы оказались не готовы к таким нагрузкам, - комментирует эксперт.
О необходимости "смешанного" формата обучения, особенно для образовательных программ по инженерным и техническим направлениям, говорит и Елена Разинкина:
- Для вуза будет лучше, если он сможет разработать, успешно реализовать и "продать" востребованные, конкурентоспособные образовательные программы. А с использованием "смешанного" формата обучения или "чистого" онлайна - это зависит от запросов потребителей. По опросам студентов мы понимаем, что большая их часть не приемлет "чистый" онлайн, для них важно и личное общение с преподавателями, - рассказывает она.
Алексей Аносов считает, что онлайн-образование все же уступает классическому аудиторному, хотя и положительные стороны в вынужденном переходе на него есть.
- Быстрый и массовый переход учебного процесса на дистанционный формат должен сформировать качественно другую модель онлайн-обучения, которая будет весьма конкурентоспособной, - полагает он.
В обществе с дистанционным обучением часто связывают понятие "цифровой университет". Эксперты же подчеркивают, что под новой для системы образования формулировкой кроется целостная идеология построения и реализации бизнес-процессов с использованием цифровых технологий. Ее задача - создание цифровой экосистемы вуза, в том числе и инфраструктуры для удобства принятия управленческих решений.
- Цифровой университет - это инструментарий, позволяющий управлять университетом на основе данных в цифровом виде, - считает Александр Фадеев. - Другими словами, это некий пульт управления, в который стекаются данные обо всем, что происходит (и даже еще не происходит) в университете: о каждом студенте, о том, какие задания и как он отправлял на проверку, о том, сколько часов проработал каждый компьютер, и сколько калорий ушло на нагрев компьютерного класса.
Несмотря на то что нельзя смешивать понятия "цифровой университет" и "дистанционное обучение", Алексей Аносов полагает, что переход вузов в онлайн в условиях самоизоляции изменит требования к учреждениям образования по качеству цифровых сервисов. Уже сегодня сформировалась "критическая масса" как преподавателей, так и студентов, способных поддержать и даже требовать преобразований в вузах.
- Пандемия и изоляция дали мощный толчок к пересмотру стратегий развития вуза, политики в вопросах цифровизации и онлайн-образования, - уверена Елена Разинкина. - Не каждый вуз поставит для себя цель построения модели цифрового университета, но вернуться в прежнее состояние будет сложно тем, кто думает о своем будущем.
Эксперты, тем не менее, считают, что полноценное образование невозможно без классических аудиторных занятий и полный уход образования в онлайн обществу не грозит. Цифровой формат практически исключает воспитательную составляющую из образовательного процесса, а это - определенный риск для общества. Кроме того, полный переход на дистанционный формат ставит под вопрос полноценную подготовку по инженерным, медицинским и ряду других специальностей.
Текст - Федор Андреев
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.