LIVE «Курс – на онлайн»: создание онлайн-курсов как возможность преодолеть ограничения преподавания «на удаленке»

23.04.2020 330

Цикл онлайн конференций проекта Go Online продолжился обсуждением проектирования онлайн-курсов и образовательного контента, задействованного при создании курсов.

В эфире канала Go Online 21 апреля эксперты рассмотрели особенности онлайн курсов как важнейшего компонента образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Какие инструменты можно использовать для создания онлайн-курсов; как собрать онлайн-курс, если у вас нет видео и нет возможности его снять; с помощью каких инструментов проводить тестирования, проверять домашние задания, как это встраивать в онлайн-курс и как следить за успеваемостью студентов.

Участники Zoom-конференции пришли к выводу, что создание онлайн-курса может стать для вузов выходом и существенно сократить время и силы преподавателя на организацию работы в дистанционном режиме. И сейчас — уникальное время для экспериментов, чтобы взять лучшее в офлайн формат.



Участники эфира:

Яков Сомов, директор платформы открытых знаний «Лекториум» (более 5000 лекций и 100 онлайн курсов);
Екатерина Любимова, директор сервиса «Цифровой контент» Университета 20.35;
Леонид Колдунов, к.ф.-м.н., доцент Кафедры общей физики МФТИ — Физтех;
Алексей Щербаков, начальник отдела разработки электронных образовательных ресурсов Центра новых образовательных технологий Уральского федерального университета;
Наталья Галочкина, заместитель Руководителя студенческого департамента по отбору студентов, Сколтех;
Юлия Шувалова, директор по развитию Stepik, российской образовательной платформы и конструктора бесплатных онлайн курсов и уроков;
Александр Фадеев, проректор по цифровизации, директор Центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета.

Модератором дискуссии выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35 Ирина Белозерова.

Полезные ссылки от экспертов.

Университет 20.35:
Доступное образование от Университета 20.35

Лекториум:
Флагманский курс Лекториума по проектированию онлайн курса. Появился бесплатный доступ ко всем материалам.
Курс по литературе, который позволит прогуляться по Питеру дистанционно.

Stepic:
Сайт проекта;
Справочный центр;
Курс о курсах;
ВКонтакте;
Facebook;
На Stepik можно запустить курс бесплатно и платно. Все зависит от набора функций.
Для быстрого освоения можно посмотреть курс для авторов на Stepik.

Видео от Леонида Колдунова по работе с планшетом,
Видеолекции Физтеха.

Витрина курсов УрФУ;
Алексей Щербаков: a.v.shcherbakov@urfu.ru.

Открытые ресурсы ТПУ для всех желающих;
Открытый лекторий ТПУ;
VR-симуляторы ТПУ;
Виртуальные лабораторные;
Методическая копилка по работе в дистанте.

Система тестирования;
Система прокторинга.

Яков Сомов:

Онлайн курсы — это скорее учебники, чем сервисы. Учебник в отличии от самого учителя не берет на себя ответственность за образование учащегося. Большинство существующих онлайн курсов — на самом деле видеоучебники. В этом случае их надо совершенно по-другому проектировать.

Мы в «Лекториуме» развиваем концепцию лонгридов или микромодулей. Единицей учебника является мультимедийная страничка, на которой есть образовательные материалы в разных форматах. 

Если мы оцениваем онлайн курс как учебник, то не должно быть никаких дедлайнов и ограничений по его использования. Поэтому мы отказались от дедлайнов и регистрации. Мы убираем барьер доступа к контенту. Вы можете смотреть видео или изучать лонгриды без регистрации. Регистрация нужна для доступа к тестам и проверочным заданиям.

Важно осмыслить, что такое онлайн курс сейчас. На мой взгляд — это инструмент, а учитель все равно берет на себя ответственность. И учитель не должен фокусироваться исключительно на доставке контента.  То есть скинуть учащимся ссылку на урок — это не совсем правильная история. Нужно скоординировать материал в необходимую траекторию. Лонгрид с различными материалами — это и есть тот самый путь, авторский взгляд. Необходимо сфокусироваться на комбинации материалов и на обратной связи. Самое главное — это результат. Вы либо обучили студента, либо нет.

У нас уникальная ситуация. Раньше на онлайн образование хороших студентов особо не переводили. А сейчас все в равных условиях. То есть можно понять, как на ваш онлайн курс реагируют сильные студенты, получить честную обратную связь. Сейчас время экспериментов, время понять как нам студентов на этот уровень поднять.

Каналы получения честной обратной связи нужно тщательно продумать. Либо в виде цифровых следов, либо в виде очных семинаров. Контент можно найти. Важно понять, как выстроить методику. Особой методики онлайн образования пока ни у кого нет. Есть три источника, где ее можно найти. Либо у коммерческих сервисов, которые уже давно специализируется на онлайн обучении как Skyeng, либо у репетиторов высокого уровня, либо у преподавателей, которые работали с надомными учащимися.

Это значит, что сильные учителя могут сами эту методику создать. У нас есть 1-2 месяца чтобы эти методики протестировать. И когда пандемия пройдет, будут организованы новые бизнес-процессе и носители этих методик будут востребованы. 

Пандемия выявила несовершенство бизнес-процессов в образовании. Все вернутся в оффлайн, но умные администрации все равно задумаются, как перестроить образовательный процесс. В этот момент потребуются люди, которые знают, что делать.

Люди хотят, чтобы их работа была полезной осмысленной. Для мотивации преподавателей неплохо работает история вовлечения «насмотренности». — то есть показывать качественные кейсы и примеры. Нужно формировать «насмотренность» чтобы преподаватели знали «Как вообще бывает». Для этого их надо направлять на поиск качественного контента или провести обучение. 

Мы, понимая, что есть запрос на поиск контенту открыли доступ к курсу «Курсостроение» — это собрание 50 лонгридов, куда упакован весь наш опыт в большие интерактивные статьи с видео. Там невероятное количество ссылок и примеров качественного контента, который мы нашли. Там не только наши курсы и не только наши платформы. Призываю администраторов вузов разослать ссылку на эти курс в качестве подарка всем преподавателям.

Юлия Шувалова:

На Stepik многие вузы свои онлайн курсы уже давно размещают. При составлении курса преподавателям стоит учитывать ряд критериев курсов, которые сами студенты оценивают высоко.

Важна хорошая структура курса и наполнение — обычно 3-5 учебных модуля. Модуль рассчитан на одну неделю. В курсе должна быть определена целевая аудитория и требования к ней, чтобы учащиеся заранее знали, что им предстоит изучать. Важно наличие практических заданий. Много курсов, где вся теория в виде текстов, изображений и графиков и много практики. Нужна поддержка учащихся — оперативные ответы на вопросы учащихся. Ценности курса добавляет отсутствие ошибок. А также поддержка курса, его обновление

У нас можно оставлять отзывы по курсу, для учащихся уже на завершающем этапе. Некоторые авторы курсов, которые встроены в систему Stepik, добавляют свои вопросы. Если курс популярный, то обратная связь помогает авторам доработать.

На Stepik может разместить курс любой преподаватель, любой вуз, любая компания. Формируется каталог популярности. Оценка в каталоге как раз формируется из обратной связи учащихся.

Александр Фадеев:

Онлайн курс — сложная субстанция. Он должен самостоятельно без преподавателя управлять процессом образования, мотивировать. Для преподавателя это сложный труд.

Мы как университет сами обучаем наших преподавателей. Курс создаем на платформе LMS Moodle. Платформа тоже требует обучения. Если преподаватель не будет владеть этими технологиями. Только подготовленный преподаватель может осознанно спроектировать онлайн курс. 

Нужно помещать избыточную информацию, ведь студент осваивает материал без учителя. Многие преподаватели противились, это было тяжело. Но на сегодня у нас 1200 с лишним онлайн курсов, которые мы создали и разработали. Мы использовали онлайн курсы в 2/3 дисциплин. И когда состоялся переход на дистанционное обучение мы были готовы и переход получился очень плавный. На самом деле у дистанционного обучения много разных оттенков — не только вебинар или сложный онлайн курс. Пришло время попробовать эти разные оттенки.

Для проверки знаний мы используем тестовые вопросы после лекции. Moodle хоть и громоздкая, но достаточно гибкая платформа. Если у преподавателя нет времени спроектировать большой и сложный курс, можно сделать небольшие, но яркие задания и этим удержать учащихся. Например упражнение — поставить пропущенное слово — тут сам Moodle и проверяет правильность выполнения задания и ненужно тратить время на проверку. Или переставлять правильный ответ в нужную ячейку. Есть интерактивные карты. Инструмент со сложными алгебраическими формулами.

Сейчас время попробовать разные инструменты. Любой эксперимент студенты поймут. Преподаватель, который рискнет попробовать разные технологии, может добиться интересного результата, который студент с позитивом примут. Когда мы перешли на дистанционное обучение, то у некоторых преподавателей на онлайн курсах посещаемость была выше, чем в ходе офлайновых занятий.

Онлайн курс не обязательно сложная конструкция. Можно создать курс в light версии. Любые наработки, ссылки, задания могут стать содержанием для простого и быстрого курса. Главный подводный камень — боязнь преподавателей использовать чужой контент. Боязнь нарушить авторское право. Это особенность ментальности. На самом деле закон об авторском праве позволяет для обучения использовать любой материал при правильном указании источника и автора. 

Мы долго для заочников разрабатывали виртуальные лаборатории, разработали более 250 лабораторий. И теперь эти архивы оказалось востребованы для всех студентов, выдали сейчас преподавателям и студентов, и эти лаборатории пользуются популярностью.

Университет должен определить политику по отношению к онлайн курсов. В некоторых университетах, а тем более в центрах дополнительного образования и в школах нет понимания, что такое онлайн курсы.

Екатерина Любимова:

Мы создали образовательные подборки на платформе Университета 20.35. И предложили преподавателям либо создать свою подборку из собранного нами контента, либо воспользоваться уже сформированными подборками — быстро и без ограничений включить их в свои курсы. 

Образовательные подборки собраны из открытых источников, где собран контент по определенным темам. Есть подборки по личной эффективности, по сквозным цифровым технологиям. Создание собственной подборки тоже организовано просто для преподавателей. Также можно предложить свой контент в подборку, чтобы этим пользовались и его студенты, заходя на платформу, и другие преподаватели и студенты других вузов.

Это достаточно гибкая возможность для того, чтобы выключить нужный контент в свой курс. Но при этом у преподавателя остается главные функции — функция построения курса и функции проверки результата. Поэтому согласно, что необязательно создавать большой и сложный курс, размещать его на Coursera, вести переговоры полгода. Все можно сделать быстро, просто в горизонте одного дня.

При использовании подборок авторские права соблюдаются за счет точного указания источников. Кроме того, авторский контент мы не переносим на платформу, а перенаправляем студентов на страницу, где контент был изначально выложен автором. Автор контента не теряет ни трафика, ни просмотров. Мы помогаем преподавателю использовать более широко существующий контент. 

Мы скоро обновим интерфейс, сделаем его более удобным, появится технологичный инструмент, чтобы собирать контент и пользоваться подборками.

Включение в подборки медиаконтента имеет большой потенциал. В некоторых подборках уже лежат ссылки на каналы Discovery, BBC, National Geographic. Кроме того, на основе подборок мы планируем собирать подборки по профессиям будущего. На их основе можно будет отучиться и получать в своем вузе удостоверение о повышении квалификации. Как вариант, это может быть программа дополнительного профессионального образования, это может быть модуль, перезачитываемый в своей программе при условии, что преподаватель и вуз будут на это согласны.

Это универсальный и перспективный способ реагирования на изменяющуюся ситуацию. Как раз то, что нужно в нашем новом мире.

Леонид Колдунов:

Если брать занятия, которые идут на большую аудиторию, то мы стали их записывать. Появилась возможность улучшить содержание лекции. А семинары перенесли в формат вебинаров, то же самое семинарское занятие, только в Zoom. Здесь появились некоторые методические ограничения. У нас нет ясной обратной связи от студента во время занятия. Напрямую общаться со студентами — это крайне важно для преподавателя. У самих студентов тоже есть ограничения. Если мы проводим занятия на планшете, то не работает «язык тела». То есть некоторые каналы, работавшие в офлайне сейчас обрезаны. Позитивные моменты — сохранение видео с занятия. Мы можем выложить трансляцию в общий доступ, и студенты могут посмотреть ее, когда им удобно. И еще один важный момент — синхронизация студента с лектором.

Чтобы обучить студентов, мы должны создать среду, где они могут между собой взаимодействовать. Если мы берем сильных мотивированных ребят и помещаем их в один студгородок, то это замечательно. 

Второй фактор — дать довольно тяжелую программу, если мы хотим получить высокие результаты. Третий — это преподаватели.  Но теперь возникли сложности — студенты находятся порознь по домам. Обмена опытом сейчас у них нет. Это нужно учитывать. Например, давать им задания на команду, чтобы они взаимодействовали.

Из сегодняшнего опыта в офлайн стоит перенести видеозаписи занятий и выкладка их для студентов.

Алексей Щербаков:

Тесты предполагают очень разные по сложности вопросы с единичным или множественным выбором. Например, задача по инженерной механике была задача указать направление действия сил при работе строительной техники. В традиционном формате студенты указали это рисуя стрелки. Расстановка стрелок руками не является образовательным результатом в данном курсе. Переделав традиционные тесты под интерактивный формат, мы получили инструмент, который достигает образовательного результата в онлайн формате. То есть преподаватель здесь уже не должен руками проверять выполненные задания.

Когда преподаватели дают четкую понятную формулировку желаемого образовательного результата, мы можем разбить его на пошаговые промежуточные тестовые задания. В этом случае мы можем отследить на каком именно этапе студент ошибся или не понял задания. Таким образом, благодаря тестированию, мы начинаем научать студентов.

Мы используем систему на базе Open Edx. В ней все можно делать в режиме веб-редактора. Мы всем преподавателям даем в нее доступ. Достаточно простой синтаксис и любой преподаватель может создать структуру собственного курса, выкладывает текстовые и видеоматериалы, выкладывают тестовые задания. 

Самое главное — научить преподавателя грамотно проектировать свой онлайн курс, чтобы он понимал как эффективно и интересно использовать онлайн тесты. Исходя из образовательного результата не только составляются тесты, но и проектируется объем образовательного материала. Как показывает практика классические полуторачасовые лекции легко превращаются в 30-минутные. Мы, конечно, выкладываем дополнительные материалы, чтобы студенты могли с ними ознакомиться. Все направления для них открыты. Но мы их проводим самой короткой дорогой к той точке, которой они должны достигнуть.

Когда появились первые MOOC, говорили, что массовые онлайн курсы «убьют преподавание». Но массовые онлайн курсы заняли собственную нишу. Они транслируют неизменяемую теоретическую информацию и проверяют понятийный аппарат у слушателей. То есть преподаватель, вместо того чтобы из в года читать один и тот же материал приходит к нам. Мы из полуторачасовой лекции делаем 30-минутную, делаем инфографику. А практические занятия переносятся на семинары. Роль преподавателя меняется с ретранслятора неизменяемой информации на роль наставника. Он работает со студентами в условиях, когда базовые знания у них уже есть.
У нас наработан каталог заданий и нет необходимости их создавать их каждый раз заново. На платформе «Открытое образование» Уральского федерального университета мы выложим курс, который называется «Каталог», и там любые преподаватели после регистрации получат доступ к нему и ко всем нашим открытым курсам.

Наталья Галочкина:

Мы пользуемся несколькими платформами для отбора студентов в Сколтех. Для талантливых студентов есть масса возможностей. Профессоры с мировым именем, программа обучения, основанная на лучших мировых практиках, научная работа, стажировки, предпринимательская подготовка, академическая мобильность, международные конференции и конкурсы. Обучаем около 1000 студентов, а заявок в 2019 году поступило 14 тысяч. Онлайн тест — это инструмент предварительного отбора, чтобы отсеять тех, кто не подходит. Мы научились проводить онлайн тестирование качественно. Онлайн тестирование проводится на английском. Выбор платформ для проведения онлайн тестирования очень большой. Мы использовали StartExam и прокторинговые решения компании ProctorEdu.

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*