Все больше студентов думает о старте своего проекта по окончании университета. Они мечтают о запуске стартапа, открытии кофейни или барбершопа. Но что их останавливает? Недостаток знаний и опыта? Страх прогореть? На эти и другие вопросы ответят сами студенты, а молодые предприниматели из Новосибирска, которые уже несколько лет занимаются развитием своих проектов, расскажут, как они преодолели все трудности запуска своего проекта.
«В большинстве своем инфобизнес — это манипуляция с данными из открытых источников, дополненная секретными методиками и так далее. От этой идеи я отказался», — говорит Георгий.
«Если говорить о бизнес-курсах, то мне больше нравится мысль, что Starbucks и другие кофейни сделали для развития бизнеса больше, чем все программы, государственное образование и курсы вместе взятые», — комментирует Георгий.
«Я бы запустила проект в области медицины и косметологии. Например, заниматься ботулинотерапией, но не только в индустрии красоты, но и в медицине — например, для лечения спастичности при порезах. Я сейчас получаю высшее медицинское и посещаю дополнительные специальные курсы о ботулинотерапии и курсы по развитию своего проекта, привлечению клиентов. Я боюсь, что могу не выдержать конкуренции с крупными клиниками, и немного пугает статистика, что большая часть бизнес-проектов в России закрываются», — комментирует студентка 4-го курса НГУ Арина Кочетова.
«На старте проекта мы работали впятером. Первые несколько месяцев, делили деньги на всех и были счастливы. Тогда я думала: «Мой первый миллион уже близко!»
HOUSTON. Education — это образовательное направление, в котором ведущие специалисты агентства преподают онлайн и офлайн-курсы в сфере SMM и digital.
Запуск проекта для Екатерины был самым легким периодом. HOUSTON. Digital buro запускался без инвестиций. Это плюс digital и online направлений, тебе не нужно никаких вложений, ты ничем не рискуешь, кроме своего имени и репутации. Самая крупная инвестиция была в первые полгода — брендинг агентства, в который сооснователи вложили 120 000 тысяч рублей, заработанные в рамках работы агентства.
Но с ростом числа клиентов и сотрудников становилось и легче, и тяжелее одновременно. Когда делегируешь задачи, ты должен больше контролировать и работать над системой мотивации сотрудника. На старте ты работаешь больше, не спишь, не ешь, делаешь все за всех, но потом отдыха становится чуть больше — по выходным уже работать не приходится.
«Сейчас я уже вовремя заканчиваю рабочий день. Бывают, конечно, переработки, но и дни, когда я могу «выпасть» посередине недели», — комментирует Екатерина.
Способов получать знания и опыт сейчас — бесконечное множество: конференции, школы журналистики, курсы от организаторов мероприятий и ведущих и так далее. «Я проходила всё, что было доступно — и платное, и бесплатное. Это помогло мне рано определиться с той сферой, которая мне нравится», — говорит Екатерина.
Екатерина убеждена: начинать «шарашить» нужно лет в 15 лет, чтобы в 20 ты мог понять, что тебе нравится, и уже точно ориентироваться в мире профессий. «Отдельная целевая аудитория онлайн-курсов HOUSTON. Education — это ученики старших классов и те, кто ушел на gap year (прим. автора — год перерыва между школой и высшим учебным заведением).
«Они пишут, что хотят попробовать себя в digital, попробовать себя в роли копирайтера. Это не значит, что они все поголовно станут копирайтерами. Но они узнают базу о маркетинге и поймут, интересно ли им заниматься этим в будущем», — рассказывает Екатерина.
Чему не учат в университете? Как не выгореть сразу после запуска?
«Никаких алгоритмов не существует. Всё приходится делать самому».
В 23 года Георгий Зорин уже стал генеральным директором компании Vectortec, занимающейся NPD-разработкой. В общей сложности на свои проекты Георгий привлек около 3 млн рублей. Параллельно успевает учиться на магистерской программе факультета бизнеса НГТУ НЭТИ.
«У меня всегда было необъятное рвение внутри, хотелось что-то делать. Я начинал искать понятные алгоритмы по выстраиванию проекта, думал, что бизнес можно построить по уравнению, что где-то все шаги поэтапно расписаны. Но потом я понял, что никаких алгоритмов не существует. Все индивидуально, все приходится делать самому», — комментирует Георгий Зорин.
Главный проект Георгия — программно-аппаратный комплекс Seller — это «умные ценники», которые меняют цены на товар автоматически в зависимости от показателей ценообразования, без участия дополнительного персонала выводит стоимость на электронные ценники и способствуют увеличению прибыли торговых сетей.
Комплекс анализирует данные по продажам с кассового компьютера, проверяет остатки товаров на складе, сроки годности продуктов и при помощи математических алгоритмов и применения нейронных сетей вычисляет наилучшую с точки зрения прибыли стоимость товара. Далее система производит ценообразование и выводит стоимость на ценник.
Каждый ценник выполнен из электронной бумаги, платы и пластикового корпуса. Ценники располагаются на полочном держателе и подключаются по беспроводной сети к компьютеру.
Над проектом Seller также работают специалисты, которые обладают опытом в аналитике, электронике, ритейле и производстве. «Особое внимание я уделяю составу команды, приглашаю в нее опытных специалистов, которые смогут улучшить продукт и проработать нашу идею», — отмечает руководитель проекта.
Георгий считает, что старт проекта — это сложный период, на котором ты постоянно ошибаешься, все начинается без опыта, умений и инструментов. Это тягостный период, в котором не надо торопиться. Даже если он затягивается, здесь ничего не поделаешь, вы накапливаете опыт.
«Когда я начинал свой предпринимательский путь, я выбрал не то направление, и дело прогорело. Но полученный опыт помог мне выработать критерии, благодаря которым я смог определиться, в какую сторону буду двигаться дальше. Благодаря тому, что обжегся, мой второй старт был более осознанным. Я понял, что мой проект должен быть в b2c-сфере и должен быть связан с проблемой, с которой каждый сталкивается повседневно. Это связано с тем, что мы хотим быстрого роста, хотим выйти на рынок, начав с мелких продаж, чтобы быть актуальными практически сразу. Проект должен масштабироваться: если ты занял весь рынок города, то дальше твой проект не может развиваться. В какой-то момент ты остановишься и поймешь, что это не то, чем бы хотел заниматься всю жизнь. Идея, как и проект, должна быть грандиозной. Это должно быть больше, чем бизнес. А если у проекта недальновидная идея, основа, то в какой-то момент он перестанет расти и желание им заниматься может пропасть», — говорит Георгий Зорин.
Обучение — это беспрерывный процесс, но можно ли взрастить успешного предпринимателя, начиная со школьной скамьи? Георгий говорит, что в школе ему не хватало предметов, связанных с soft-skills — это коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, креативные навыки, умение работать с информацией, стрессоустойчивость.
Фото - Управление информационной политики НГТУ (НЭТИ)
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры. Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда еще и с клиентами, партнерами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить ее до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
Soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Они нужны всем.
Не хватало также лекций про то, как «не выгорать» на работе. У многих, кто только выходит на первую серьезную работу или начинает свою предпринимательскую деятельность, начинаются проблемы эмоционального характера. Но нигде не учат, как с ними бороться. Что делать при «выгорании» — это большой вопрос.
«Мне приходилось обращаться к психологам, чтобы нормально соображать и привести себя в порядок, когда накапливается много стрессовых ситуаций. Если бы мне подсказали какие-то инструменты по этому поводу в вузе или в школе, мне бы это очень помогло. Наверное, очень многие закрывают свои проекты, как раз из-за того, что не справляются с этим постоянным давлением», — комментирует Георгий Зорин.
Finexpertiza: за 3 года количество предприятий в России сократилось на 800 000. Все настолько плохо?
По комментариям студентов можно сделать вывод, что одно из главных переживаний — это получить инвестиции на реализацию проекта и «прогореть». Георгий Зорин считает, что на начальном этапе не нужны инвестиции в крупном объеме.
«Когда ты только начинаешь свой путь, 100% все не сбудется так, как ты рассчитал. И, скорее всего, если у тебя большая сумма, ты подведешь ее под свою ошибку. А если у тебя будет денег меньше, то и рисков, и давления на тебя будет меньше. Это как бегать в тренировочной маске: ограничиваешь себе кислород во время нагрузки, и организм учится работать с малым его количеством. А когда снимаешь маску на соревнованиях, кислорода поступает много, и ты чувствуешь себя как бык. Так и в проекте — продвигая проект в финансовом дефиците, ты точно знаешь, какой эффект привнесут финансы на том или ином этапе, куда надо вложиться побольше, а где лучше обойтись минимальными затратами. Поймешь, зачем они тебе нужны, как можно минимизировать расходы на начальном этапе. В поисках капитала нужно идти со своей идеей к предпринимателям из этой отрасли, общаться, объяснять, почему и как это будет работать. Заодно получишь объективную оценку специалиста своего дела и теоретически проверишь свою идею на жизнеспособность. Я получил первые инвестиции, заразив идеей своего знакомого, который работал в ритейле. В будущем он стал моим партнером», — говорит Георгий.
В HOUSTON. Education тоже не было никаких вложений. «Я начинала с проведения онлайн-уроков в скайпе, сама делала презентации. Сейчас какие-то деньги уходят, конечно, на упаковку: мы любим классные визуалы», — говорит Екатерина. Сначала лекции проводились в онлайне, потом был запущен сайт и записаны видео с профессиональной съемочной группой. Потраченные средства — это деньги, заработанные с предыдущих запусков онлайн-курса.
Но страх студентов, которые в будущем хотят запустить свой проект, «прогореть» оправдан. По данным исследования Finexpertiza, в 2019 году в России начали свою работу 264,6 тысяч новых компаний (в исследовании берутся в расчет коммерческие предприятия без учета государственных и муниципальных предприятий), а прекратили деятельность — почти 611,8 тысяч. Таким образом, в 2019 году на каждое открытое предприятие пришлось 2,3 закрывшихся, а убыль превысила 347 тысяч предприятий.
Диспропорция в пользу «умерших» предприятий планомерно росла последние годы. Наиболее ранние данные по демографии бизнеса датируются 2017 годом, тогда появилось 359,4 тыс. компаний, закрылось 510,7 тыс., то есть в 1,4 раза больше. В 2018 году открылись 290,2 тыс. новых компаний, прекратили работу 622,1 тыс., таким образом, на одно открывшееся предприятие пришлось 2,14 закрытых. Если в целом по 2017 году в России числилось 3,8 млн активных предприятий (имеющих сотрудников и ведущих хозяйственную деятельность), то в 2019 году таких осталось 3,12 млн, то есть за 3 года количество коммерческих предприятий сократилось на 680 тыс., или на 18 %. Если же брать во внимание демографию всех организаций, включая государственные и муниципальные предприятия, то «смертность» стала превышать «рождаемость» еще с 2016 года. (источник: FinExperiza)
«Главные сложности, с которыми сталкиваются компании, — это высокая кредитная ставка, ограничивающая доступ к финансовым ресурсам, отсутствие необходимых навыков ведения бизнеса, кадровый дефицит, а также затрудненный доступ к рынкам сбыта и зачастую отсутствие информации о тех мерах поддержки, которые предлагает тот или иной регион», — прокомментировала председатель совета директоров FinExpertiza Елена Трубникова в материале РБК.
Георгий Зорин считает, что закрытие мелких предприятий — закономерно. Их «съедают» более крупные предприятия. «Сейчас всю ситуацию в баланс будут приводить стартапы. Они еще только начинаются развиваться в России и будут постепенно набирать обороты», — говорит Георгий.
У стартапов огромное преимущество в сравнении со «здоровяками» — гибкость. Чтобы внедрить новую функцию крупному предприятию, им нужно поменять очень много бизнес-процессов. А когда ты внедряешь новые процессы с нуля, ты экономишь время — создается структура, которая готова конкурировать с большими компаниями.
При этом становится очевидным, что сворачивали бизнес далеко не одни новички. Более половины из закрывшихся предприятий проработали свыше года, по данным исследования Finexpertiza, с рынка ушли более 28,8 тысяч компаний с опытом работы от года до двух лет, 85,6 тысяч компаний возраста от двух до трех лет, 85,7 тысяч трехлетних, 64,7 тысяч четырехлетних и свыше 48 тысяч компаний от пяти лет и старше.
«Закрытие проекта меня не пугает. Я знаю много людей, которые открывали бизнес и успешно его закрывали. Digital-агентство — это тоже не первый мой проект. Ничто не вечно, вопрос в том, как ты на это смотришь. Главное — отдавать максимум своему делу, неважно, работаешь ты по найму или на себя. Все всегда закрывались и открывались, и мы можем закрыться, но я сделаю все возможное, чтобы этого не случилось. Когда ты сделал все возможное, начинай делать все невозможное», — говорит Екатерина Шипунова.
Пугает ли статистика будущих предпринимателей? Георгий Гончаров считает, что сейчас в бизнесе нет места страху, нужно уметь отключать эмоции и принимать решения головой, главный страх бизнеса — ответственность, но если нет ответственности — нет и бизнеса. «Статистика не пугает. Многие предприниматели, которые закрылись сейчас, откроются в будущем. Они понимают, что делают. А если не понимают — то и бизнес им не поможет», — комментирует Георгий Гончаров.
Где получать знания? Где брать поддержку и опыт? Как быть новичкам?
НГТУ НЭТИ первым в Новосибирске протестирует формат защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) по модели «Стартап как диплом», которая поможет молодым предпринимателям запустить свой проект с меньшими рисками.
По словам руководителя студенческого бизнес-инкубатора НГТУ НЭТИ «Гараж» Евгении Горевой, защита первых бакалаврских работ в НГТУ НЭТИ планируется в июне 2020 года, защита первой магистерской работы в июне 2021 года.
«В современных условиях, когда стартапы становятся неотъемлемым элементом инновационного развития мировой экономики, необходимо встроить процесс создания стартапов в вузовскую деятельность. Единичные вузы уже начали такую работу, однако единый формат работы и нормативно-правовая база еще не сформированы», — комментирует руководитель студенческого бизнес-инкубатора НГТУ НЭТИ «Гараж» Евгения Горевая.
В НГТУ НЭТИ работа по подготовке студенческих команд к такой форме защиты ВКР ведется уже более года. Проекты отбираются в рамках проектной деятельности, реализуемой в ходе образовательного процесса, и в рамках работы резидентов студенческого бизнес-инкубатора «Гараж».
«Для студентов, желающих работать по формату «Стартап как диплом», должен быть частично перестроен образовательный процесс и создана возможность использования научно-производственных площадок для создания прототипов. Для студентов меняется порядок сопровождения как в образовательном процессе, так и при подготовке ВКР», — комментирует начальник управления стратегии образования НГТУ НЭТИ Наталья Плотникова.
Команды стартапов сопровождаются трекерами студенческого-бизнес инкубатора, которые, при необходимости, обеспечивают для проектов консультации отраслевых экспертов. К моменту защиты должна быть сформирована отдельная экзаменационная комиссия, состоящая из предпринимателей и отраслевых экспертов. Последние подбираются, исходя из отраслевой принадлежности стартапа.
Георгий Зорин, разработчик программно-аппаратного комплекса Seller, примет участие в программе. В настоящее время ведется подготовка нормативных документов для того, чтобы студенты смогли представить и защитить свой стартап как выпускную квалификационную работу.
«Я смогу защитить свой стартап как дипломную работу, которую рассмотрят и оценят предприниматели с точки зрения того, как я веду и развиваю свой бизнес. Я смогу сразу получить обратную связь, экспертизу от опытного предпринимателя по своему проекту. Этот формат позволит привлечь очень много молодых ребят, которые хотят запустить свои проекты. Я встречал многих студентов, которые начинают с маленьким опытом развивать свой бизнес сразу после университета. Формат «Стартап как диплом» — это отличная возможность получить знания и опыт во время учебы в вузе», — комментирует Георгий Зорин.
HOUSTON. Education запустил курс по таргетированный рекламе Highway, разработанный специально для предпринимателей, которые хотят развивать свой бизнес в социальных сетях. Это не курс для таргетологов, которые хотят зарабатывать на настройке таргетированной рекламы, а для предпринимателей, которые хотят и не должны во всем этом разбираться, но при этом должны понимать метрики, должны понимать, как они будут оценивать работу специалиста, какие вообще рекламные компании они будут запускать в своем бизнесе.
«Я считаю, что академическое образование невозможно заменить онлайн-курсами, какими бы крутыми они ни были. Но это очень полезное дополнение, очень классная возможность попробовать и понять, будешь ли ты заниматься этим в будущем», — говорит Екатерина Шипунова.
Как начать действовать?
Георгий Зорин считает, что очень важно найти окружение, которое будет гореть так же, как и вы. «Окружение — это очень важный фактор! Мне, например, нравится, как у нас работают СМИ вуза. Они освещают деятельность студентов, молодых ученых и ребят, которые запускают свои проекты. Ты понимаешь, как живут студенты. Например, ребята, которые воссоздали кампус вуза в Minecraft. Круто же! Когда ты видишь, что другие тоже что-то создают, придумывают, становится тепло на душе, появляется понимание, что ты находишься в молодом, развивающемся обществе, это подталкивает тебя работать дальше», — говорит Георгий.
Не нужно создавать сравнительную таблицу и выбирать единственный курс: можно закончить курсы дизайнера, SMM-специалиста, таргетолога и в итоге понять, что тебе нравится готовить и ты вообще хочешь быть шеф-поваром. Нужно пробовать, не теряйте время, говорит Екатерина Шипунова.
Предприниматели сходятся во мнении, что просто не нужно бояться начинать. Необязательно все должно получиться с первого раза, у каждого свой путь. Ошибайтесь и получайте опыт, учитесь и действуйте одновременно, делайте все возможное. А когда сделаете все возможное, начинайте делать невозможное!
Георгий Зорин: https://vk.com/filatovga
Екатерина Шипунова: https://www.instagram.com/kateshipunova/
HOUSTON. Education: https://www.instagram.com/houston.education/
HOUSTON. Digital buro: https://www.instagram.com/hello.houston/
Источники:
https://www.rbc.ru/economics/06/06/2019/5cf7bc9b9a79474f236c46a3
https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/kol-predpr-rossii-sokratilos/
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.