LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года

20.04.2020 76

Цикл онлайн конференций проекта Go Online продолжился обсуждением процедуры экзаменов в условиях дистанционного обучения.

В эфире канала Go Online 17 апреля эксперты и ректоры региональных вузов рассмотрели особенности проведения аттестации студентов в дистанционном режиме. Участники Zoom-конференции рассказали, как организовать онлайн экзамен, как проконтролировать учащихся, как оценивать экзамены, сданные онлайн. Представители рынка прокторинговых услуг представили возможности сервисов для мониторинга прозрачности экзаменов.

Эксперты:

Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета;
Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета;
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета;
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35;
Надежда Ярушкина, врио ректора Ульяновского государственного технического университета;
Сергей Бакланов, первый проректор-проректор по учебной работе Ульяновского государственного университета
Никита Мишаков, специалист по развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu;
Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus – разработчика сервиса по анализу поведения пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций;
Василий Лебедев, ректор, основатель и генеральный директор Школы креативного мышления ИКРА, автор методологии CRAFT, совладелец RedKeds и Cossa.

Модератором дискуссии выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университет 20.35 Ирина Белозерова.

Василий Третьяков:

Аттестацию студентов нужно будет проводить в онлайне. Никаких вариантов найти способ перенести аттестацию, дождаться отмены карантина нет.

Опыт проведения онлайн экзаменов в России и в мире уже есть. Уже многие годы в рамках массовых открытых онлайн курсов, в рамках дистанционных программ многие вузы и цифровые платформы научились проводить экзамены и решать технологические вопросы, связанные с идентификацией личности учащихся в процессе экзамена, связанные с выполнением требований при прохождении экзамена. Эта технологическая часть, так или иначе уже решена.

В конце этого учебного года нам предстоит пройти испытание для технологических решений — произойдет резкое масштабирование. Раньше в течение одного семестра онлайн экзамены сдавали нескольких десятков тысяч студентов. И технологические решения с этим легко справлялись. Это было распределено по времени, потому что разные онлайн курсы заканчивались в разные периоды времени. Сегодня для прохождения всеми вузами этого испытания придется обеспечить работу сотен тысяч студентов.

Самое главное для вуза — сейчас им придется переносить в онлайн экзамены. которые изначально не спроектированы для проведения в дистанционном формате. Раньше онлайн экзамены были интегрированы в состав онлайн курсов, в состав дистанционных образовательных программ.

Сейчас университетам надо провести в онлайне экзамены, которые традиционно проходили в аудиториях, которые изначально не спроектированы для того, чтобы проходить оценку в режиме онлайн. Это значит, что необходимы содержательные изменения, потребуется много работы, связанной с изменением заданий, с адаптацией под формат, с изменением условий, при которых студенты решают те или иные задания. В удаленном формате труднее контролировать использование студентами дополнительных материалов. Труднее контролировать подсказки и это требует изменения характера самих заданий, чтобы экзамены проходили эффективно.

Также важно рассмотреть альтернативные решения. Сегодня много говорится, что можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, в пользу оценки проектной деятельности, в пользу накопительного итога к концу семестра. Эти решения сегодня тоже доступны. Университет 20.35 всегда выступает за то, чтобы при прохождении того или иного курса за счет накопления цифрового следа, информации о том, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение тех или иных задач, какие у него были промежуточные результаты, можно было бы накопительным итогом поставить оценку за курс. Нам кажется, многие университеты смогут этой возможностью воспользоваться, особенно, если информационные системы вуза это позволяют: собирать такую информацию и в конце семестра понимать, что студент справился со своей программой.

Университет 20.35 считает, что экзаменов в ближайшем будущем может вообще не станет. Мы сегодня работаем над технологиями, которые позволяют наблюдать за студентом в процессе обучения. Как он смотрит лекции, читает тексты, как он реагируют на вопросы, которые ему встречаются по мере обучения. Используя обратную связь от него, наблюдая за его эмоциями, за тем, насколько он вовлечен в процесс изучения, можно узнать действительно ли он понял материал и изучил дисциплину, действительно ли он понимает, как решать ту или иную задачу.

Если система будет обладать таким уровнем понимания того, что происходит с учащимся, то экзамены будут не нужны. Но в то же время, экзамен — это всегда испытание, важная цель. Факт достижения цели, оценка являются мощным мотивационным фактором. Если мы в учебном процессе научимся работать с мотивацией, если она будет достаточно сильная, то экзамен как таковой нам будет не нужен. Достаточно будет данных, которые мы получаем в процессе обучения.

Евгений Сженов:

Мы находимся на ежедневной связи с сотнями вузов, тесно работаем с горячей линией Министерства науки и высшего образования. Минобрнауки обозначило позицию: университеты вправе отказаться от государственного экзамена. Вчера мы провели опрос и задали несколько вопросов руководителям вузов в закрытом режиме, а также задали те же самые вопросы через журнал «Научно-образовательная политика».
На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готов.
На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. А 61% представителей вузов оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом.
При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В тоже время ряд ведущих вузов, в том числе московских готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.

Данные этого опроса коррелируют с результатами закрытого опроса. А мы опросили больше 200 университетов. Выяснилось, что от государственного экзамена планируют отказаться далеко не все, несмотря на то что такое послабление есть. Такая картина складывается не только по вузам в подчинении Минобрнауки. В целом картина выглядит так.

Вся система организации учебного процесса и организации жизни университета идет по пути упрощения для студентов и преподавателей. По пути отказа от того, что может быть лишним. Для большинства университетов, сложившаяся ситуация — это вызов, это сложности.  Есть вузы, где преподаватели возрастные, как пользоваться онлайн средой, их обучают «цифровые волонтеры». В этом смысле есть определенная сложность, которую можно решить. Проблемы были в первые дни перехода на дистанционное обучение, но система оперативно отстроилась.

У нас есть горячая линия Минобрнауки, которое ежедневно на связи с университетами. Каждые несколько дней мы проводим вебинары. Тематику вебинаров выбираем исходя из запросов университетов. Анализируем какие появляются сложности, тут же командой находим решение.

Студенты 423 российских вузов оценили качество оперативной обратной связи с кафедрами, деканатами и ректоратам. 64% считают обратную связь отличной, 27% — приемлемой и 9% считают качество обратной связи плохим. Этот опрос мы провели неделю назад и связались со студентами, которые оценили качество обратной связи с вузом как «плохое». Выяснилось, что университеты пошли самостоятельным путем и использовали собственные IT-разработки. И перегрузили свои серверы. Основные проблемы наблюдаются именно по этой причине.

На первое место выходят критерии оперативности, а не выбора среды общения.  Но некоторые форматы позволяют быть более мобильными.

Сбор цифрового следа в процессе обучения, индивидуальная траектория обучения освобождают в будущем от необходимости экзамена. Это касается практикоориентированных специальностей и рабочих профессий. Экзамены останутся, но будут трансформированы. Изменится формат, способ оценки. Экзамены даже нужно сохранить.

Екатерина Бабелюк:

Еще есть немного времени, чтобы подготовиться к промежуточной аттестации и к государственной итоговой аттестации. Я хочу порадовать: нет никаких нормативных ограничений по проведению и промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате. Анализ наших нормативно-правовых актов показал, что внесения изменений в приказ Минобрнауки не требуется. Нужно, чтобы на уровне вузов были внесены изменения в локальные акты.

Если говорим о промежуточной аттестации, то при внесении изменений в локальные нормативные акты должно быть уделено максимум внимания именно техническим процессам, потому что итоги промежуточной аттестации вносятся в диплом и влияют на выплату стипендий.

Важно предусмотреть такие правила, при которых результаты аттестации не будут оспариваться учащимися.  Поэтому инструкция по подключению и по проведению экзамена и зачетов в дистанционном формате должна быть максимально подробной и доведена до учащихся.

Встает вопрос о формате. А что считать официальным уведомлением? Мы не можем уведомить «под подпись». Я надеюсь, что в большинстве вузов организована работа через личные кабинеты, есть университетская электронная почта, через которую студенты получают информацию.  

По крайней мере, у нас нет информации, что есть вузы, у которых не настроена обратная связь со студентами. Уведомление студентов через такие каналы связи об изменении правил будет достаточным, чтобы администрация университета могла приступить к проведению промежуточной аттестации в формате отличном от того, в котором изначально планировалось проведение аттестации.

Что касается изменения сроков, то к каждому предмету нужно подходить индивидуально. Если мы понимаем, что для проведения аттестации, необходимо было отработать какие-то практические навыки, которые в данный момент мы не смогли отработать, то на самом деле, наша нормативно-правовая база позволяет нам перенести промежуточную аттестацию на другой срок, изменив учебный план. Мы можем даже пересмотреть количество зачетов и экзаменов, если мы понимаем, что есть сложности с выполнением плана в полном объеме.

Если говорить об итоговой аттестации, то многих беспокоит норма о том, что сведения об изменениях надо предоставлять студентам за шесть месяцев.  Но это требование не касается изменения содержания тех заданий, которые будут даваться студентам. Здесь я совершенно согласна с Василием Третьяковым. Не меняя программу, мы должны подумать о том, как изменить сами экзаменационные задания, если мы планируем принимать экзамен. Я получила обратную связь от ректоров могу сказать, что нет острой необходимости отменять экзамены. Если коллектив преподавателей вуза считает, что надо проводить экзамен... Да, мы можем это сделать. Но нам придется поменять формат.

Самое главное. Что мы можем извлечь из этой ситуации положительного? Если раньше в рамках госэкзамена проверялись исключительно знания, то сейчас мы должны сформулировать задания, которые позволяют проверить мышление! И в этом случае нам будет все равно: пользуется он шпаргалками или не пользуется, ведь мы будем проверять именно мышление. Именно эта ситуация позволит нам добиться того, чего многие ректоры требует от преподавательского состава — отказаться от консервативных методик оценивания знаний студентов. Онлайн форматы позволят перейти к составлению экзаменационных заданий в новом виде.

Когда речь идет о государственной итоговой аттестации, то предполагается вынесение комиссионной оценки. И очень важно в локальных актах указать, что решение принимается комиссией. Но как это решение принимать также должно быть зафиксировано в локальных нормативных актах, чтобы потом не оспаривались решения государственной экзаменационной комиссии.

Экзамены были есть и останутся. Останется документ, подтверждающий образование, то, насколько усвоен материал. Но изменится их формат. Может быть это будет портфолио или другие варианты. Можно по-разному это называть, но оценивать учащихся будут.

Михаил Криштал:

У нас пятилетний опыт вступительных испытаний, промежуточных аттестаций и защит в онлайне на платформе Росдистант. В 2016 году диплом в онлайне защищали 388 человек, в 2019 году — 925 человек. В 2020 году на защиту в режиме онлайн планируется вывести 4660 человек. Если научиться проводить итоговую аттестацию в онлайн формате достаточно просто, то промежуточная аттестация уже выстроенная технология. В течение 10 лет мы проводим аттестацию в формате балльно-рейтинговой системы.  Это система накопление баллов за ту или иную активность. Студент изучает лекционный материал, в том числе электронные книги, вопросы для самоконтроля, практические задания, вебинары, форумы. Постепенно накапливается оценка.

В личном кабинете студента в Росдистанте указаны курсы, которые студент проходит, как он продвинулся в освоении курса, сколько он набрал баллов. Дальше формируется отчет, ведомость электронная зачетная книжка. Если студент вовремя не набрал нужное количество баллов, повторная промежуточная аттестация является повторным подключением студента к курсу и в течение года он имеет возможность донабрать нужное количество баллов. Если он не прошел повторную промежуточную аттестацию, то проводится проверка знаний через вебинарную площадку, где собираются члены комиссии. Студент сдает экзамен в формате видеокоммуникации с членами комиссии.

В этом же формате проводится защита выпускных квалификационных работ, сдача госэкзамена. Самое главное в этой истории — обеспечить аутентификацию при прохождении вступительных экзаменов, высокий уровень прокторинга. Программа сверяет внешность студента на экране, сопоставляет его с фотографией, изначально загруженной в систему. Присутствие членов комиссии возможно в онлайне одновременно или по отдельности.

Такая система дает не меньший уровень защиты от подсказок, как если бы студент находился в аудитории. Студента видит сотрудник центра тестирования, видят члены комиссии. Сама процедура экзамена записывается на камеру и хранится длительное время. Всегда можно посмотреть, куда глядел студент и что он делал руками.

Экзамен с билетами на столе уже уйдет в прошлое. В качестве экзамена будут восприниматься постоянные перманентные системы оценки, такие как балльно-рейтинговая и накопительная, портфолио, результаты разработок студентов. Мы активно внедряем проектное обучение. Если в процессе разработки конкретного проекта, практического кейса студент себя хорошо показал, то дополнительного его тестировать уже нет смысла. То есть его разработка является свидетельством его квалификации.

Никита Мишаков:

Сейчас на рынке есть несколько прокторинговых решений и все они позволяют контролировать процедуру экзамена. Они получают возможность доступа к компьютеру студента, видеть, что происходит в браузере, отследить пользуется ли студент сторонними приложениями. Есть возможность в онлайн режиме наблюдать за студентом по вебкамере, смотреть чтобы он не списывал и предлагать ему различные упражнения. Есть возможность подключать камеру мобильного телефона, чтобы показать, что происходит вокруг.

Сейчас уровень доверия к прокторинговым сервисам еще недостаточно высокий. Но используемые сейчас технологии затрудняют списывание. По опыту проведенных вступительных экзаменов — уровень списывания не больше, чем в аудитории. А возможно и меньше, потому что есть возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже.  Все это позволяет сохранить высокий уровень честности и высокий уровень доверия к экзаменам с прокторингом. 

Мы работаем на рынке с 2016 года, за это время провели более 200 тыс. экзаменов с прокторингом. Студентам система позволяет проходить экзамен в комфортных условиях. С точки зрения заказчика, прокторинг позволяет упростить процедуру экзамена.

Многие вузы пользовались прокторингом еще до перехода на дистанционное образование. В некоторых случаях это просто необходимо. Например, когда тысячи студентов проходят массовый экзамен или проведение Олимпиад для участников со всей страны. Сомнения у партнеров возникают только с точки зрения технологического обеспечения. Прокторинг для многих еще остается «страшным зверем», который требует больших вложений и технических ресурсов. На самом деле сейчас прокторинговые сервисы работают достаточно оперативно, интегрируются с LMS-системами.

Сейчас еще есть у вузов время, чтобы подключить прокторинговые сервисы и провести экзамены в онлайн формате вместо того, чтобы переносить их или отменять.

Формат контроля знаний скорее всего будет в виде записи проектных работ или цифрового следа. В сегодняшнем виде экзамен показывает наличие знаний, а это уже не актуально.  

Дмитрий Истомин:

На своем опыте могу сказать, что большинство людей не склонны списывать, если знают, что их контролируют и может последовать наказание. Поэтому эффект от прокторинга — контрольно-психологический. 90% студентов будут лучше готовы к экзамену только потому, что будут знать, что списывать будет сложно. 

Когда мы говорим про онлайн экзамены, то имеем ввиду онлайн тесты. Это самая простая практика. Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.

Персональные данные студентов, сдающих экзамены, мы храним в защищенном аттестованном ЦОД (центр обработки данных) операторов связи. Сертификат, подтверждающий аттестацию центра Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, мы предъявляем при проверках. 

Прежде, чем говорить о прокторинге, нужно, чтобы был выстроен процесс онлайн экзамена. На любой процесс онлайн экзамена можно прикрутить прокторинг. Мы сейчас делаем курс для обучения прокторов и всегда рады проконсультировать вузы, как настроить систему прокторинга на любой платформе.

Михаил Краснянский:

Когда мы осознали, что итоговую аттестацию предстоит проводить в онлайн формате, то все проблемы разделили на три составляющие: информационная, коммуникационная и организационная.

Самое простое решение нашли для информационной задачи. Тамбовский государственный технический университет был в полной мере подготовлен. В вузе функционирует своя система LMS и система тестирования — «АСТ-тестирование». Основная информационная задача решалась через личные кабинеты студентов и преподавателей и через личные кабинеты партнера. В личном кабинете преподаватель может размещать задания. Студент может в своем личном кабинете размещать результаты выполненного задания и накапливать цифровой след.

Для коммуникаций мы использовали Zoom, Microsoft Team и группы в социальных сетях. Студентам и преподавателям мы предоставили свободу выбирать наиболее удобные каналы коммуникаций.

При решении организационных вопросов нам необходимо было внести изменения в локальные нормативные акты ТГТУ. Поэтому перед переходом на дистанционную работу было созвано внеочередное заседание Ученого совета, на котором приняты изменения в регламент совета, в положение о возможности проведения в дистанционном формате. Были внесены изменения в локальные нормативные акты для проведения итоговой и промежуточной аттестации.   

Чтобы обеспечить доступ студентов к разработке программного обеспечения на базе нашего центра коллективного пользования был организован терминал удаленного доступа. Студент мог дома предварительно отработать свою программу станка ЧПУ, а затем загрузить ее на терминал. Преподаватель, имея доступ к терминалу, показывает, как эта программа работала бы на настоящем станке. Мы также активно внедряем автоматизированные лабораторные практикумы удаленного доступа.

Экзамены в школе и в университете определенным образом готовят к более сложным экзаменам в жизни. Поэтому экзамены должны быть. А очень серьезное подспорье для качественной оценки на экзамене — это цифровой след.

Надежда Ярушкина:

Работающий в составе нашего вуза Институт дистанционного образования проводил промежуточные аттестации для студентов очно-заочной формы и для заочников в онлайн формате. Парадокс в том, что в нашем университете действует дорожная карта внедрение отдельных элементов дистанционного образования. Сейчас смешно ее читать, потому что за месяц изменилось все. Какие элементы? Мы все сразу оказались в дистанте. 

К началу карантина наш 4-й курс бакалавриата уже приступил к аттестации. Сейчас у нас идет пятый день сессии.

Было несложно организовать для этого потока промежуточную аттестацию, потому что к первой половине марта они выполнили лабораторную практику. У них есть хороший накопительный итог. Можно таким образом принять зачет, можно совместить с устным экзаменом. 

Но с планированием той сессии, которая предстоит для всего университета, мы так не справимся. Не справимся потому, что нужно изменить все процессы, включая систему планирования расписания экзаменов.  Мы вынуждены перестраивать процессы, переходить к технологии дедлайна. Например, в течение недели, которая объявлена зачетной, или в течение трех дней, запланированных на отчетность, она должна быть проведена. Это не означает, что одномоментно все сдают экзамены в цифровой системе.

Мы приняли временное решение о проведении промежуточной аттестации, о проведении в дистанционном режиме ученых советов и меняем только наше Положение. Наше приложение о проведении аттестации очень напоминает технологическую инструкцию пользователя. Мы также работаем по принципу «Пусть расцветают все цветы»: ни одной технологии не ставим запретов, лишь бы она решала задачу. Но в будущем это будет не так. Мы будем более строгими к выбору инструментов. С точки зрения преподавателя очень важен содержательно-проектный подход, а с точки зрения менеджмента — важен процессный подход. Все процессы переосмысливаются и перестраиваются.

Думаю, что на репозиториях открытого кода сейчас появится огромное количество дипломных проектов. Поэтому все инструменты репозиториев: и GitHub, и GitLab используются очень широко. И можно проделать выпускную работу, если она связана с использованием какого-либо оборудования. И здесь нам гораздо сложнее, приходится менять содержание задания по инженерным дисциплинам. Вынуждены переходить от экспериментальной части к расчетно-графической части. Это мы можем сделать в дистанционном режиме. Но сейчас это неизбежно.

Система образования не может работать без измерения. Форма измерения: экзамен или зачет будет меняться. Будет существенно меняться формат итоговой аттестации, потому что в будущем должны быть совмещены профессиональная аттестация и наша итоговая аттестация. Студент на 3-4 курсе должен получить первый профессиональный успех и это должно стать его итоговой аттестацией.

Сергей Бакланов:

Все факультеты переключились в дистанционный режим. У нас используется электронная образовательная среда. Ядром этой среды является система Moodle, которая интегрирована с 1С Университет. Предусмотрены личные кабинеты преподавателей, администраторов и личный кабинет студента. Электронные ресурсы в среде — это онлайн лекции и курсы, электронные издания, бесшовный переход к электронным библиотечным системам

Для аттестации задействованы Zoom, встроенные тестирующие системы. ЭОС также позволяет формировать электронную зачетку студента посредством ведения электронных зачетных ведомостей. У всех студентов и преподавателей на смартфонах есть мобильная версия ЭОС. У нас более 20 разновидностей тестирующих инструментов.

Преподаватель проводит аттестационные мероприятия. В 1С Университет формируется зачетная ведомость.
При переносе в онлайн понадобились более мощные серверы. Так что в ходе аттестации придется рассредоточивать экзамены по времени.

Не все преподаватели оказались готовы к работе в этой электронной среде. Проводим для них онлайн семинары, подготовили печатные и видео инструкции. Не весь контент удалось адаптировать под электронный формат.

Аттестационные испытания в любом случае сохранятся. Сейчас нужно оценивать не столько знания. сколько компетенции. Мы перешли от знаниевой модели к компетеностной модели. В этой связи проектная деятельность студентов приведет нас к новому формату защиты и прохождения итоговой аттестации. Есть перспективный формат WorldSkills, то, что сейчас внедрено в системе среднего профессионального образования в качестве демонстрационного экзамена.

Александр Гуляков:

Начиная с 2017 года нам удалось создать собственную электронную информационно-образовательную среду. Сегодня она нас сильно выручает. Мы научились ее использовать при подаче информации (чтение лекций, проведение семинаров, принятие промежуточных экзаменов и зачетов). Но опыта итоговой аттестации пока нет.
Предпочитаем две формы проведения итоговой аттестации. Первая — видеоконференция через Zoom или Skype при соблюдении полного контроля учащегося и используемых им материалов. Вторая — комбинированная, когда студент со своей дипломной работой присутствует в помещении, где выступает перед камерой, а изображение передается членам комиссии, которые находятся дистанционно. Мы апробировали оба варианта, работают нормально.

В основу проведения текущей аттестации положена балльно-рейтинговая система. Студент проходит две контрольные точки, набирает баллы. В конце через электронную ведомость выводится итоговая отметка. Эта методика мотивирует студента трудиться системно в течение всего семестра и гарантированно исключает незаконные оценки. 40% экзаменов проводим путем компьютерного тестирования под контролем преподавателя и дублируем видеоконференций. И второй вариант — устный ответ по видеоконференции с отправкой преподавателю решенной задачи.

Мы также столкнулись с неготовностью преподавателей старшего поколения. Образовательной электронной средой пользовались примерно 20%. Сейчас большинство преподавателей ее освоили, почувствовали вкус. Преподаватели в возрасте также неохотно используют режим видеоконференций.

Студенты инженерных и IT-специальностей успешно проходят практику в дистанционном формате. Проблемы возникли у студентов медицинских специальностей — для них организовать практические занятия невозможно. Мы приняли решение перенести для них сроки практики.

Работаем над тем, чтобы задействовать электронную образовательную среду для приемной компании. 

Контроль оценки качества знания должен быть обязательно, иначе не получим обратной связи. Адекватно складывающейся обстановке. В идеале это должно быть живое общение и электронное. Сегодня с учетом информационного поля я бы предложил 60% экзаменов через электронное общение и 40% — через живое. Но потом время будет нас подталкивать к тому, что электронного общения будет все больше и больше. Но живое общение надо оставить. Там идет не только передача информации, но и ощущение друг друга.

Василий Лебедев:

Мы занимаемся корпоративным обучением и обучением в госсекторе с точки зрения креативного подхода и формирования Soft Skills. Мы были офлайновой школой, делали акцент на групповой динамике, на построении игровых и интерактивных механик. Переход на онлайн формат стал серьезным вызовом. Мы буквально на лету переобулись, вникая в цифровые брейнштормы и в цифровые Live-сессии, внутри которых можем проводить реактивную аттестацию.

На прошлой неделе реализовали кейс по такому онлайну. Обучение прошли сотрудники Комитетов по туризму из 28 регионов. 250 человек в онлайне, которых за 2 с половиной часов необходимо было аттестовать по туристическим продуктам. Нам пришлось выкручиваться и искать возможности это выполнить. Мы использовали комбинацию Zoom+Miro. Чтобы мы могли аттестовать специалистов из всех регионов, мы предоставили право аттестации сотрудникам Департамента по туризму правительства Москвы. Они оценивали все возможные туристические продукты других регионов.
Экзамен для студентов это возможность показать себя, найти работу, найти команду. Продемонстрировать свой потенциал работодателю.

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*