LIVE «Проектная работа со студентами в онлайне: как получить ожидаемый результат?»

17.04.2020 110

Цикл онлайн конференций проекта Gonline продолжился обсуждением проектной работы студентов в условиях дистанционного обучения.

В «живом эфире», который состоялся 15 апреля на канале Go Online, эксперты и студенты рассказали об опыте переноса проектной работы в формате онлайн. Участники Zoom-конференции обсудили как пересобрать задачи проектной деятельности «на удаленке», чтобы привести и себя, и студентов к ожидаемому результату, какую поддержку необходимо предоставить студентам и преподавателям, как привлечь для проектного обучения будущих работодателей и почему компании заинтересованы в партнерстве с вузами именно сейчас. Кроме того, гости эфира поделились мнениями о перспективах проектно-образовательных интенсивов по модели Университета 20.35. В эти дни в вузах стартовала очередная волна интенсивов, которые проходят в дистанционном формате

Участниками эфира стали:

Анастасия Демина, ведущий специалист по работе с отраслевыми партнёрами и венчурными фондами Университета 20.35;
Наталья Катаева, руководитель проектно-образовательного интенсива, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Вятcкого государственного университета;
Константин Бажин, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности Вятского государственного университета;
Дмитрий Скопин, координатор интенсива по модели Университета 20.35, специалист «Точки кипения» ВятГУ;
Максим Венедиктов, студент Череповецкого государственного университета;
Анна Девяткова и Илья Башарин, студенты Института химии и экологии Вятского государственного университета;
Влад Доронин, студент факультета менеджмента и сервиса Вятского государственного университета.

Модератором дискуссии выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университет 20.35 Ирина Белозерова. Запись конференции можно посмотреть на канале Университета 20.35.

Gonline Вконтакте 
Университет 20.35 Вконтакте  
Университет 20.35 Facebook   
Телеграм-канал Университет Онлайн 

Анастасия Демина:

При организации проектной работы важно ориентироваться на результат, который будет реалистичным и при этом чуть-чуть выше скептических ожиданий. Он должен мотивировать и не вызывать разочарования как недостижимый. Есть несколько методик как определить такой достигаемый результат за три месяца интенсива. Например, спросить заказчика, который предоставляет задачу, смогут ли специалисты компании справиться с задачей за три месяца. Если смогут, значит задача подходит и студентам. Или можно оценить какие проекты раньше выполняли студенты и понять к какой финальной точке можно прийти. 

Важно, чтобы команда ориентировалась на результат, который одновременно не будет очень простым и не будет очень сложным. Результат должен демонстрировать способности студентов и удовлетворять индустриальных партнеров вуза. Как правило, заказчик — это компания или муниципальное образование, которое может предложить задание по урбанистике, или научный институт, который хочет коммерциализировать свои разработки, или школы, которые планирует внедрить цифровые технологии в образование.

Интенсивы касаются сквозных технологий, поэтому в программе интенсивов много задач, связанных с IT, например с 3D-моделированием. Могут быть задачи из сферы медицины. Но в любых командах есть разные роли: подбор технологии, общение с заказчиком и с конечными пользователями. Эти навыки Soft Skills могут выполнять участники команды, получающие экономическое или гуманитарное образование. Кроме того, можно выбирать задачи гуманитарного характера. Поэтому мы рекомендуем формировать междисциплинарные задачи. При выстраивании партнерства вузов с индустриальными партнерами мы собираем задачи у крупных федеральных компаний и отмечаем, что спрос на вовлечение студенческих команд достаточно большой.  Мы проводим вебинары для бизнеса и после этого всегда есть много заявок от компаний, которые хотят предложить свои задачи.  

Во время самоизоляции появилось очень много задач по переводу бизнес-процессов в дистанционный режим компаний: дистанционный заказ, дистанционная примерка, дистанционное создание моделей. У некоторых компаний вырос спрос на их продукцию или услуги, они в данный момент не справляются своими ресурсами и охотно привлекают студенческие команды. У нас намного проще будет происходить профориентация в вузе. С помощью проектной деятельности можно быстрее оптимизировать подготовку специалистов под запросы работодателей.

Наталья Катаева:

Основная идея нашего проектно-образовательного интенсива — формирование межфакультетских команд. Как показал прошлый интенсив, некоторые студенческие команды сталкивались с проблемой недостатка компетенций по конкретному кейсу. Например, социологам не хватало программистов.

После первого интенсива у нас была хорошая связь с руководителем проектной деятельности, с наставниками проектных команд и со студентами. Мы учли результаты первого интенсива, скорректировали формат мероприятия, в первую очередь при донесении информации. Решили достучаться до студентов через виртуальную витрину кейсов. Все проекты и задачи от партнеров загрузили на эту площадку нашего вуза. Студенты сами могут выбирать какие кейсы им интересны. Также за счет виртуальной витрины мы решили вопрос формирования межфакультетских команд. На данном этапе диагностику на интенсив прошли около 100 студентов. Есть студенты, которые желают присоединиться к кейсам, и мы этот вопрос сейчас решаем.

Главная сложность при переносе проектной работы в онлайн — это выбор платформы, на которой будут работать команды и все участники интенсива одновременно. Мы решили эту проблему через платформу Microsoft Teams. Есть еще платформа для работы и сохранения цифрового следа проектными наставниками и командами — система Moodle.

Если вуз хочет запустить проектно-образовательный интенсив, то для начала надо определить конкретные цели. Затем определить формат, собрать команду. Затем уже организовать работу в тесном сотрудничестве с Университетом 20.35.

Организация проектно-образовательных интенсивов начиная с первых курсов всех вузов приведет к снижению безработицы. Студенты будут сразу же работать с индустриальными партнерами под их задачи.

Константин Бажин:

Мы долгое время повторяли как мантру слова «практикоориентированное обучение», «обучение на кейсах», «продуктовые результаты». И это получалось. Но это получалось в уникальных условиях, когда есть продвинутый преподаватель, есть отличные студенты, есть сложившиеся отношения с работодателями. Эта нишевая история жила в отдельных кафедрах и факультетах. Проблема тиражирования на весь университет есть. И интенсив — это один из реальных инструментов. 

Раньше эксперты нас учили как вводить дистанционное обучение, но с наступлением самоизоляции мы увидели, что онлайн курсов не хватает, и мы поняли, что уникальные тепличные условия не тиражируются. 

Мы продумали схему стимулирования. Сегодня преподаватель, вовлеченный в проектную деятельность и в интенсив, получает доплаты по контракту в размере 15%. Также предложили эффективные контракты для руководителя кафедры и директора и ввели показатель «доля студентов, вовлеченных в выполнение проектов полного жизненного цикла» и тем самым помогли преподавателям энтузиастам сформировать вокруг себя среду.

Мы пришли к выводу, что механика интенсива позволит внедрить проектную деятельность во всем университете на общих условиях. Мы рассчитываем, что сможем получить продуктовый результат и тем самым перезапустить вуз на новые задачи.

Студенты будут работать над темами, которые поступили из внешней среды. Например, разработка мобильных приложений по заказу структур университета или проектирование маркетинговых стратегий, которые надо апробировать. А также различные варианты поддержки школьников в онлайн обучении.

Из опыта прошлого интенсива видим, что студентам нужна мотивационная поддержка и организационная. Чтобы сохранялся интерес студентов, нужно эффективное сопровождение команды.

При масштабировании интенсивов для студентов всех курсов во всех вузах мы получим студента, готового работать здесь и сейчас. А если для него нет готовой задачи, то он сам придумает и найдет того, кому это интересно.

Максим Венедиктов:

Для нас это не новая деятельность — это уже второй интенсив прошлой весной. Вовлеченность полная. Я занимаюсь программным обеспечением, у нас и так все происходит дистанционно. Проблем при переходе в онлайн не возникло. Используем все современные инструменты для дистанционной работы. Главное изучать, не использовать стандартные подходы. Максимально использовать возможности Google, Trello, Redmine.

С переходом на дистанционнку работа пошла продуктивнее. Помимо работы в своей команды, я координирую еще восемь проектов. И по ним тоже виден прирост производительности. 
После прохождения интенсива на стандартное классическое образование стало сложнее смотреть. Изучаешь предметы модульно — то, что тебе нужно. Нашего индустриального партнера больше интересует опыт проектов, а не классическое образование

Проект основан на технологии компьютерного зрения и машинного обучения. Это интеллектуальная система анализа транспортного потока.  Программа на основании данных с видеокамер анализирует автомобильный трафик. Она полностью на нейронных сетях, обеспечивает распознавание проезжающего транспорта. На аналитику есть много запросов от АЗС, которые просчитывают свой трафик. Это интересно также и городам для управления трафиком, прогнозирования износа асфальта на отдельных участках.

Это система в будущем должна стать подсистемой проекта «Дорожный менеджер», который разрабатывает другая наша команда. Дорожный менеджер сможет прогнозировать ситуацию на дорогах и управлять трафиком. Это уже продукт, который продается нашим индустриальным партнером, мы его продвигаем. И он является моей дипломной работой.

Внедрение проектной деятельности во всех вузах с первого курса даст импульс появления большому количеству студенческих стартапов, колоссальному росту технологических команд и продуктов на рынке. Повысится уровень образования и спрос на высшее образование.

Илья Башарин:

Мы представляем проект противоскользящего спрея для обуви Non slip, партнерами проекта выступил Вятский государственный университет и Агентство стратегических инициатив.
Противоскользящие свойства для обуви обеспечиваются нанесением абразивных частиц на подошву, которые будут препятствовать скольжения. В дальнейшем можно будет расширить сферу применения для автомобильных шин и средств индивидуальной защиты.

Анна Девяткова:

На третьем курсе был курс проектной деятельности и нам предложили выдвинуть собственную оригинальную идею. Тогда и возникла идея, разработать спрей для обуви. Тысячи людей получают травмы при падении на льду. А сейчас уже планируем запуск производства с выходом на рынок России и стран ближнего зарубежья.
Благодаря проектной деятельности у студентов будет больше компетенций на выходе, они будут смотреть шире, они будут более востребованы.

Влад Доронин:

Я несколько дней назад присоединился к команде Ильи и Анны. Этому перспективному продукту требуется логотип брендинг, название, упаковка и подготовка всего кейса для запуска на рынок. В этом я и буду помогать. Я маркетолог по образованию, а ребята — химики. В такой ситуации программирование, логистика и маркетинг — как раз дополнительные компетенции, которые нужны в команде.

Дмитрий Скопин:

Для удобства участников интенсивов мы создали панель «Проектно-образовательный интенсив» — единое окно входа со всей информацией, которая необходима для участия в интенсиве, здесь же все контакты. Здесь же открывается виртуальная витрина. Виртуальная витрина кейсов — это прозрачный хаб, который позволяет посмотреть, какие заказы мы собрали. Витрина позволяет отслеживать запросы студентов. Есть и мобильная версия витрины.

По каждому кейсу указаны цели и задачи проекта, запрос на новых участников команды. Есть визуализация проектных задач, презентация технического задания. Витрина интегрирована с цифровой образовательной платформой Университета 20.35. Мы связали участие в интенсиве и все сервисы, которые предлагает Университет 20.35. Мы занесли карту проекта на курс Moodle и эти курсы разбили по логике участия студента в проекте. Таким образом, мы сами имеем доступ ко всем цифровым следам студентов. В то же время система интегрирована со внешней средой. Это удобно и нам и Университету 20.35. 

Разделяя позицию Университета 20.35, мы стараемся сделать интенсив максимально прозрачным. У нас отображается дашборд, который позволяет отслеживать динамику интенсива по каждому вузу, который участвует в этой весенней волне интенсива. Мы добавили ссылки на входные диагностики, на результаты диагностики и диагностику наших наставников, чтобы понять, чем именно можно им помочь, чтобы запустить проект и более успешно его сопровождать.  
Trello — инструмент для проектной деятельности. Его использование — требование Университета 20.35. Карточки в Трелло показывают активную деятельность каждого участника проекта. Карточки заполняет сам студент, а наставник дает обратную связь — принимает результат или вносит правки. Система интегрирована с платформой Университета 20.35. У Университета 20.35 есть возможность собрать информацию с дашбордов для анализа активности.
В платформе Университета 2035 в административном интерфейсе заводим команду, прикрепляем ссылки на доски Trello. И эта история переходит в маркетплейс проектов.

Внедрение проектных интенсивов для всех студентов может стать шагом к формированию общества профессионалов, способное определять экономическую ситуацию в стране. Компетентные кадры, способные решать широкий круг задач — это то, что от нас ждут уже сейчас.

Предыдущие эфиры проекта Go Online

«Я не вижу ваших рук!»: как вовлечь и удержать студента в образовательном процессе «на удаленке»:
На странице проекта Go Online ВКонтакте 
На канале Университета 20.35 

«Персональное предложение»: как настроить индивидуальную траекторию обучения в онлайне:
На странице проекта Go Online ВКонтакте  
На канале Университета 20.35  

Посильная «удаленка»: восстанавливающие практики на каждый день для тех, кто учит и тех, кто учится:
На странице проекта Go Online ВКонтакте 
На канале Университета 20.35

«Цифровое» ГТО: переводим физкультуру «на удаленку». Опыт вузов. Цифровые решения. Альтернативы:
На странице проекта Go Online ВКонтакте 
На канале Университета 20.35

Работа студенческих лабораторий при переходе на онлайн-обучение: 
На странице проекта Go Online ВКонтакте 
На канале Университета 20.35 

Переход проектной работы вуза в онлайн. Модели и инструменты управления: 
На странице проекта Go Online ВКонтакте  
На канале Университета 20.35  

 

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*