Live «Персональное предложение»: как настроить индивидуальную траекторию обучения «на удаленке»

15.04.2020 339

Цикл онлайн конференций проекта Gonline продолжился обсуждением инструментов персонализации обучения.

В «живом эфире», который состоялся 10 апреля на канале Go Online, эксперты образования рассмотрели различные варианты сохранить и расширить возможности для индивидуальных траекторий обучения в условиях перехода образовательного процесса в онлайн.

Практики, предлагаемые в Тюменском государственном университете, в Уральском федеральном университете, Дальневосточном федеральном университете, Новгородском государственном университете и в Самарском государственном техническом университете, а также сервисы Университета 20.35 позволяют  организовать для студентов выбор курсов персонализированного обучения в условиях «изоляции»? Настройка индивидуальных траекторий возможна, особенно сейчас. И станет отличной возможностью повысить мотивацию к учебе у тех, на кого университет делает ставку.

Наши эксперты и практики на конкретных кейсах из вузов рассказали о том, какая практика навигации и мотивации студентов внедряется в вузах, и как этот опыт можно быстро включить в практику своего вуза, как создать для студентов возможность  освоения дисциплины или выбора дисциплин для обучения, как создать в вузе условия для эффективного использования существующего цифрового контента, а также варианты зачета результатов обучения с использованием разных доступных цифровых платформ.

Эксперты также рассказали об опыте, накопленном вузами, при проведении проектно-образовательных интенсивов по модели Университета 2035, поделилилсь практикой подготовки индивидуального плана и рабочей программы под проектную деятельность, в том числе, подготовки документов для включения факультатива.

В эфире участвовали:
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35.
Андрей Щербенок, директор школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, профессор МШУ Сколково. 
Екатерина Любимова, директор сервиса «Цифровой контент» Университета 20:35.
Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн обучения Уральского федерального университета
Сергей Жданов, начальник отдела дизайна образовательных программ Дальневосточного федерального университета 
Ольга Калпинская, заместитель проректора по образовательной деятельности Новгородского государственного университета.
Оксана Еремичева, заместитель декана Инженерно-экономического факультета  Самарского государственного технического университета по научно-методической работе, руководитель отдела в центре проектного обучения.

Фото -  ntinews.ru

Модератором выступила руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35 Ирина Белозерова.

Запись конференции:


Gonline Вконтакте
Университет 20.35 Вконтакте  
Университет 20.35 Facebook   
Телеграм-канал Университет Онлайн  
 
Василий Третьяков:

«Сегодня все студенты перешли в формат онлайн обучения, работают с цифровым контентом, который предоставляет вуз, с трансляциями, которые ведут их преподаватели. Одновременно студенты полностью оказались в цифровой среде, в которой уже было много образовательного контента, много возможностей получения компетенций от ведущих вузов, от технологических компаний, от бизнеса, который создавал контент для обучения своих сотрудников. Этих возможностей — бесконечное количество, не воспользоваться ими, не использовать их для обучения своих студентов, было бы странно. 
У вузов есть свои учебные планы, свои программы и дисциплины. Все уже запустилось в текущем семестре и встроить туда этот сторонний контент, да еще и не из системы высшего образования кажется практически невозможным.

Но у вузов есть возможность не только перейти в онлайн, а попытаться принципиально перестроить образовательный процесс. Сделать так, чтобы студенты учились с помощью того, что им действительно важно, с помощью тех инструментов, которые помогут им быстро получать компетенции в формате онлайн. Поговорим об этом с университетами, которые уже имеют такую практику. Это можно сделать во всех университетах. Только в каком объеме? Дать сегодня студенту возможность выбрать какое-то количество дисциплин, хотя бы 1-2, найти подходящие онлайн курсы, освоить — это очень важная компетенция. Компетенция, которая позволит потом эту практику развивать и превратить ее в практику обучения на протяжении всей жизни. Для вузов это не только возможность, но обязательная часть образовательной программы. Но можно превратить это и в общую парадигму образовательной программы или в практику, которая позволяет студентам постоянно принимать решения, выбирать лучший контент, лучше учиться и использовать новые компетенции прямо во время обучения.

Мы близки к общему пониманию, что переход к персональному образованию возможен уже сейчас. Персонализация происходит и дает очень много студентам. Альтернативы этому нет. А если переход уже произошел, то процесс должен развиваться, должен охватывать все больше студентов и все больше вузов. Нет барьеров для того, чтобы персонализация образования вошла в жизнь студентов и стала составляющей образовательной программы».

Андрей Щербенок:

«Мы не ждали кризиса, чтобы внедрять свободное образование. Иногда свободное образование воспринимается как много свободы для студентов. На самом деле, свободное образование — это не обязательно стопроцентная свобода выбора. Это другая философия образования. Вы просто переосмысляете свою учебную программу таким образом, что потом можете кастомизировать ее для конкретного направления подготовки.

В США свободное образование является стандартом для университетов. Есть радикальные примеры, например университет Брауна, где все 32 курса — на выбор студента. а есть программы, где выбор равен 0.

Наши вузам надо перестать думать в терминологии «образовательной трубы» и программы как конвейера курсов. На самом деле образовательная программа состоит из разных блоков. И блоки могут быть по-разному организованы. Есть блок «Специальность». Это комплекс дисциплин, которые студент должен обязательно пройти. Размер этого блока может быть разным. Но 1/3 от всего учебного времени — это объем, достаточный, чтобы студент получил диплом. Второй блок — ядерная программа: soft skills. Есть вузы, в которых этот блок очень большой, например в университете Чикаго он занимает больше 50% времени в бакалавриате. В Школе перспективных исследований (School of advanced studies) Тюменского государственного университета ядерная программа занимает 1/3 учебного времени. 
А есть блок селективных курсов. Для навигации студентов в образовательном пространстве. И можно все курсы из этого блока перевести в онлайн. Потому что выбор для студентов в онлайне гораздо больше. Это не заставляет переделывать другие блоки и онлайн курсы можно использовать легко и в любом количестве

Вузам надо получить опыт организации таких методов подготовки. Надо просто сделать так, чтобы у разных направлений подготовки был скоординированный учебный план, например на первый курс. Это сделали в ТюмГУ, это может сделать любой вуз. В результате все студенты первого курса оказываются в общем пространстве
Студенты приходят после школы, где индивидуализации образования нет. Им надо научиться ответственно выбирать для себя траекторию. Студенты все еще не относятся к своему образованию как к объекту дизайна и структурирования, у них нет такой практики.

Хорошо бы, чтобы нормативная рамка давала вузам больше свободы. Надо понять, что обучение всегда индивидуально. Даже во времена СССР студенты не ходили на те пары, которые им не интересны. Надо сделать так, чтобы студент не прогуливал. а чтобы освободившееся время студент потратил на получение того знания, которое ему интересно. Нужна индивидуализация на уровне содержания каждого курса».

Александра Кузьмина:

«В УрФУ разработана организационно-финансовая модель использования курсов. При принятии решения о включении в программу онлайн курсов от других вузов есть две точки — руководитель программы и сам студент. У студента в каждой программе есть зачетные единицы — майнеры или дисциплина по выбору. У студентов есть возможность выбрать технологию обучения — традиционная, смешанная или исключительно электронная. В том числе это могут быть онлайн курсы на нашей платформе и курсы вузов-партнеров. Студент может выбрать уровень освоения дисциплины и содержания курса или конкретного преподавателя. Онлайн курс может вспомогательным материалом, это может быть смешанная модель обучения или сценарий, когда применяется исключительно электронное обучение.

С точки зрения сегодняшней ситуации университетам вполне адекватно перейти на смешанную модель, используя онлайн курсы вузов, представленные сейчас бесплатно, а также контент на площадках Яндекса, Mail.ru. Важно то, как преподаватель построить дизайн и детализацию образования.

Основные критерии включения курсов в образовательную программу: 
- трудоемкость (она должны быть больше или равна трудоемкости дисциплины) 
- результат обучения и компетенции
- содержание и подбор под образовательную программу
Необходимо принять два документа — положение о перезачете и согласие студента в письменной форме на реализацию образовательной программы с использование дистанционного обучения, а также согласие на сетевую форму реализации образовательной программы.

У нас подключилось за последние две недели более 7 тыс. студентов из других вузов. студенты считают, что это удобно и дисциплинирует. Хотя есть отклики, что онлайн курс ведущего университета проходить сложнее, чем традиционный курс в своем родном вузе. У нас есть курс основы критического мышления, курс по дизайну, по самоменеджменту и разрабатывается курс Soft Skills.
 
Изменения должны произойти внутри каждого из нас. Для этого процесса необходимы студента, которые желает индивидуализировать свое обучение, готовность преподавателей к работе в цифровой среде и инициатива руководства вузов».

Екатерина Любимова:

«Многие вузы оказались в затруднительном положении в связи с переходом в онлайн. Мы создали предложение для вузов — подборки контента. Мы собираем различные виды контента в одну упаковку. У нас есть подборки по самоорганизации, по самопрезентации, по коммуникациям, по эмоциональному интеллекту, по развитию мышления, по инструментам проектной работы. Все, что может пригодиться сейчас студенту. Вуз может взять эту подборку и внедрить ее в учебный процесс прямо сейчас. Это можно сделать дополнительной траекторией для студентов с возможностью перезачета на следующий семестр. Либо это можно включить в учебный план как проектный модуль с несколькими курсами внутри.

Модель взаимодействия вузов может выстраиваться на основании образовательного контента, предоставляемого сейчас бесплатно. В наших подборках используется контент, который предоставляют другие вузы. Например, курсы УрФУ мы готовы включить в любые подборки. В подборки входят как курсы, так и короткие видео, книги, статьи. Все то, что можно быстро обновлять. Доступ к подборкам открыт через личный кабинет на платформе Университета 20.35. Можно подборку сделать самостоятельно под свои цели, можно предложить свои ресурсы. Открывается возможность обмена бесплатным контентом. 

Если студенту будет интересно, то это добавит ему мотивации в обучении, особенно в условиях удаленного обучения. Не каждый вуз справляется с тем, чтобы сохранить качество при онлайн образовании. Для студентов это возможность получения знаний и компетенций, которые они не получили бы в ходе офлайн обучения в своем вузе. Это расширение кругозора, готовность к неопределенности.

Нужно вносить в нормативную базу изменения, которые позволят вузам не боятся репрессий при проверках. Нужно пересмотреть финансовую модель, когда деньги «идут за студентом». Необходима готовность вузов к масштабированию, а также мотивация профессорско-преподавательского состава».

Сергей Жданов:

«Программа поддержки талантливых и мотивированных студентов. Academic Excellence and Honors Education (AEHE) в Дальневосточном федеральном университете— это программа академического превосходства для студентов. Идет постоянное исследование этих студентов и разработаны несколько инсайтов.
В программе три ключевых фокуса: 
1 Навигация для студентов. Мы показываем, что в мире есть много интересных платформ и источников самообразование. Это все равно, что дать удочку, чтобы найти, именно то, что ему надо, а также сформировать у него запрос. мы задаем вопрос — Зачем тебе это надо
2 Сопровождение тьютором, наставником, администрацией университета. Студент знает, что всегда может к кому-то обратиться с любым вопросом
3 Диалог. Обратная связь. Нам важно слышать студентов, чтобы сделать программу и университет лучше. Мы собираем программу с учетом обратной связи. Например, выяснили что индивидуальные учебные планы им не очень интересны.

Форматы поддержки 
- Индивидуальное сопровождение, включая тьюторское сопровождение. Множество сервисов делаются командой университета. В рамках системы сопровождения мы пытаемся нащупать типажи у наших студентов, привлекаем коучей и психологов, научных руководителей. Это один из ключевых форматов поддержки.
- Дополнительные курсы в большом количестве.
- Проектная деятельность.
- Программа «Стартап как диплом».
- Стажировки и программы обмена — это ключевой мотиватор при вступлении в вуз. Главный аргумент для абитуриентов при выборе вуза, при выборе программы или направления обучения. 
- Крупные мероприятия, например участие в ВЭФ.

Для навигации нужна карта — витрина образовательных активностей. Мы много работаем над тем, чтобы студенту было понятно, что вокруг него происходит. Критически важно удержать организационное единообразие для преподавателей. После того, как студент выбирает себе активности, он попадает в нашу единую информационную образовательную среду. Мы используем Microsoft teams, в качестве основного инструмента взаимодействия между студентами и преподавателями. За два года мы протестировали этот продукт для всех форматов. В результате, сейчас университет достаточно быстро переехал в онлайн обучение. Мы подготовили исчерпывающую инструкцию для преподавателей и студентов, что делать, как включиться в дистанционное образование. Бутылочное горлышко процесса — это вовлечение преподавателей и практиков. Они часто не очень хотят работать с первыми курсами, рассказывать азы. Поэтому такие подробные инструкции и методическая поддержка помогают преодолеть барьер входа.

Система должна идти за студентом, а не за группой. Весь университет должен стать единым образовательным пространством и интегрироваться с глобальным образовательным пространством. Мы должны оптимизировать и форматы, и стандарты на уровне каждого курса».

Оксана Еремичева:

«В Самарском политехе есть две истории реализации персонифицированного проектного обучения. Первая — это проект междисциплинарных проектных команд. Когда в команды объединяются студенты разные по уровню подготовки и по направлениям. Они реализуют проект в логике его полного жизненного цикла. Вторая история связана с реализацией проектно-образовательного интенсива с октября 2019 года. Задействованы те накопленные знания, опыт, который в вузе есть для упаковки проектного обучения. 
ФГОС позволяет сформировать индивидуальный план для студента и включить в него блок факультативных дисциплин. А в него в свою очередь можно включить проектные дисциплины: «Инновационное и технологическое предпринимательство» и «Практико-ориентированный проект». И за счет блока факультативных дисциплин мы заложили под проектно-образовательный интенсив дисциплину с наименованием того проекта, которым занимается студент, и заложили цикл мастер-классов по его образовательным запросам. 
Мы реализовывали очные такты проектно-образовательного интенсива — студенты записывались на лекции и мастер-классы, рекомендуемые наставниками и часть занятий формировали по своему выбору. Сейчас это тоже есть, но уже в виртуальных коммуникациях.
Все результаты студента по индивидуальному учебному плану учитываются, передаются в деканат. Он получает зачеты, это отображается в документации. В составе основной образовательной программы зафиксированы результаты по тем дисциплинам, которые он освоил в рамках проектно-образовательного интенсива.

У студентов стало гораздо больше самостоятельности и ответственности. Часть студентов запутались при выборе, но благодаря наставникам золотая середина была найдена. Удалось сформировать пул дополнительных дисциплин, которые закрыли их образовательный запрос. Планируем в следующем учебном году практику реализации тех форматов, которые мы опробовали в ходе проектно-образовательных интенсивов, тиражировать на всю программу для студентов старших курсов».

Ольга Колпинская:

«В Новгородском университете с 2018 года отработали образовательные интенсивы с Университетом 20.35. Когда студент уходил с основной программы и понимал, что у него есть образовательный дефицит, который ему в основной программе не восполнить, то выбирал курсы, которые ему нужны. Встал вопрос, как вписать эти пройденные учебные дисциплины или модули в диплом. И 10 зачетных единиц факультативов помогли в этом. Помимо этих 10 единиц, опыт образовательных интенсивов показал, что есть еще курсы, которые необходимо показать, чтобы студент мог по окончании вуза продемонстрировать эти компетенции. Институт дополнительного образования сформировал программу повышения квалификации, туда мы включили курсы, которые вышли за рамки 10 зачетных дисциплин. И студент также получали диплом о повышении квалификации, куда вписаны эти курсы.

С 1 сентября 2019 года весь первый курс по направлениям специалитета и бакалавриата перешел на проектное обучение. У нас каждый семестр теперь разделен на 4 такта, в каждом такте есть 4 недели. Три недели образовательные и одна неделя проектная. В рамках этой недели студент выбирает ту траекторию, которая ему интересна. На I курсе у нас междисциплинарные проекты. Студенты начинают семестр с генерации идей и команд. Либо с ними работают модераторы, либо кафедры университета и индустриальные партнеры предлагают перечень проектов в витрине и формируют команды. 

Нужны изменения в устройстве кампусов, нужны сервисные платформенные решения. Нужны изменения в сознании и мышлении преподавателей».

Василий Третьяков в ходе эфира также коснулся проблемы доступности инструментов онлайн обучения для учащихся с ограниченными возможностями. «Когда мы основали национальную платформу открытого образования, то предусмотрели стандарт, который требовал адаптацию, позволяющую специальным средствам для людей с ограничениями по зрению и слуху воспринимать контент, который на платформе представлен. Это титры к видеороликам и генерация речи. Но этого недостаточно. Особенно по математике. В математике надо писать, давать обратную связь. Для людей, которые не привыкли к такому формату общения, это будет большой вызов. Сейчас есть огромное количество разных ресурсов, интересных по форматам коммуникации, по форматам взаимодействия. Среди них можно найти те, которые позволят вовлечь студентов, дать им возможность интерактивной цифровой обратной связи с преподавателем. Преподавателям придется приложить некоторые усилия, чтобы искать новые форматы взаимодействия. Учащиеся с ограниченными возможностями гораздо больше нуждаются в персонализации, чем остальные. Надеюсь, что вузы смогут дать им такую возможность и не потерять время при переходе на дистанционного обучения».

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*