LIVE «Я не вижу ваших рук!»: как вовлечь и удержать студента в образовательном процессе «на удаленке»

14.04.2020 285

Цикл онлайн конференций проекта Gonline продолжился обсуждением инструментов вовлечения студентов при дистанционном обучении.

В «живом эфире», который состоялся 10 апреля на канале Go Online, эксперты образования рассмотрели изменения в работе вузов и преподавателей, необходимые для поддержания мотивации студентов в условиях удаленного обучения. 

В «живом эфире» о практиках и инструментах мотивации и вовлечения студентов в образовательный процесс «на удаленке» участвовали:

Федор Слюсарчук, руководитель образовательного направления, Университет 20.35.
Яна Коваленко, руководитель проекта World AI & Data Challenge, АСИ.
Глеб Кудрявцев, руководитель продуктов, Skyeng.
Маргарита Зобнина, доцент НИУ ВШЭ, автор онлайн-курсов «Маркетинг» на НПОО и «Интернет-предпринимательство» на Coursera.
Алексей Малеев, проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ.
Дмитрий Истомин, генеральный директор Examus.

lIG7O4wbGyE.jpgФото -  ntinews.ru

Модератором эфира выступила Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35. Запись конференции:

Gonline Вконтакте 
Университет 20.35 Вконтакте  
Университет 20.35 Facebook   
Телеграм-канал Университет Онлайн  
 
Преподаватели вузов поделились своим опытом и методиками взаимодействия с группой на расстоянии. Главными приемами вовлечения студентов в активную дистанционную работу на занятиях эксперты называли совместную деятельность преподаватели и учащегося, командную работу и практические задания.

Федор Слюсарчук:

Мотивация в онлайн имеет свои особенности. Потому что это иная среда, иной мир человеческих отношений. Главная ошибка, которую можно совершить, это делать в онлайне то же самое, что и в офлайне. Это опасная идея. Мы имеем дело не просто с каким-то инструментальным кризисом. На самом деле меняется базовый договор между студентом и учителем, учителем и учеником. Чтобы мотивация сохранилась, мы должны найти другой договор в этом взаимодействии. 
Ранее договор предполагал, что учитель вводит ученика в сложный социальный мир, но взамен приобретал право контролировать его и требовать с него. Онлайн — это конкурентная среда и абсолют власти учителя уходит. Мотивация, связанная с прислонением к авторитету, уже не действует. Учитель должен пересобрать коммуникативную среду, в которой он с учеником взаимодействует. Главный вопрос — сборка новых пространств взаимодействия студента и учителя, студентов и студентов. 

Совместная работа — и есть та новая социальность, в которой может рождаться устойчивая мотивация. Коллеги из Университета 20.35 разворачивают серию проектно-образовательных интенсивов, где происходит общая исследовательская проектная деятельность, которая запускает потребность в получении знаний и наращивании компетенций. Мы должны разворачивать длинные проектные процессы в вузах и в школах

Сейчас студенты могут в ходе онлайн занятий переключаться на другие отвлекающие ресурсы. Мой прогноз: некоторое время нам будет казаться, что мы с этой проблемой справились. Но потом выяснится, что мы потеряли контакт со студентами. Встанет в полный рост проблема, что мы не вовлекли студентов в устойчивые формы взаимодействия. Нам надо думать над этой проблемой из фокуса совместной деятельности.

К сожалению, стресс не может быть мотиватором на долгое время. А образование — это долгий процесс. Для студентов стресс не может быть базовой мотивацией. Надо вместо новых форм контроля студентов надо начать думать о том, что интересного можно делать вместе со студентами.

Яна Коваленко:

Очень сильно поднимается мотивация, когда студенты решают конкретные прикладные задачи и точно понимают, каких компетенций им не хватает. Тогда они возвращаются в образовательное пространство и поглощают те знания, которые востребованы при решении прикладных задач. У нас на проекте Data Masters есть два трека: межуниверситетский проект «Искусственный интеллект», где собраны все образовательные онлайн направления, которые помогают студентам как искусственный интеллект и большие данные работают в различных областях. Это сквозная технология и в будущем она станет вспомогательным инструментом для каждого специалиста во всех сферах. Чтобы сохранять мотивацию и понимать в каких спектрах могут применяться компетенции студентов, мы проводим конкурс World AI & Data Challenge.
В конкурсе решаются социально-значимые задачи и это очень сильно мотивирует учащихся, так как они могут изменить мир к лучшему. В ходе решения задач, они могут понять, каких знаний им не хватает. 
В конкурс World AI & Data Challenge больше всего студентов заявились из Уральского федерального университета, Новгородского государственного университета, МФТИ, МГТУ, ИТМО, Южно-Уральского государственного университета, Томского государственного университета, МГУ.
Мы реализовали связку «обучение + решение реальных задач» и призываем все вузы участвовать в конкурсе World AI & Data Challenge. Компетенции ребят по любым направлениям в результате участия в конкурсе будет усиливаться.
Это нужно давать студентам прикладные задач. Только понимая свою свои компетенции, они сохранят мотивацию. Наиболее эффективный инструмент для сохранения мотивации надолго — это решение прикладных задач.
Нынешний переход в онлайн можно охарактеризовать как «шок новизны». Это стресс, который мотивирует.

Глеб Кудрявцев:

Почему для онлайна нужны особые инструменты мотивации. Потому что конкурент за внимание — в соседней вкладе браузера у студента. Во время онлайн лекции половина аудитории половину времени проводит в соседней вкладке, где есть что-то более интересное. В онлайне есть удобные и эффективные инструменты для совместной деятельности. С помощью инструментов Google Docs можно удерживать аудиторию в 50 человек. 
Мы можем показать студенту, что на самом деле происходит в ходе онлайн занятия. Например совместное составление и рейтингование вопросов в Google Docs. 
Студенты не прикованы к аудитории, задача преподавателей — серьезнее относиться к вовлечению и к привлечению их внимания. Что вы можете дать полезного и интересного, чтобы студент выбрал образование, а не развлечение.

Алексей Малеев:

Текущая ситуация помогает понять, а что действительно человеку интересно. Мы работаем много, количество часов за ноутбуком увеличилось, но не покидает ощущение отпуска. Поэтому возрастает активность развлекательного характера параллельно с работой. И в этой ситуации можно оценить, насколько на самом деле востребованы наши онлайн курсы. В то же время возросла ответственность студентов. Они стали раньше беспокоиться о сессии.

У нас есть фестиваль программирования, и мы отслеживаем активность его участников. Сколько человек в нем участвуют, сколько заданий они выполняют. У нас был запланирован в очном формате фестиваль по искусственному интеллекту Rucode. Перевели его в онлайн и нашли много плюсов. Мы запустили онлайн курс «Быстрый старт в спортивное программирование» на платформе Stepik, за две недели в начале марта к нему присоединились более 7 тыс. Далее по искусственному интеллекту и алгоритмическому планированию были запланированы интенсивы. Их проведут инженеры из Яндекса и Сбербанка. Отбор прошли 1,6 тыс. участников.
Такая гонка за внимание отчасти эффективна, хотя конкурентов очень много. На месте преподавателей я бы подумал, что можно отдать для самостоятельного обучения студентам. Организовать диалог, чтобы понять для чего им нужны конкретные знания.

Дмитрий Истомин:

Есть разные подходы к мотивации. Надо идти от контента. Гениальный преподаватель сможет всегда заинтересовать студента. Но иногда приходится использовать и дисциплинарные методы.
Компания Examus специализируется на контроле студентов в ходе онлайн экзаменов. Мы предотвращаем списывание, анализируем поведение во время онлайн активности.
Но конечная цель — не ловить студентов, а сделать онлайн образование качественным и эффективным. Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе онлайн обучения — нет возможности охватит взглядом всех слушателей одновременно, оценить, насколько им интересно. Эта «беседа с самим собой» требует дисциплины от преподавателя. 

Мы предложили сервис анализа вовлеченности с применением технологии компьютерного зрения. По лицу определяется уровень внимания и вовлеченности. Мы увидели, что можно использовать эту технологию в синхронном режиме и в асинхронном. При синхронном режиме можем интегрироваться с системой вебинаров и вычислять средний уровень вовлеченности аудитории, количество реально активных слушателей. Для масштабирования сервиса нам нужна интеграция с платформами. Сейчас наиболее близки к пилоту на Вебинар.ру. В асинхронном режиме сервис VSEND прикручен у YouTube. Ролик с лекцией можно отправить студентам, они подключат веб-камеру и далее сервис будет отслеживать, как каждый из них смотрел ролик.

Маргарита Зобнина:

Студенты при переходе в онлайн испытывают стресс. А значит, надо предъявлять к ним другие требования. У человека в стрессе снижаются когнитивные способности. Дополнительной нагрузкой эту ситуацию можно только ухудшить. Речь идет о Change managment. Им надо объяснять суть изменений, психологическая поддержка. Например, студентам ВШЭ предоставляется максимум информации по всем каналам, в том числе в специальный чат в Telegram. Второй день устраиваем студентам челленджи. К студентам надо относиться с пониманием.

 

Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*