Цикл онлайн конференций проекта Gonline продолжился обсуждением инструментов вовлечения студентов при дистанционном обучении.
В «живом эфире», который состоялся 10 апреля на канале Go Online, эксперты образования рассмотрели изменения в работе вузов и преподавателей, необходимые для поддержания мотивации студентов в условиях удаленного обучения.
В «живом эфире» о практиках и инструментах мотивации и вовлечения студентов в образовательный процесс «на удаленке» участвовали:
Федор Слюсарчук, руководитель образовательного направления, Университет 20.35.
Яна Коваленко, руководитель проекта World AI & Data Challenge, АСИ.
Глеб Кудрявцев, руководитель продуктов, Skyeng.
Маргарита Зобнина, доцент НИУ ВШЭ, автор онлайн-курсов «Маркетинг» на НПОО и «Интернет-предпринимательство» на Coursera.
Алексей Малеев, проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ.
Дмитрий Истомин, генеральный директор Examus.
Модератором эфира выступила Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35. Запись конференции:
Gonline Вконтакте
Университет 20.35 Вконтакте
Университет 20.35 Facebook
Телеграм-канал Университет Онлайн
Преподаватели вузов поделились своим опытом и методиками взаимодействия с группой на расстоянии. Главными приемами вовлечения студентов в активную дистанционную работу на занятиях эксперты называли совместную деятельность преподаватели и учащегося, командную работу и практические задания.
Федор Слюсарчук:
Мотивация в онлайн имеет свои особенности. Потому что это иная среда, иной мир человеческих отношений. Главная ошибка, которую можно совершить, это делать в онлайне то же самое, что и в офлайне. Это опасная идея. Мы имеем дело не просто с каким-то инструментальным кризисом. На самом деле меняется базовый договор между студентом и учителем, учителем и учеником. Чтобы мотивация сохранилась, мы должны найти другой договор в этом взаимодействии.
Ранее договор предполагал, что учитель вводит ученика в сложный социальный мир, но взамен приобретал право контролировать его и требовать с него. Онлайн — это конкурентная среда и абсолют власти учителя уходит. Мотивация, связанная с прислонением к авторитету, уже не действует. Учитель должен пересобрать коммуникативную среду, в которой он с учеником взаимодействует. Главный вопрос — сборка новых пространств взаимодействия студента и учителя, студентов и студентов.
Совместная работа — и есть та новая социальность, в которой может рождаться устойчивая мотивация. Коллеги из Университета 20.35 разворачивают серию проектно-образовательных интенсивов, где происходит общая исследовательская проектная деятельность, которая запускает потребность в получении знаний и наращивании компетенций. Мы должны разворачивать длинные проектные процессы в вузах и в школах
Сейчас студенты могут в ходе онлайн занятий переключаться на другие отвлекающие ресурсы. Мой прогноз: некоторое время нам будет казаться, что мы с этой проблемой справились. Но потом выяснится, что мы потеряли контакт со студентами. Встанет в полный рост проблема, что мы не вовлекли студентов в устойчивые формы взаимодействия. Нам надо думать над этой проблемой из фокуса совместной деятельности.
К сожалению, стресс не может быть мотиватором на долгое время. А образование — это долгий процесс. Для студентов стресс не может быть базовой мотивацией. Надо вместо новых форм контроля студентов надо начать думать о том, что интересного можно делать вместе со студентами.
Яна Коваленко:
Очень сильно поднимается мотивация, когда студенты решают конкретные прикладные задачи и точно понимают, каких компетенций им не хватает. Тогда они возвращаются в образовательное пространство и поглощают те знания, которые востребованы при решении прикладных задач. У нас на проекте Data Masters есть два трека: межуниверситетский проект «Искусственный интеллект», где собраны все образовательные онлайн направления, которые помогают студентам как искусственный интеллект и большие данные работают в различных областях. Это сквозная технология и в будущем она станет вспомогательным инструментом для каждого специалиста во всех сферах. Чтобы сохранять мотивацию и понимать в каких спектрах могут применяться компетенции студентов, мы проводим конкурс World AI & Data Challenge.
В конкурсе решаются социально-значимые задачи и это очень сильно мотивирует учащихся, так как они могут изменить мир к лучшему. В ходе решения задач, они могут понять, каких знаний им не хватает.
В конкурс World AI & Data Challenge больше всего студентов заявились из Уральского федерального университета, Новгородского государственного университета, МФТИ, МГТУ, ИТМО, Южно-Уральского государственного университета, Томского государственного университета, МГУ.
Мы реализовали связку «обучение + решение реальных задач» и призываем все вузы участвовать в конкурсе World AI & Data Challenge. Компетенции ребят по любым направлениям в результате участия в конкурсе будет усиливаться.
Это нужно давать студентам прикладные задач. Только понимая свою свои компетенции, они сохранят мотивацию. Наиболее эффективный инструмент для сохранения мотивации надолго — это решение прикладных задач.
Нынешний переход в онлайн можно охарактеризовать как «шок новизны». Это стресс, который мотивирует.
Глеб Кудрявцев:
Почему для онлайна нужны особые инструменты мотивации. Потому что конкурент за внимание — в соседней вкладе браузера у студента. Во время онлайн лекции половина аудитории половину времени проводит в соседней вкладке, где есть что-то более интересное. В онлайне есть удобные и эффективные инструменты для совместной деятельности. С помощью инструментов Google Docs можно удерживать аудиторию в 50 человек.
Мы можем показать студенту, что на самом деле происходит в ходе онлайн занятия. Например совместное составление и рейтингование вопросов в Google Docs.
Студенты не прикованы к аудитории, задача преподавателей — серьезнее относиться к вовлечению и к привлечению их внимания. Что вы можете дать полезного и интересного, чтобы студент выбрал образование, а не развлечение.
Алексей Малеев:
Текущая ситуация помогает понять, а что действительно человеку интересно. Мы работаем много, количество часов за ноутбуком увеличилось, но не покидает ощущение отпуска. Поэтому возрастает активность развлекательного характера параллельно с работой. И в этой ситуации можно оценить, насколько на самом деле востребованы наши онлайн курсы. В то же время возросла ответственность студентов. Они стали раньше беспокоиться о сессии.
У нас есть фестиваль программирования, и мы отслеживаем активность его участников. Сколько человек в нем участвуют, сколько заданий они выполняют. У нас был запланирован в очном формате фестиваль по искусственному интеллекту Rucode. Перевели его в онлайн и нашли много плюсов. Мы запустили онлайн курс «Быстрый старт в спортивное программирование» на платформе Stepik, за две недели в начале марта к нему присоединились более 7 тыс. Далее по искусственному интеллекту и алгоритмическому планированию были запланированы интенсивы. Их проведут инженеры из Яндекса и Сбербанка. Отбор прошли 1,6 тыс. участников.
Такая гонка за внимание отчасти эффективна, хотя конкурентов очень много. На месте преподавателей я бы подумал, что можно отдать для самостоятельного обучения студентам. Организовать диалог, чтобы понять для чего им нужны конкретные знания.
Дмитрий Истомин:
Есть разные подходы к мотивации. Надо идти от контента. Гениальный преподаватель сможет всегда заинтересовать студента. Но иногда приходится использовать и дисциплинарные методы.
Компания Examus специализируется на контроле студентов в ходе онлайн экзаменов. Мы предотвращаем списывание, анализируем поведение во время онлайн активности.
Но конечная цель — не ловить студентов, а сделать онлайн образование качественным и эффективным. Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе онлайн обучения — нет возможности охватит взглядом всех слушателей одновременно, оценить, насколько им интересно. Эта «беседа с самим собой» требует дисциплины от преподавателя.
Мы предложили сервис анализа вовлеченности с применением технологии компьютерного зрения. По лицу определяется уровень внимания и вовлеченности. Мы увидели, что можно использовать эту технологию в синхронном режиме и в асинхронном. При синхронном режиме можем интегрироваться с системой вебинаров и вычислять средний уровень вовлеченности аудитории, количество реально активных слушателей. Для масштабирования сервиса нам нужна интеграция с платформами. Сейчас наиболее близки к пилоту на Вебинар.ру. В асинхронном режиме сервис VSEND прикручен у YouTube. Ролик с лекцией можно отправить студентам, они подключат веб-камеру и далее сервис будет отслеживать, как каждый из них смотрел ролик.
Маргарита Зобнина:
Студенты при переходе в онлайн испытывают стресс. А значит, надо предъявлять к ним другие требования. У человека в стрессе снижаются когнитивные способности. Дополнительной нагрузкой эту ситуацию можно только ухудшить. Речь идет о Change managment. Им надо объяснять суть изменений, психологическая поддержка. Например, студентам ВШЭ предоставляется максимум информации по всем каналам, в том числе в специальный чат в Telegram. Второй день устраиваем студентам челленджи. К студентам надо относиться с пониманием.
Источник: Новости НТИ - 20.35 Информбюро
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.