В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) прошел виртуальный круглый стол по обучению в школах, во время которого эксперты назвали главные вызовы образовательной системе. Среди них - способность давать знания, которые потребуются на рабочем месте сразу после обучения, отсутствие гибких Agile-подходов в образовании, практикоориентированных занятий и индивидуальных траекторий развития. В круглом столе участвовали лидеры проектов, которые поддерживает и продвигает АСИ.
«Со школьниками недостаточно проводится профориентационная работа - не освещается возможность получить конкретные профессии в колледжах, не изучается вопрос профессий, которые подходят для детей определенного склада и имеющих успехи в конкретных дисциплинах, не делается обзор профессий будущего», - заявила лидер проекта «Школа реальных дел» Наталья Тараненко.
Фото - asi.ru
По ее словам, российскому школьному образованию не хватает индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, взаимосвязи программ школ и вузов с потребностями рынка труда и планами развития регионов. Наталья Тараненко отметила, что у западных стран России стоило бы перенять рейтинговую систему оценки успехов ребенка в обучении, которые учитываются при поступлении в вузы. Эксперт считает обязательным распределение в классы и на подгруппы по успеваемости: это нужно для создания дополнительной мотивации детям и для того, чтобы сильные ученики получали больше учебного материала и занимались с лучшими педагогами.
«Нам не хватает закупок нестандартного оборудования для изучения инновационных программ. Реализуемые сейчас проекты просто оснащают нас панелями, компьютерами и серверами. Остальное оборудование и мебель не подходят, а у школ нет возможности закупать что-то по своему желанию», - подчеркнула Наталья Тараненко.
Лидер проекта «Олимпиада по технологическому предпринимательству» Александр Ременцов заявил, что еще один немаловажный вызов школам – внедрение дистанционного обучения и инклюзивное образование. Он добавил, что ситуация в семьях также влияет на учебный процесс детей.
«Главный вызов сегодня - отсутствие гибких Agile-подходов в образовании. Фундамент Agile составляют три объекта — процесс непрерывного обучения, замотивированные люди и качественные изменения. Именно эти вещи сейчас являются наиболее важными для системы образования. Реальность такова, что наиболее качественно усваиваются те знания и навыки, которые интересны обучающемуся и, вероятно, будут использоваться им в реальной жизни. Поэтому важно включать родителей ученика в создание образовательного процесса, ведь именно им в большей степени известны предпочтения и склонности ребенка», - сказал эксперт.
По его словам, важно включать и самих учеников в постановку задач и оценку преподавания, потому что сейчас у педагогов нет инструментов, которые позволили бы организовать командную работу вместе с детьми и родителями. Именно для этого и нужен Agile, «который может легко интегрироваться в работу конкретных школ и использоваться при проектировании учебной программы и в ежедневной работе».
«Многие школы ставят в приоритет процессы и инструменты, а не индивидуальные потребности ученика. Школа представляет собой учреждение с технократическим стилем управления, когда практически не уделяется внимание человеческому фактору, и школьная администрация действует в соответствии со строго определенными правилами. В этом случае методология Agile позволила бы достигать целей через человекоориентированный подход, повышая качество организационной дисциплины», - сказал Александр Ременцов.
Для того, чтобы оптимизировать образование, эксперт предложил ввести короткие интервалы обучения – вместо четвертей в школах должны появиться «короткие учебные дистанции», которые длятся две-три недели и заканчиваются подведением итогов работы вместе с ретроспективой. Также он призвал больше общаться, в том числе в семье, чтобы создавать новые возможности качественного обучения. Кроме того, нужно постоянно совершенствовать техническое обеспечение школ и заниматься осознанным образованием, считает Александр Ременцов.
Лидер проекта «Скиллфолио» Виктория Шиманская обратила внимание на практикоориентированные занятия и индивидуальные траектории развития школьников.
«Современным детям невозможно сказать «учиться просто потому что надо». Как только появляются реальные задачи и кейсы, материал становится интересным и лучше усваивается. Как только мы начинаем не просто «впихивать» знания в ребенка, а сначала узнаем его интересы, раскрываем таланты ребенка, происходит развитие его метапредметных навыков. Если учитель может ответить как знания математики помогают стать режиссером или киберспортсменом - он действительно поможет развитию каждого ученика», - сказала эксперт.
По ее словам, на профессиональное самоопределение детей влияет не получение пятерок, а развитие эмоционального интеллекта, критического и цифрового мышления, коммуникативных навыков.
«По данным Comcon, более 83% детей хотят учиться хорошо, и только 36% ходят в школу с удовольствием. В результате мы видим, что сегодня ребенок сдал тест, а завтра уже не помнит эту информацию. Именно вовлекающее обучение позволяет по-настоящему развивать ребят, раскрывать их таланты и они осваивают и применяют полученные в школе знания», - отметила Виктория Шиманская.
Среди главных мировых трендов образования она назвала социально-эмоциональное обучение. По ее словам, дети, которые учились на таких практиках, лучше усваивают школьный материал и общаются в группе, осознанно выбирают профессии и не попадают в плохие компании. Также все большую роль играет смешанное обучение.
«Внедрение такого обучения, социально-эмоционального подхода и индивидуальных траекторий развития позволит построить новые форматы обучения, соответствующие требованиям цифровой экономики, и уже в ближайщий год повысить вовлеченность школьников в обучающий процесс, подготовить счастливых профессионалов будущего», - добавила лидер проекта.
Ведущий научный сотрудник совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития, эксперт дирекции социальных проектов АСИ Ирина Комарова считает главным вызовом школьному образованию разрыв между экономикой знаний и образовательным укладом, воспроизводящим кадры для индустриальной экономики. Если в России не изменится модель образования, то семьи и школьники будут жить в стране «с неконкурентной экономикой со всеми вытекающими последствиями».
«В первую очередь это коснется экономического положения , затем вызовет дальнейшее падение индекса человеческого капитала, несоответствие желаемого и действительного ведет к снижению индекса счастья, который сегодня подсчитывается мировой статистикой на уровне данных, а на бытовом уровне – к росту числа психически неуравновешенных людей», - заявила Ирина Комарова.
В числе лучших зарубежных практик, которые могла бы заимствовать российская образовательная система, Ирина Комарова назвала американский проект EdClusters – инновационные кластеры образования. На его появление повлияли несколько факторов:
Смещение задач образования в сторону одаренных как ресурса для ускорения развития конкурентности страны
Развитие образовательных технологий, создание управления образовательных технологий в департаменте образования США и принятие системы законодательных актов об образовательных технологиях для всех уровней образования
Исследования фонда МакКинзи о роли лидерства в инновациях
Формирование экосистем инноваций практически во всех штатах США
Осознание роли «третьего места» в развитии системы образования
При этом в России также работают несколько передовых методик, например, проекты «Одаренный ребенок» и «Код профессии» в Якутии и Новгородской области. Также в этих регионах и в Подмосковье реализован проект «Ранне выявление отклонений в развитии».
«В разработке находится модель, созданная по результатам Форсайт-флота 2017. Она поддержана Фондом президентских грантов – это создание Академии устойчивого развития (АУР) как механизма выращивания институтов социального предпринимательства в Новгородской области и Санкт-Петербурге, направленного на сферу образования», - добавила Ирина Комарова.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.