Наличие стресса на работе констатирует в два раза меньше российских учителей, чем среди их коллег из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В общей сложности 18% российских педагогов отметили, что в той или иной степени подвержены стрессу на работе. В то же время каждый десятый российский учитель сообщает о высоком уровне стресса. Основными факторами стресса для учителей, как в России, так и в других странах, являются меняющиеся требования органов власти в сфере образования, административная нагрузка, чувство ответственности за образовательные результаты школьников, свидетельствуют данные второй части отчета по результатам Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey), обнародованные сегодня ОЭСР.
Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества.
Опрос 2018 года – это третий цикл исследования TALIS, первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году. Россия принимает участие в исследовании с его начала. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ.
По данным исследования, российские педагоги спокойнее относятся к решению дисциплинарных вопросов и общению с родителями, по сравнению с коллегами из стран ОЭСР. При этом не все учителя успевают полностью восстанавливать силы в свободное время – больше половины российских учителей считает, что работа в той или иной мере отнимает у них время на личную жизнь.
Российские учителя моложе 35 и старше 45 лет чаще других задумываются об изменениях в карьере.
«Данные исследования дают возможность предположить, что учительство в России готово к внедрению системы учительского роста. Учителя ориентированы на карьеру, они готовы делиться опытом (после 45 лет) или планируют удовлетворить свои карьерные амбиции (до 35 лет)», - говорится в отчете.
Педагоги в России доверяют своим коллегам и могут рассчитывать на их помощь в случае необходимости. «Российские учителя несколько чаще других заявляют, что могут положиться на коллегу, и больше других готовы сотрудничать. Эта традиционная ценность российской школы остается неизменной с предыдущего цикла исследования», - отмечается в отчете.Российские учителя чаще других делятся с коллегами мнениями об учебных успехах их подопечных, но несколько реже обмениваются учебными материалами друг с другом и посещают профильные конференции. При этом учителя сообщают, что крайне редко совместно ведут уроки. Между тем в ряде стран-лидеров по результатам международного исследования PISA совместное преподавание встречается в 3-5 раз чаще, чем в России.
Практически все учителя сообщают, что подвергаются внутренней оценке, при этом в роли проверяющих выступает администрация или школьная управленческая команда. В каждой второй школе заявляют, что ее учителей оценивают внешние эксперты. Практически каждый российский учитель получает обратную связь и признает ее пользу для развития своих методических и предметных компетенций.
Молодые педагоги в России имеют бессрочный трудовой договор с начала работы в школе. ъ
«С одной стороны подобная особенность является благом российской образовательной системы, так как карьера учителя является надежным выбором молодого специалиста; однако с другой стороны, это может несколько снизить мотивацию к развитию молодого педагога. Например, почти половина молодых педагогов в ОЭСР имеют срочные контракты, в Шанхае только треть всех педагогов имеет бессрочный договор», - говорится в отчете.
«Доучивание» на рабочем месте является характерной чертой отечественной системы образования. В то время как некоторые страны-лидеры PISA готовы избавиться от учителя, показывающего низкие результаты, в отечественной практике больше распространен «индивидуальный план» работы по улучшению результатов отдельных педагогов. Российские учителя, в целом, готовы учиться на практике и друг у друга.
Директора российских школ не только занимаются решением вопросов найма сотрудников, распределения бюджета организации, но и вовлечены в работу с контингентом: занимаются отбором и оценкой результатов обучающихся и деятельности учителей, общаются с родителями. В 9 из 10 российских школ есть управленческая команда, формирующая решения касательно фундаментальных аспектов жизни школы. «Формирование и дальнейшее развитие управленческих команд может способствовать повышению качества образования за счет включения большего количества специалистов в процессы управления школой и повышения тем самым качества принимаемых решений», - отмечается в отчете по результатам TALIS-2018.
С полной версией второй части национального отчета по результатам TALIS-2018 можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования. Первая часть отчета по результатам TALIS-2018 была опубликована в июне 2019 года.
Источник: Пресс-служба Рособрнадзора
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.