Кадры решают. Итоги и планы проекта «Кадры для цифровой экономики»

31.01.2020 214

Цифровая трансформация все больше влияет на жизнь россиян. Войти в цифровую эпоху гражданам активно помогает государство: помимо развития цифровой инфраструктуры и доступных сервисов, власти целенаправленно поощряют талантливую молодежь, поддерживают распространение цифровой грамотности среди населения и занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В ноябре 2018 года в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» стартовал федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Центром компетенций стал Университет 20.35. Основная задача проекта – обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров в условиях цифровой экономики и быстрых технологических изменений. В рамках проекта к 2024 году удастся обеспечить цифровую грамотность 40% россиян. Основное внимание уделяется подготовке ИТ-специалистов. Планируется увеличить прием в вузы на ИТ и математические специальности не менее чем до 120 тыс. абитуриентов в год, а также ежегодного выпускать не менее 800 тыс. студентов вузов и колледжей с ключевыми компетенциями цифровой экономики. Что удалось сделать в 2019 году, а что предстоит в ближайшие годы, читайте в материале ntinews.ru.

Массовая цифровая грамотность

KDE_Грамотность.jpg

В декабре 2019 года в пилотном формате заработал бесплатный образовательный онлайн-ресурс цифроваяграмотность.рф. Его создал консорциум компаний и организаций: Мегафон, Ростелеком, РЖД, Эр-Телеком, Сибур ИТ, Академия Ростеха, НИУ ВШЭ, РОЦИТ, Почта России и аналитический центр НАФИ. Они предоставили первые «уроки» и приняли участие в разработке пилота. Оператором проекта выступает Университет 20.35. К 2024 году через различные программы повышения цифровой грамотности должны пройти не менее 10 млн человек.

Что дальше: в 2020 году 2 млн россиян пройдут обучение на общедоступном онлайн-сервисе цифроваяграмотность.рф. На сайте уже сейчас можно найти обучающие видеоролики и статьи о том, как настроить и пользоваться гаджетами, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления и почему важна цифровая гигиена. К 2024 году через различные программы повышения цифровой грамотности должны пройти не менее 10 млн человек.

Подготовка лидеров и профессионалов цифровой экономики

KDE_Лидеры и проф.jpg

На текущий момент, в среднем по России затраты работодателей на обучение сотрудников в 10 раз меньше, чем в Европе. В образовательных программах в России участвуют 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров – для сравнения, в развитых странах это 40% и 5% соответственно. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, создается государственная система персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций в цифровой экономике. В 2019 году пять тыс. человек – жители пяти пилотных регионов (Башкортостана, Якутии, Татарстана, Тульской и Ростовской областей) – в пробном режиме получили персональные цифровые сертификаты для обучения по программам дополнительного профессионального образования. Им на выбор представлено свыше 100 отобранных по конкурсу образовательных программ от вузов, колледжей и онлайн-академий. Курсы длятся от 36 до 144 академических часов, а по завершении слушателям выдадут сертификат о повышении квалификации. В 2019 году заявки на обучение на сайте цифровойсертификат.рф можно было подать на программы по 22 направлениям цифровой экономики. Наиболее популярным стало «Программирование и создание ИТ-продуктов», на втором месте – «Цифровой маркетинг и медиа», на третьем – «Большие данные» и «Кибербезопасность и защита данных».

Что дальше: в 2020 году персональные цифровые сертификаты получат уже более 30 тыс. россиян. К 2024 году планируется реализовать 1 млн сертификатов. Это должно стать рычагом мотивации, повышения заинтересованности населения в обретении новых компетенций.

5 020 сотрудников органов власти, государственных компаний, бюджетных и иных организаций прошли обучение в 11 Центрах CDO по управлению на основе данных (CDO – Chief Data Officer). Еще 13,5 тыс. специалистов обучились в РАНХиГС по программам цифровой трансформации предприятий (CDTO – Chief Digital Transformation Officer), включая руководителей органов власти и участников проектных офисов по цифровому развитию, из них 5 тыс. человек обучились онлайн.

Что дальше: в 2020 году 9,7 тысяч специалистов получат возможность бесплатно пройти обучение в РАНХиГС по программам CDTO. Еще 8 тысяч человек, включая руководителей и команды CDO пройдут программы подготовки по управлению, основанному на данных.

KDE_Цели.jpg

Российский рынок инновационных продуктов испытывает серьезный дефицит квалифицированных кадров в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и их коммерциализации. Повысить квалификацию по этому направлению в рамках государственной субсидии 2019 года получили возможность 14 тыс. человек.

Что дальше: в 2020 году еще 15 тыс. человек пройдут обучение по программам в сфере интеллектуальной собственности.

Почти на 10% увеличен объем бюджетных мест для поступающих в вузы на направления в сфере информационных технологий: 50 тыс. человек в 2019 году получили возможность бесплатного обучения. Предполагается, что каждый последующий год число поступающих на бюджетные места по ИТ-специальностям будет увеличиваться более чем на 10 тыс. человек соответственно, что обеспечит необходимый кадровый резерв ИТ-специалистов, а также создаст основу для цифровой трансформации отраслей.

Что дальше: в 2020 году увеличится объем бюджетных мест для поступающих в вузы на направления, связанные с информатикой и математикой до 60 тыс. К 2024 году этот показатель достигнет отметки в 120 тыс. человек.

В 2019 году началось тестирование новой модели образовательной организации «Цифровой университет», согласно которой обучение в  вузах должно вестись с применением цифровых технологий и персональных траекторий развития студентов. В 2019 году цифровыми университетами по итогам конкурса стали: НИУ ВШЭ, Уральский федеральный университет, НИУ ИТМО, Томский государственный университет, Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.

Сеть пилотных площадок должна также включать международные научно-методические центры для сбора лучших практик в области информатики, математики и технологий. В 2019 году такие центры были созданы в НИУ ВШЭ, в Уральском федеральном университете, в СПбГУ, в НИЯУ МИФИ, в Томском государственном университете.

Что дальше: в 2020 году сеть цифровых университетов объединит 45 участников. К 2023 году отдельные элементы этой модели должны быть внедрены в 100% государственных вузов.

Поддержка талантов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики 

KDE_Молодежь.jpg

В рамках программы «УМНИК» Фонд содействия инновациям поддержал 466 научно-технических проектов молодых исследователей в возрасте от 18 до 30 лет. Каждый проект получил по 500 тыс. рублей, общая сумма поддержки составила 233 млн руб. В 2019 году отбор проектов прошел в рамках конкурсов: «Цифровой прорыв», Цифровая Россия, Нефтегаз, Электроника, «Цифровая металлургия» и др. Первым стартовал конкурс «УМНИК – Цифровой прорыв». Эта площадка проводится совместно с АНО «Россия – страна возможностей» в рамках Всероссийского конкурса для ИТ-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики. 

Что дальше: в 2020 году продолжит работу программа «Умник», нацеленная на поддержку талантливой молодежи, увлеченной научно-технической и инновационной деятельностью. Учредитель программы – Фонд содействия инновациям – выделяет гранты в размере 500 тыс. рублей на развитие проектов молодых исследователей в возрасте от 18 до 30 лет.

Более 9 тыс. детей посетили тематические смены в детских лагерях для школьников по передовым направлениям математики, информатики, цифровых технологий. Проект реализуется при поддержке грантов Минпросвещения. Проведение тематических смен в лагерях – это в первую очередь возможность изучить цифровую технику, компьютерные программы, робототехнику, лазерную резку, освоить 3D-принтер и 3D-моделирование.

Что дальше: в 2020 году принять участие в тематических сменах в сезонных лагерях для школьников смогут свыше 5 тыс. детей. Еще 850 одаренных детей – учащихся общеобразовательных учреждений –  получат грантовую поддержку за высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий. Грант будет выплачиваться получателю единовременно в размере 125 тыс. рублей.

Разрыв в качестве подготовки будет нивелирован в рамках грантовой поддержки лучших школ, гимназий и лицеев. В 2019 году 92 школы получили гранты на распространение лучшего опыта в преподавании математики, информатики и цифровых технологий. Суммы грантов составили от 800 тыс. рублей до 6 млн рублей. Это позволит оснастить школы лучшим оборудованием и распространить на другие школы лучшие методики и практики в преподавании математики, информатики и технологии.

Что дальше: в 2020 году гранты получат 85 образовательных организаций, работающих по общеобразовательным программам и имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология».

Свыше 20 тыс. школ из всех регионов России приняли участие во всероссийской акции «Урок цифры». Более 150 педагогов из 14 регионов прошли обучение использованию современных цифровых технологий для популяризации уроков информатики в 2019 году. На сайте проекта было пройдено более 14 млн игровых обучающих сессий – необычные уроки информатики в формате обучающей игры проводят крупнейшие технологические компании России: фирма 1С, Лаборатория Касперского, Яндекс, Mail.ru Group, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», образовательная платформа «Кодвардс», Университет 20.35. Компании обучают школьников безопасности в интернете, искусственному интеллекту, проектному управлению, облачным технологиям и Big data.

Что дальше: очередной урок «Персональные помощники» запланирован на 3 февраля 2020 года, его проведут специалисты компании Яндекс. Расписание уроков доступно на сайте урокцифры.рф

«Важно, чтобы в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" обучение в течение всей жизни было доступно для людей всех возрастов. Молодежи необходимо показать, чему учиться сегодня, чтобы быть востребованным на рынке будущего, профессионалам – предоставить возможность повысить квалификацию или получить вторую "цифровую профессию". А людей старшего возраста – научить использовать цифровые ресурсы и технологии, чтобы повысить качество их жизни», – отмечает координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ» Олег Подольский.

 

 

Источник: Информбюро 20.35

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*