В законе "Об образовании в Российской Федерации" появился новый термин - "практическая подготовка". Сможет ли она "прокачать" колледжи и техникумы? Как готовить кадры для предприятий "под ключ"? И почему у нас нельзя применить как под копирку европейский опыт дуального обучения?
По статистике, среднее профессиональное образование (СПО) в России получают более трех миллионов ребят: его дают примерно 3,3 тысячи колледжей и 350 вузов, куда идут около 60 процентов школьников. Но много ли выпускники СПО умеют и знают на "выходе"? Здесь все уже не так просто.
Молодых специалистов приходится доучивать и переучивать - говорят и крупные работодатели, и малый бизнес. Наиболее острая ситуация в машиностроении и оборонно-промышленном комплексе: выпускникам банально не хватает практики.
Решение проблемы? На Западе его давно нашли. Учиться, не отрываясь от производства - на такой идее построена система дуального обучения в Швейцарии, Германии, Австрии. У нас в этом плане тоже начались серьезные подвижки.
Что такое "практическая подготовка"? Это когда студент выполняет определенную работу, связанную с его будущей профессией. И одновременно учится, по принципу: "Выточил деталь? Получи зачет…"
- Создаются предпосылки для более тесной связи среднего профессионального и высшего образования с работодателями, - рассказала "РГ" ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Екатерина Есенина. - Закон снимет одну из проблем. Раньше, чтобы взять студентов на практику, предприятие должно было оформлять лицензию на образовательную деятельность. А значит, выполнить огромное количество непрофильных для себя требований. И на это жаловались и работодатели, и колледжи, и вузы. С вступлением закона в силу это противоречие будет снято. Практическую подготовку ребят можно будет вести по договору с образовательной организацией. И работодатели, скорее всего, охотнее пойдут ей навстречу.
Но снять лицензионный барьер - лишь полдела. Чтобы бизнес смог смело набирать и обучать студентов "под себя", необходимо дать ему возможность влиять на образовательные программы: включать в них "свои" модули и компетенции, увеличивать долю практики. Но об этом в поправках в закон ничего не говорится.
- В российском перечне профессий и специальностей СПО - около 600 позиций. Очевидно, что их нужно сокращать и укрупнять, это мировой тренд, - говорит Екатерина Есенина. - В программе должна быть общепрофессиональная часть - одинаковая абсолютно для всех студентов того или иного направления подготовки. Плюс - разные модули, которые студент может выбрать, в том числе ориентируясь и на требования конкретного работодателя.
По такому принципу построены программы в Швейцарии, куда делегация российских экспертов отравилась накануне принятия поправок "О практической подготовке". Профессий и специальностей в швейцарской системе профессионального образования в три раза меньше, чем у нас - примерно 230. Есть, скажем, такая: "полимеханик". На него нужно учиться четыре года. Но один студент все четыре года будет обслуживать самолеты в авиакомпании. А другой - работать на производстве промышленных роботов. При этом у них будет единая общепрофессиональная подготовка, дающая возможность при необходимости продолжить обучение или изменить квалификацию. И оба они получат одинаковый диплом.
Как это возможно? Готовиться к выбору профессии юные швейцарцы начинают уже с 6 класса. Раз в неделю - обязательный урок профориентации. Уже в конце восьмого - начале девятого класса большинство может определиться с будущей профессией. Три четверти школьников идут в 15 лет получать именно среднее профобразование. И, что принципиально важно, вначале выбирают не учебное заведение, а место практического обучения - конкретную компанию, где будут работать. В Швейцарии это называют стажировкой.
Нашел стажировку - считай, поступил. Не нашел стажировку - не поступил. Некоторые ребята отправляют сотни писем и заявок, прежде чем их куда-то возьмут. Некоторым везет с первого раза. Но в целом стажировки находят 95 процентов выпускников.
- В год мы рассматриваем более восьми тысяч кандидатур, - рассказал "РГ" руководитель программы по работе с молодыми специалистами крупнейшей швейцарской телекомкомпании Марк Маруча. - Ребята подают заявление - со всеми оценками, характеристиками, достижениями. После жесткого отбора и собеседования берем на стажировку только 250 человек.
А что остальные? Продолжают поиск: в систему образования включены 40 процентов работодателей Швейцарии. Как правило, четыре дня в неделю ребята проводят на производстве. Сначала учатся элементарным вещам, например, работать на ручных станках. Затем переходят к более сложным, автоматизированным. И уже в первый год стажировки начинают производить реальную продукцию - приносить работодателю прибыть. Конечно, получают за это зарплату - сначала, по меркам Швейцарии, мизерную - меньше тысячи франков. На последнем курсе - уже вполне солидную.
Параллельно студенты осваивают теорию в профессионально-технической школе (аналог наших техникумов и колледжей), изучают экономику, право, языки и т.д. Плюс профильные предметы. Те же будущие полимеханики - физику, математику, электротехнику. К концу обучения 80 процентов учебного времени студенты проводят именно на производстве. Это и называется классическим дуальным обучением. На выходе - два экзамена. Теория и практика.
- Представьте себе очень сложную деталь какой-то машины. Выпускнику дается. И он по схеме должен определить, как эта деталь работает, как ее изготовить. Для этого нужно выбрать правильные станки и суметь их запрограммировать, - говорит управляющий директор Ассоциации машиностроительных электротехнических и металлургических компаний (SWISSMEM) Артур Глатти. - И не важно, где ты учился на полимеханика: на производстве лифтов или бытовой техники. Результат экзамена должен быть один - создание детали, которую можно смело запустить на конвейер. Причем по всей стране студенты получают одинаковое задание, и оно до последнего держится в строжайшем секрете.
До 70 процентов ребят остаются работать на том же предприятии, где проходили стажировку. Кто-то потом идет в высшие технические школы и даже академические вузы, получает смежную профессию. В любом случае, базовое профобразование помогает не остаться без работы.
Реально ли внедрить такую систему в России? Или хотя бы ее элементы? Попытки были, и весьма успешные. Так, пять лет назад Агентство стратегических инициатив запустило системный проект "Подготовка рабочих кадров на основе дуального образования" в пилотных 13 регионах России. В проекте участвовали 150 колледжей и техникумов, более 57 тысяч студентов и 1100 предприятий. До половины учебного времени российские студенты-дуальщики проводят на производстве. И на некоторых предприятиях, например, в Челябинской области, 70 процентов ребят остаются работать после учебы.
Очень мощно этот проект "выстрелил" в Белгородской области, где над каждым колледжем взял шефство свой, якорный работодатель. Белгород, кстати, часто называют маленькой Швейцарией.
- Система дуального обучения внедряется у нас с 2013 года. На уровне руководства региона заключены соглашения с 25 крупнейшими работодателями - сельхоз-, телеком-, промышленными предприятиями о подготовке кадров, - рассказала ректор белгородского Института развития образования Альбина Бучек. - Предприятие готовит кадры "под себя": закупает в техникум, колледж или в собственный учебный центр самое современное оборудование. Уже на втором курсе начинается практика.
Работодатель назначает студентам наставников из числа опытных сотрудников, оплачивает питание, спецодежду, иногда даже проживание. И - что самое важное - назначает свою стипендию - до 7 тысяч рублей. То есть вкладывается в кадры очень серьезно. И ему это выгодно. Чтобы ту же ветеринарию студенты сельхозколледжа изучали не на макетах, а на реальных животных. Не боялись поставить корове укол, например… Не случайно большинство ребят, даже после армии, возвращаются и работают по специальности.
- Мы называем эту систему дуальной, потому что есть два равных партнера: колледж и предприятие. Такая тесная связка у нас получилась благодаря тому, что вопросы подготовки кадров курирует лично губернатор. Судите сами: за последние два года в систему профобразования из регионального бюджета было выделено более 700 миллионов рублей. И это не считая средств, которые инвестируют сами работодатели, - говорит Альбина Бучек.
Успешные примеры есть и в других регионах.
- Нельзя сказать, что мы взяли западную дуальную систему один в один. Скорее, адаптировали некоторые ее элементы. Сначала отбираем группу мотивированных ребят. У них в расписании с первого курса стоит обязательный день на производстве. Потом, когда начинается настоящая практика, студенты проходят дополнительный отбор: берем только самых способных по результатам теоретических сессий, - говорит представитель крупной нефтехимической компании в Тобольске Юлия Воротникова. - По похожему принципу мы работаем со студентами вузов с третьего и четвертого курсов. А с прошлого года начали активно включать дуальный принцип в школьную программу корпоративного класса - через уроки на производстве.
Все чаще о внедрении дуальной системы задумываются российские ведущие университеты. К примеру, МАИ планирует открыть такие программы для среднего профобразования.
- Производственная практика с более глубоким погружением в специализацию стартует со второго года обучения, - говорит директор филиала "Ракетно-космическая техника" Московского авиационного института в подмосковных Химках Алексей Авдеев. - Сейчас идет кардинальная трансформация рабочих профессий. Скажем, мастер по уровню подготовки приближается к инженеру и может управлять высокотехнологичным оборудованием. Токари учатся самостоятельно писать программы механической обработки деталей для станков с программным управлением. Сейчас мы прорабатываем вопрос организации дуального обучения на базе филиала МАИ совместно с НПО "Энергомаш" по двум направлениям - "специальные машины и устройства" и "автоматические системы управления".
Не только практика, но и часть теоретических курсов будут вынесены в лицензированный под образовательную деятельность учебный класс предприятия. По словам специалиста, если в стандартном варианте адаптация молодого профессионала может занимать до полугода, то при дуальном обучении новый сотрудник осваивается в цехе примерно за месяц. Руководитель, коллеги, рабочее место, оборудование - все уже знакомы. Такой подход решает набившую оскомину проблему: отрыв обучения от реального производства. Учить заново или переучивать вчерашних студентов не придется.
Юрий Багров, директор Международного центра компетенций "Казанский техникум информационных технологий и связи":
- Больше практики - это, конечно, здорово. Но полностью переходить на швейцарскую систему, я считаю, нам не нужно. В ней гораздо меньше внимания уделяется фундаментальным наукам и полностью исключена студенческая жизнь. Дети находятся на производстве по 8 часов в день, нет никакой воспитательной работы, нет коллективного общения. И колледж не становится для них вторым домом, как у нас.
Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций:
- На Западе дуальное обучение носит более глубокий характер: ответственность за профессиональную подготовку прежде всего лежит на работодателях, а государство им помогает. То, что сейчас внедряется в России, это скорее "лайт-версия" дуального обучения - более тесное взаимодействие бизнеса и образования. С принятием законопроекта некоторые барьеры, действительно, удастся преодолеть. Но их останется еще немало. Например, вопросы подготовки наставников - профессионалов, которые смогут передать свой опыт. Их нужно специально готовить к работе со студентами. Или снимать лицензионные барьеры для предприятий, которые участвуют в подготовке специалистов.
Данил Уфимцев, руководитель управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)":
- Практика дуального обучения возможна только в том случае, если в регионе есть крупный работодатель - заказчик, который готов вкладываться в молодых специалистов. И могу сказать: таких работодателей все больше. Возьмем, к примеру, демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills - его проводит уже почти половина всех российских колледжей. Ребята показывают все, чему научились, на передовом производственном оборудовании. В этом году уже более двух тысяч предприятий участвовали в таком экзамене. Направляли своих экспертов, предоставляли расходные материалы, свое оборудование и площадки. И затем смогли выбирать себе лучших выпускников.
Текст: Ксения Колесникова
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.