Сочинять сказки? Программировать роботов? Оформлять деловые бумаги и составлять резюме? Все это и не только есть в новых школьных стандартах (ФГОС). Они должны заработать с 1 сентября 2021 года.
Впервые очень подробно прописано, чему и в каком классе ребенка должны научить. Здесь и теорема Пифагора, и "Слово о полку Игореве", и "золотое правило" механики... В общем, все то, что мамы и папы помнят еще по советской школе. Но есть и новые, очень практические требования, связанные с цифровыми технологиями. Раскладываем все самое интересное по полочкам.
Русский язык
Без правил правописания никуда. От жи-ши, ча-ща, чу-щу, -ться и -тся в начальной школе до непроверяемых гласных и согласных, двоеточий и тире - в старшей. К концу девятого класса ребят научат писать не только сочинения объемом не менее 250 слов, диктанты 140-160 слов, но и оформлять деловые бумаги. Например, заявление, инструкцию, объяснительную записку, расписку, автобиографию, характеристику. Плюс писать рецензии и даже интервью, репортаж, заметку. Выступать с научным сообщением и публичной речью.
Литература
Уже к концу первого класса ребенок должен не просто читать по слогам, а осознанно, со скоростью не менее 20 слов в минуту. И выучить наизусть не менее двух стихотворений. К концу четвертого - читать в темпе, а проще говоря, не запинаясь, не менее 80 слов в минуту. А еще сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным, выбирать книги для самостоятельного чтения. Старшая школа? В программе по литературе - "Гамлет", "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Собачье сердце". Их нужно не просто "проглотить", но и научиться анализировать, участвовать в дискуссии на литературные темы.
Математика
В первом классе ребенка научат считать в пределах 20, в четвертом - уже в пределах миллиона. Шестиклашки будут решать задачи из области управления личными и семейными финансами, на проценты, величины... Например, на основе данных бытовых приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа.
Отрицательные числа, квадратные уравнения, многочлен. Плюс векторы, функции, синус и косинус... Все это (и не только) есть в программе, и все знать обязательно. Зачем? Конечно, чтобы применять на практике. К примеру, на выходе из средней школы подросток должен уметь решать простейшие задачи на поиск вероятностей, применять теорему Пифагора для вычисления длин, вычислять расстояния на местности, применять формулы в повседневной жизни.
Иностранный язык
Второклассников научат говорить "Hello! Good morning! How are you?" И еще больше десятка других простых фраз. К концу четвертого ребята смогут написать электронное сообщение объемом до 40 слов. К концу шестого - правильно употреблять в речи 750 английских слов и словосочетаний. И рассказать иностранцу, к примеру, о самых известных достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга. К концу девятого - различать на слух британский и американский варианты английского языка. Помогать зарубежным гостям (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, уточнить часы работы и т.д.).
Обществознание
Школьников научат различать полномочия президента, Госдумы и правительства. Они узнают про особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, виды правонарушений. Попробуют заполнять доверенности, декларации. Находить и извлекать политическую, правовую информацию в публикациях СМИ. Называть виды налогов, признаки финансовых пирамид; классифицировать рынки, финансовые инструменты. Ну и на "закуску" - составлять эффективное резюме для приема на работу.
ОБЖ
Чего только школьник не узнает на этих уроках! Источники разных опасностей и правила дорожного движения, вызова экстренных служб. Ребята научатся оказывать первую помощь, эвакуироваться из общественных мест и зданий. И даже негативно относиться к вредным привычкам. А еще им расскажут про буллинг, экстремизм, киберугрозы в интернете. Например, про мошенничество, игроманию, деструктивные сообщества в соцсетях.
Информатика
Здесь все, что пригодится "цифровому" ребенку". Защищать информацию от компьютерных вирусов, соотносить характеристики компьютера с задачами, которые он сможет "потянуть". Критически относиться к найденной в интернете информации. А еще ребята научатся создавать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++), приводить примеры сервисов госуслуг.
Технология
Это модульный предмет. То есть школа сама может решить, в каком объеме и какую тему преподавать. Например, в "началке" могут научить делать как простейшие чертежи и эскизы, так и модели из конструктора. И даже собирать и программировать роботов, если школа хорошо оснащена. В пятых-девятых классах добавляется использование инструментов и оборудования для обработки древесины, сплавов, текстиля. И кулинарные дела. Конструирование, моделирование и программирование роботов, создание 3D-моделей в графических редакторах (SketchUp, AutoCAD, Компас 3D), а также прототипов на 3D-принтерах, лазерном гравере... Для сельских школ есть модули - растениеводство и животноводство.
ИЗО
В начальной школе - от создания композиций из природных материалов до обработки на компьютере фотографий и анимации. В средней школе ребят научат создавать произведения народных промыслов, различать гжель, хохлому, рисовать с натуры натюрморт, пейзаж, портрет. А еще создавать открытки, визитные карточки, флористические композиции...
Официально
Для чего нужны стандарты
Ольга Васильева, министр просвещения РФ:
Стандартами мы не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук.
Мнения
Голова овцы на туловище быка
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, директор школы N 109:
Школа должна иметь возможность строить свою образовательную программу гибко: с учетом условий, с учетом возможностей и потребностей детей. Одно дело - крупная городская школа, где есть лаборатории, стадионы, концертные залы. И другое дело - сельская, где ничего этого нет. И это только одна сторона проблемы. Посмотрите на программу начальной школы. Есть традиционный учебник по математике - "навыковый". И есть другой - очень прогрессивный и развивающий учебник Л. Петерсон. Так вот разработчики стандарта объединили голову овцы и туловище быка: они соединили два несоединяемых учебника вместе. Или иностранный язык - уже к концу начальной школы ребенок должен знать полтысячи лексических единиц. И освоить их всего за два часа в неделю. Мой прогноз: родителям придется все чаще нанимать репетиторов, чтобы освоить школьную программу.
Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
Родителям важно понимать, что сегодня вкладывается в базовое школьное образование. Наконец-то я это увидела в стандарте. Единственный минус - некоторые позиции уж слишком сложно, наукообразно сформулированы. Сильно завышенных требований я не нашла. У меня две дочки. Младшая учится в третьем классе и уже сейчас знает около 500 английских слов. А старшая - в восьмом. У нее в учебниках написано все примерно то же самое, что в стандарте, только интересным языком, с хорошими и яркими примерами.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.