Госдума пересмотрит требования к установлению квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих

10.12.2019 286

В  Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих»

Предложено внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следующие изменения:

1) пункт 2 части 10 статьи 60 изложить в следующей редакции: «2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).»;

2) в статье 73:

а) часть 1 после слов «указанными лицами» дополнить словами «квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии)»;

б) в части 7 слова «присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации» заменить словами «(при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий»;

3) часть 2 статьи 74 дополнить словами «(при наличии таких разрядов, классов, категорий)». 

В пояснительной записке к проекту указывается, что он разработан во исполнение пункта 17 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 2935-р.

В настоящее время профессиональное обучение направлено на:

  • приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами;
  • получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение реализуется в рамках трех видов программ:

  • профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего),
  • переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности)
  • повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).

В соответствии с частью 1 статьи 74 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Согласно части 2 статьи 74 Федерального закона квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего (пункт 2 части 10 статьи 60 Федерального закона).

Важно отметить, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона).

С момента внедрения профессиональных стандартов в Российской Федерации сложилась ситуация, при которой не все профессии рабочих, должности служащих требуют установления разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями, так как квалификация в профессиональных стандартах описывается в рамках необходимых умений, знаний и других характеристик, которые определены макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н.

В настоящее время более 70 профессий рабочих не имеют разрядов, около 8 должностей служащих не имеют классов или категорий.

Законопроект направлен на устранение указанной коллизии, устанавливая, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения.

С учетом указанных изменений законопроектом уточняются формулировки части 7 статьи 73 и части 2 статьи 74 Федерального закона, содержащие полномочие Минпросвещения России по утверждению перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение и порядок проведения квалификационного экзамена, проводимого по итогам профессионального обучения.

Законопроект не оказывает влияния на тарификацию работ непосредственно при осуществлении трудовой деятельности, так как вопрос оплаты труда находится в компетенции работодателя.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие изменений потребует внесения изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*