Декларируемое на федеральном уровне изменение направления российской науки образования в сторону цифровизации, экспорта знаний и технологий, развития компетенций и привлечения новых кадров наиболее ярко видно через призму интенсивов «Остров». Дальневосточный «Остров 10.21» и московский «10.22» показали интерес наиболее активных университетов к системным изменениям в образовании, обеспечивающим не только технологический прорыв, но и практическое применение полученных результатов. Если на первом «Острове 10.21» в 2018 году обсуждалась разработка и применение сквозных технологий в параллели с современными бизнес-компетенциями, то перед июльском интенсивом «Остров 10.22» в Сколоково стояли уже более масштабные планы - от создания «Точек кипения» и центров компетенции в вузах до цифровой трансформации образования. В декабре этого года в Сочи пройдет ещё один интенсив - «Зимний остров» для 1500 специалистов российских компаний, ориентированных на экспорт отечественных цифровых и образовательных технологий и продуктов. И от этого интенсива ожидается не меньший эффект, но уже с большим упором на бизнес-составляющую.
Частью интенсивов стали «мини-Острова», предложенные к реализации весной 2019 г. Университетом «20.35» вузам-участникам «Острова 10.22». В Сибири это предложение получило наибольший отклик - Омская область (далеко не самый активный регион) решила провести у себя полноценный «мини-Остров». 4 вуза - Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (ОмГАУ), Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ) и Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) объединили свои ресурсы и усилия для его реализации. Такая групповая работа позволяет не только привлекать большее количество участников, но и проверить новые образовательные форматы на практике, выработать единый курс/подход к созданию и реализации программ. Полученные отзывы участников показали, что «сибирская коллаборация» не просто имеет право на жизнь, но и на развитие.
Логичным шагом стало соглашение о проведении в Омске в марте 2020 года проектно-образовательного интенсива «Остров-Сибирь», который будет организован по модели образовательного интенсива «Остров». К реализации крупного сибирского островного проекта состав организаторов-участников изменился: к ОмГТУ, ОмГУ, ОмГАУ и СибАДИ присоединился Омский государственный педагогический университет.
«Информио» обратилось к сибирской «островной» пятерке, чтобы узнать их цели и ожидания от реализации проекта.
Какие цели вы ставите, участвуя в проектно-образовательном интенсиве «Остров-Сибирь»?
ОмГТУ: Проект «Остров» – это образовательный интенсив Национальной технологической инициативы, и этим задается рамка как форматов его проведения, так и самих образовательных активностей. Поэтому главной целью участия Омского государственного технического университета в данном проекте является в первую очередь вхождение в повестку НТИ не только отдельными проектными командами, но и университетом в целом. Кроме того, важной составляющей является трансформация образовательного процесса по «лекалам» Университета «20.35».
ОмГПУ: Целей несколько. Интеграция вуза в прорывные региональные проекты. Создание внутри университета команды единомышленников, готовых к решению масштабных задач, имеющих опыт взаимодействия с институтами стратегического развития. Важно приобрести опыт управления проектом по организации мероприятия федерального масштаба в сотрудничестве с другими вузами региона, отработать модели такого взаимодействия. Не скрою, нам в этом проекте особенно сложно, ведь по ряду объективных причин мы не участвовали в программе Острова 10-22, который проходил в Москве. Кроме того, мы только начинаем освоение технологий, которые лежат в основе повестки омского острова (большие данные, искусственный интеллект). Для нас это вызов, но именно этим нас привлекает участие в проекте. И очень важны люди. Радостно от того что, в нашем городе столько людей, готовых работать сообща ради этого проекта.
ОмГАУ: Это масштабный проект национального значения и цели у Омского аграрного вуза соответствующие. Участие в таких мероприятиях важно для любого образовательного учреждения. Это открывает перспективы и новые и возможности для технологической и цифровой трансформации вуза. Мы должны научиться жить в новой реальности, уметь адаптироваться к новым условиям и постоянно трансформироваться, быть мобильными и открытыми к сетевому взаимодействию. Опыт, приобретённый в рамках интенсива, нам в этом поможет. Кроме того, то погружение в глобальную научной технологическую повестку развития рынков НТИ; новые контакты и точки входа для вуза в реализуемые и планируемые научно-технические программы; понимание необходимости трансформации вуза, успешные практики и инструменты трансформации; глубокое понимание глобальных трендов в высшем образовании.
СибАДИ: Проект «Остров», это один из большого числа проектов, в который включился СибАДИ, совместно с другими омскими вузами. Проект направлен на трансформацию системы высшего образования в частности, и на подготовку кадров для экономики будущего в целом.
Нами поставлены три основные цели интенсива: применение и отработка нового формата получения знаний через решение кейсов; позиционирование омского региона, как места возможного проведения федеральных проектов и внедрение новых технологий; включение в программу НТИ. Кейсы Научно-Технологической Инициативы решаются с помощью новых, так называемых «сквозных технологий». Для «Острова-Сибирь» выбраны три сквозные технологии: «Искусственный интеллект», «Технологии хранения и анализа больших данных» и «Новые производственные технологии».
Всё это в итоге должно привести к следующим результатам:
- определится круг задач от производственного бизнеса для СибАДИ;
- студенты получат новые знания по «сквозным технологиям»;
- система работы с реальными проектами даст возможность бизнесу получать новых специалистов, а студентам найти применение своим новым компетенциям в профессиональной деятельности.
2. Видите ли вы перспективу расширения данной инициативы на близлежащие регионы и Казахстан, учитывая предстоящий визит Президентов России и Казахстана в Омск?
ОмГПУ: Изначально идея острова для студентов задумывалась как отработка формата, который может тиражироваться и масштабироваться. Для ОмГПУ он именно этим и интересен в первую очередь. Для нас это возможность вовлечь студентов в новый формат образования, где в групповой работе над реальной задачей рождаются прорывные идеи. Если проект выйдет на международный уровень – это станет лучшим подтверждением того, что мы на верном пути. Близлежащие регионы, как правило, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Вовлечение студентов в их решение, совместный поиск – это как раз то, что нужно сегодня. Чем шире география участников, тем лучше. Мы всегда стараемся расширять горизонт планирования наших студентов, всегда поддерживаем их стремление участвовать в различных активностях за пределами Омска, как научных, так и социально-образовательных. Если инициатива проведения острова с Сибири выйдет за рамки региона, если будут участники из Казахстана, то это только к лучшему.
ОмГАУ: «Перспектива, безусловно, есть. Остров-Сибирь позиционируется как всероссийский проект с возможностью участия студентов из всех вузов России. Что касается студентов Казахстана, этот проект - отличный инструмент для развития международной мобильности и сотрудничества в области экспорта образования. В рамках интенсива формируются сборные команды из разных университетов для решения общих высокотехнологичных задач. Вхождение в эти команды студентов из вузов Казахстана позволит сформировать международную сеть обучающихся, результатом деятельности которой станут международные проекты и участие международных инженерных команд в Российских и зарубежных конкурсах и олимпиадах.
СибАДИ: Это Федеральный проект, который предполагается проводить на регулярной основе, на территории Российской Федерации и в других странах, с разным составом участников и под разные задачи. Формат работы открытый и мы готовы к сотрудничеству с любыми участниками.
ОмГТУ: На Острове 10-22 были представители университетов Казахстана, Белоруссии, поэтому в этих странах уже знакомы с данным форматом. Мы ведем предварительные переговоры по участию казахстанских коллег в проекте «Остров-Сибирь». В рамках XVI Межрегионального форума сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске в ноябре, мы планируем провести ряд встреч, посвященных данному вопросу. Партнером «Острова-Сибирь» является Университет 20.35, и мы рассчитываем, что коллеги поддержат нашу инициативу по включению казахстанских коллег в проект.
3. Траектория развития вашего вуза на ближайшие 5-10 лет?
ОмГАУ: Девиз нашего университета «Сегодня нужно делать то, что другие будут делать завтра»! Проекты подобные «Острову» учат нас думать из будущего. Омский ГАУ сегодня - ведущий локальный научно-образовательный центр АПК региона, в будущем мы видим свой университет глобальным центром компетентов в сельском хозяйстве, формирующим полигоны практик будущего для создания прорывных технологий. Безусловно, для достижения поставленной цели необходимо принять много серьезных решений, направленных на трансформацию университета, но мы готовы к этой сложной и одновременно очень интересной работе. Главное, у Омского ГАУ есть молодая перспективная и очень амбициозная команда.
СибАДИ: Мы вошли в глобальную общероссийскую программу транформации системы образования и активно включились в рынки НТИ. В ближайшие годы активизируем нашу работу в двух из девяти рынков – «АвтоНет» и «ТехноНет», в соответствии со спецификой нашего университета.
ОмГТУ: Траектория развития Омского государственного технического университета обусловлена в первую очередь теми задачами, которые стоят перед системой образования России, а также идеями, заложенными в Национальные проекты. В планах Министерства науки и высшего образования объявить новые конкурсные отборы вузов. Планируется обновить состав Национальных исследовательских университетов, отобрать 30 «ведущих» вузов, входящих в глобальные рейтинги, и порядка 80 вузов, которые будут решать задачи кадрового обеспечения базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, технологического и социального развития регионов. Безусловно, Омский государственный технический университет ставит перед собой задачу войти в число лучших университетов России.
ОмГПУ: Траектория развития ОмГПУ, безусловно связана с теми масштабными задачами, которые стоят перед всей высшей школой России, с идеями национального проекта «Образование». Если коротко, то это повышение конкурентоспособности, цифровая трансформация образования, развитие инфраструктуры вуза, опережающая подготовка педагогов с учетом тех изменений, которые происходят сегодня со школой и с современным ребенком. К сожалению, система педагогического образования, педагогические вузы сегодня находятся в сложной ситуации хронического недофинансирования. За общее и дополнительное образование можно только порадоваться – строятся новые школы, открываются точки роста, Кванториумы, меняется ситуация с учебным оборудованием. Но все это будет работать только в том случае, если в школу придет учитель, готовый использовать все эти технические новинки и технологические решения школы будущего. Остров в этой связи нам нужен как площадка, на которой рождается понимание компетенций специалистов востребованных в будущем. Наша задача – перестраивать программы подготовки педагогов с учетом вызовов завтрашнего дня, создавать новые форматы практики и способы оценки компетенций. Идей у нас много, но главное – в университете есть сильные преподавательские кадры с большим опытом, инициативная молодежь, талантливые аспиранты. Это внушает оптимизм и веру в успех.
4. Планируется ли сотрудничество вузов в рамках региональных объединений, создание регионального НОЦ?
СибАДИ: Да, мы уже ведем такую работу.
ОмГТУ: Сетевые форматы взаимодействия университетов известны давно и широко распространены. Это, например, университетское объединение в рамках Сибирского соглашения. Но эффективность этого взаимодействия не всегда отвечает запросам вузовского сообщества. Начавшееся сотрудничество в рамках подготовки к «Острову 10-22», а также совместная активная работа омских вузов по подготовке проекта «Остров-Сибирь» вселяет сдержанный оптимизм. Тем более что наша совместная работа востребована как раз в рамках программы разработки НОЦ Омской области. Его создание анонсировано Губернатором в бюджетном послании, и сейчас ведется активная работа омских вузов совместно с индустриальными партнерами по разработке концепции данного проекта.
ОмГПУ: На наш взгляд, сотрудничество вузов – это необходимое условие создания НОЦ в нашем регионе. Без объединения усилий ученых, работающих в разных университетах Омска, без объединения индустриальных партнеров в лице промышленников и предпринимателей такой грандиозный по задачам и способам реализации проект как создание научно-образовательного центра сложно себе даже представить. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Вопросы создания НОЦ по инициативе Губернатора Омской области прорабатываются как на уровне совета ректоров, так и на совещаниях с региональными властями. Конечно, каждый ректор заинтересован в том, чтобы развивать свой университет, при этом ресурсы развития у нас ограничены. Только сообща можно будет решить задачу внедрения в жизнь тех инновационных разработок и научных открытий, которые есть сегодня в наших университетах. Слишком долго вопросы коммерциализации прорывных идей не находили решения. Причин тому несколько. Одна из основных как раз и состоит в разобщенности научного сообщества, замкнутости внутри своей проблематики. Это мешает строить диалог с индустриальными партнерами, властью, бизнесом. Решение одно – объединить активы, выработать стратегию, которая позволит осуществить трансфер научных разработок в повседневную жизнь. Для педагогического университета вопрос создания НОЦ в Омске имеет огромную значимость, т.к. этот проект связан не только с наукой, но с образованием, профессиональной подготовкой студентов. Омский НОЦ – это новые форматы высшего образования, стажировки, практики, реальные кейсы, исследовательские проекты для наших студентов. Нам это интересно как с практической, так и с научно-педагогической точки зрения.
ОмГАУ: В Омской области ведется работа по созданию регионального НОЦ, в рамках которого уже обсуждается реализация совместных проектов вузами Омской области. На сегодняшний день обсуждаются совместные проекты Омского ГАУ с Медицинской академией, ориентированные на рынки ФУДНЕТ и ХЕЛСНЕТ, совместные проекты с ОмГТУ и ОмГУ, ориентированные на разработку и внедрение цифровых решений в АПК региона.
Разноуровневая активность сибирских регионов во внедрении современных проектов и форм –Западно-Сибирского НОЦ в Тюмени, «Академгородок 2.0» в Новосибирске, «Остров-Сибирь» в Омске, свидетельствует о реальности перспектив развития вузовской науки не только в признанных столичных центрах, но и в регионах.
Хочется надеяться на эффективность реализуемых в Сибири подходов и решений, за которыми «Информио» внимательно продолжить следить.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.