Подходы к формированию новой модели контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки, которая должна вступить в действие после того, как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в этой сфере утратят силу, обсудил Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, заседание которого прошло в Общественной палате РФ.
Ключевыми элементами новой модели должны стать: переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, реализация мер профилактики нарушений, дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей, рассказала на заседании Общественного совета начальник юридического отдела Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Дарья Аксенова.
По ее словам, «регуляторная гильотина» будет иметь два направления: модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственно контроля качества образования и надзора в сфере образования) и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
В рассматриваемой новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации, а государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.
«Лицензионные требования – это совокупность базовых требований, которые должны выполнять любые образовательные организации. В настоящее время они не содержат никаких требований к содержанию образовательного процесса. Рособрнадзору интересно мнение и комментарии профессионального сообщества, можно ли в лицензионные требования вкладывать в том числе требования к содержанию образовательной деятельности», - отметила Дарья Аксенова.
По ее словам, модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации.
При выборе контрольно-надзорных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход, при котором образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу в целях отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).
«Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем. Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», - подчеркнула Дарья Аксенова.
Председатель Общественного совета, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко предложил создать рабочую группу из наиболее опытных экспертов, задействованных в процедурах контроля и надзора, чтобы они содержательно проанализировали существующие требования к образовательным организациям и разделили их на три группы: требования, соблюдение которых безусловно необходимо проверять, требования, формулировки которых нужно скорректировать, и требования, соблюдение которых проверяется, но которые не имеет никакого отношения к качеству образования и их соблюдение бессмысленно.
Председатель Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Владислав Гриб предложил обсудить новые подходы к контрольно-надзорной деятельности на площадке Российского профессорского собрания, которое 12 ноября будет проведет конференцию по качеству высшего образования.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова рассказала на заседании Общественного совета об изменениях в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, принятых в 2019 году. Эти изменения касаются, в частности, уменьшения перечня документов для прохождения госаккредитации, увеличения доли документов, используемых при аккредитации, которые достаточно разместить в открытом доступе на сайте образовательной организации без предоставления их в Рособрнадзор в бумажной форме. Также принятые изменения конкретизируют квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, предусматривают использование результатов независимой оценки качества образования для получения госаккредитации. Для образовательных организаций установлена возможность устранения выявленных в ходе государственной аккредитации несоответствий требованиям ФГОС. Принятые изменения призваны сократить нагрузку на образовательные организации при прохождении процедуры госаккредитации.
Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.