Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта

11.10.2019 136

Основная тема дискуссии – роль регионов и муниципальных образований в пропаганде здорового образа жизни и вовлечении к 2024 году 55 процентов населения страны в систематические занятия физкультурой.

Кроме того, участники совещания обсудили механизмы достижения национальных целей и решения стратегических задач в области физической культуры и спорта в регионах и необходимые для этого преобразования в спортивной сфере.

Стенографический отчет о заседании Совета по физической культуре и спорту

 В.Путин: Уважаемые коллеги!

Мы с вами сейчас посетили форум «Россия – спортивная держава», где обсуждали проблемы развития спорта в мире. Но при всей важности данной темы приоритетом для нас является развитие спорта в нашей стране и, прежде всего, вовлечение граждан России в систематические занятия физкультурой.

Мы поставили цель – к 2024 году число регулярно занимающихся спортом граждан должно быть не менее 55 процентов. Но подчеркну: за этими планами стоят не столько количественные, сколько качественные показатели, и измеряются они самым главным – здоровьем людей, их активным долголетием.

Считаю абсолютно верным сконцентрировать сегодня внимание Совета по спорту на роли регионов и муниципальных образований. Именно на местах отчётливо видны все аспекты спортивной сферы, есть понимание, что востребовано людьми, какие законодательные, административные решения необходимо ещё принять.

Прошу глав регионов быть в постоянном контакте с руководителями, отвечающими за развитие физкультуры и спорта в муниципалитетах, и соответствующим образом обеспечивать профильные мероприятия на всей территории области – будь то строительство нового или текущий ремонт старого спортивного объекта, оснащение спортзала или спортивное соревнование.

Напомню, что у органов местного самоуправления есть и право, и полномочия определять и реализовывать основные задачи развития физкультуры и спорта, а их знания местных условий, возможностей, их ежедневное личное общение с жителями – серьёзный ресурс для принятия по-настоящему эффективных решений.

В целом, выполнение поставленных в национальных проектах задач требует от всех исполнителей плотного, чёткого взаимодействия, ведь подавляющее большинство проектов носит межотраслевой характер.

Спортивная тематика лучший тому пример. Она одинаково важна для успешной реализации программ и здравоохранения, и образования, и культуры. Имеет значение как в решении задач укрепления обороноспособности страны, так и во внешнеполитической деятельности.

Важно сформировать новые возможности для спортивной самореализации людей, и сделать это при активном участии самих граждан. У нас уже есть практика обсуждения итогов Совета по спорту членами Общественной палаты. Рекомендации, которые они подготовили, надо обязательно учесть, при этом реализовать такой же подход и в регионах.

Прошу местные власти в полной мере использовать потенциал общественного участия в решении задач развития спорта. Вместе с жителями городов, деревень, посёлков создавать все условия для занятий спортом, обеспечить разнообразие форматов физкультурных мероприятий.

В этой связи поддерживаю предложение рабочей группы Совета подготовить и принять межведомственную программу развития физкультуры и спорта в сельской местности, предусмотрев модернизацию действующей и строительство новой, многофункциональной спортивной инфраструктуры. Особое внимание следует уделить вопросам её кадрового обеспечения и создания безбарьерной среды.

Необходимо также организовывать и системно поддерживать физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и работы. Возможно, стоит подумать о введении в штатное расписание трудовых коллективов и муниципальных организаций ставок инструкторов по спорту и, конечно, о мерах стимулирования занимающихся спортом работников и работодателей.

Особое внимание – подрастающему поколению. Здесь также целесообразно создавать школьные и студенческие спортклубы, встраивать их в систему соревнований.

В целом соревнования, которые проходят в России, должны охватывать все возрасты и все группы здоровья, включать и национальные, и олимпийские виды спорта.

Многогранная, масштабная соревновательная деятельность решает сразу две важные задачи. Первая – это популяризация спорта и активного образа жизни среди населения. Вторая – поиск и отбор перспективных ребят, которые захотят связать свою судьбу со спортом высших достижений.

Перед Советом мы побеседовали с руководителями международных спортивных организаций, и они подтвердили заинтересованность в проведении в России крупных международных соревнований. Нам хорошо известен позитивный социальный эффект подобных проектов, готовы реализовать их и в дальнейшем.

С учётом успешного опыта уже проведённых в России мировых спортивных первенств прошу определить перечень потенциальных заявок, которые могут быть нам интересны, а также подумать об учреждении новых форматов международных состязаний. Например, ориентированных на расширение сотрудничества по линии БРИКС, ШОС, Евразэс, других многосторонних организаций.

Уважаемые коллеги!

На предыдущем заседании Совета Правительству было поручено до октября 2020 года утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

Предлагаю на ближайшем заседании Совета, которое должно состояться весной, подвести итоги действующей Стратегии и обсудить основные положения новой.

Благодарю за внимание.

Слово – руководителю рабочей группы по подготовке Совета, губернатору Приморья Олегу Николаевичу Кожемяко.

О.Кожемяко: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Вопросы развития физической культуры и спорта на региональном и местном уровне Совет рассматривает впервые, хотя на самом деле вся основная работа в спортивной сфере идет именно на местах: в каждом муниципалитете, в каждом районе, в каждом дворе и каждый день. И те 55 процентов населения, которые к 2024 году должны регулярно заниматься спортом, – они ведь тоже там, на местах. Поэтому и тема нашего сегодняшнего заседания нашла в регионах такой живой отклик.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех моих коллег-губернаторов и, конечно, членов Совета за активное участие в подготовке предложений. Рабочая группа эти предложения обобщила, мы выделили основные проблемы и сформировали восемь десятков решений. Все они в сборнике, который у каждого есть в раздаточных материалах. Понятно, что все инициативы в итоговое решение Совета войти не смогут, и предлагаю направить их в Правительство России, а также во все субъекты не просто для учета, а как руководство к действию.

При этом некоторые аспекты считаю необходимым озвучить здесь и сейчас. Первый касается включения граждан в спортивные мероприятия. Владимир Владимирович уже отметил важность создания системы физкультурно-спортивных клубов по месту учебы, работы и жительства. Это понимают и регионы. Мы все заинтересованы в появлении опорной сети организаций, которые в каждой школе, в каждом вузе, на крупных предприятиях, в районах и муниципалитетах помогали бы людям сделать свой первый шаг навстречу спорту.

Но для того, чтобы этот первый шаг не стал единственным, надо предусмотреть меры стимулирования членства в этих клубах, организовывать соревнования, давать гранты из региональных и муниципальных бюджетов, деликатно подсказывать местному бизнесу о необходимости поддерживать спортивную активность своих земляков. С формированием этой системы затягивать не надо. Рабочая группа считает, что вполне реально сделать все до конца 2021 года, в том числе, включив необходимые положения в местные программы развития спорта, которые должны быть утверждены во всех муниципалитетах страны.

Также на местном уровне надо четко поставить задачи по спортподготовке, по развитию адаптивной физкультуры и спорта, по созданию и, главное, обеспечению муниципальных спортивных команд. Эти и другие вопросы требуют точечных изменений в законодательстве. Конкретные предложения у нас готовы.

Второй важный аспект, озвученный регионами, – это спортивная инфраструктура. Построить объект, даже самый современный, технологичный, мало. Надо дать возможность ему работать на полную мощность, быть доступным для всех категорий граждан. Но это возможно далеко не всегда, потому что банально нет средств. Свет, вода, охрана, персонал, текущий ремонт – все надо оплачивать, а взять деньги муниципалитету неоткуда, далеко не в каждом региональном бюджете предусмотрены такие расходы.

Мы предлагаем ввести механизм приоритетного выделения бюджетных средств на приведение в нормативное состояние имеющихся спортивных объектов, это должно стать одним из обязательств субъекта Федерации. Таким же обязательством должно стать и формирование комплексных спортивных общественных пространств при благоустройстве территорий и строительстве новых микрорайонов. Речь о типовых малобюджетных, многофункциональных спортивных объектах, об официальном утверждении правительствами регионов минимально необходимых социальных нормативов. Этот вопрос требует лишь, что называется, политической воли глав субъектов и может быть тоже решен уже в этом году. Чуть больше времени займет решение вопросов масштабного и эффективного внедрения в процесс создания современной спортивной инфраструктуры механизмов частно-государственного партнерства и концессионных соглашений.

Что важно? Инвестора нередко пугает состояние инженерной и дорожной инфраструктуры вблизи объекта возможного строительства, и не каждый, помимо возведения стадиона или спортплощадки, готов взять еще этот груз на себя, тем более что все же это ответственность региона. И региону, да и на федеральном уровне тоже следует программно предусмотреть создание для инвестора нормальных условий.

Третий аспект, отмеченный всеми регионами, – ресурсная обеспеченность физкультуры и спорта на местном уровне. Рабочая группа предлагает проработать вопрос нулевой налоговой ставки по налогам на имущество и на землю для организаций, у которых физкультура и спорт – основной вид деятельности, деятельности, подчеркну, социально значимой.

Кроме того, таким организациям можно дать права аренды по минимальной ставке или вовсе бесплатно. В ряде регионов так уже делают и, прямо скажем, никто не обеднел. Считаем возможным тиражировать их опыт по всей стране, при необходимости принимая решения по субсидированию этой работы.

И еще все из этой же серии – тема с расходами на коммунальные услуги. Сегодня в основном от безысходности их часто включают в стоимость аренды, автоматически перекладывая на плечи занимающихся спортом или на их родителей.

Эти расходы тоже надо компенсировать из федерального и региональных бюджетов. Люди, здоровье свое укрепляя, по сути, помогают государству в формировании качественного человеческого капитала, и несправедливо, что им приходится еще и самим платить за это.

Для того чтобы бюджетные деньги не «размывались», шли на конкретные дела, конкретным людям, видится целесообразным рассмотреть вопрос о переходе на подушевое финансирование физической культуры и спорта. Конечно, сделать это будет чуть сложнее, чем например в здравоохранении, в образовании, где все подопечные точно подсчитаны, но это возможно.

Есть показатель пропускной способности объектов спорта, есть данные, динамика по числу занимающихся в той или иной возрастной категории. Словом, задача решаемая и способная обеспечить равные условия, доступность спорта для наших граждан вне зависимости от места их проживания.

На первом, скажем, трехлетнем этапе речь может идти о предоставлении соответствующих субсидий из федеральной казны, далее – из региональных бюджетов. Готов этот вопрос предметно проработать с Минфином, Минспортом и дать предложения по реализации, если на то будет Ваше, Владимир Владимирович, поручение.

Четвертый аспект, на котором регионы акцентировали внимание, – это развитие физической культуры, детско-юношеского и массового спорта. Прежде всего, речь идет о постоянном совершенствовании системы соревнований. Владимир Владимирович уже отметил, что они должны быть на любой возраст и на любой вид спорта, тем более потребность в таких «драйвовых» массовых мероприятиях, как «Лыжня России», «Кросс наций», у людей есть.

Но надо охватывать и только набирающие популярность виды спортивной активности. На роликах столько народа касается, на велосипедах, самокатах. Если организовать соответствующие соревнования, желающих будет очень и очень много.

Надо, конечно, внимательно продумать места для таких соревнований. Перекрывать города под любителей тех или иных видов активности – выходных в году не хватит. Но ведь есть и лесные массивы, большие парки. Даже если у них статус особо охраняемых природных территорий, решить вопрос можно, создавая велосипедные, беговые, лыжные трассы, простейшие спортплощадки вместе с дирекцией заказника или нацпарка.

Для этого взаимодействия, конечно, тоже нужны соответствующие законодательные основы. А вот для того, чтобы предусмотреть при модернизации или строительстве новых дорог велосипедные дорожки, всё есть. Мировой опыт доказывает, что эти дорожки реально делать и не в ущерб автолюбителям и пешеходам. То, что они будут востребованы в регионах с благоприятным климатом, очевидно.

Пятый аспект – инициатива в части школьного спорта. Здесь прежде всего предлагается учитывать региональные особенности, например, базовые для региона виды спорта в ходе уроков физкультуры и в работе школьных спортклубов. Кроме того, предполагается с учетом опыта создания сочинского «Сириуса» и Ваших, Владимир Владимирович, поручений по итогам его посещения в августе создать региональные детские спортцентры. Это забота руководителя каждого региона. А также предлагаем воссоздать полноценную систему детских летних оздоровительно-спортивных лагерей.

И, наконец, последний по счету, но не по значимости аспект, отмеченный регионами, – это единое методическое пространство. Очень многие обозначали необходимость эффективного методического обеспечения спортивно-физкультурной работы по самому широкому кругу вопросов. Анализировать и внедрять лучшие региональные и мировые практики – задача Минспорта, к решению которой мы все готовы подключиться.

Но единое методическое пространство в наше время должно строиться на современных цифровых платформах, таких, к примеру, как московская цифровая платформа «Спортивный советник», о которой мы узнали на прошлом заседании Совета.

Хороший функционал с подробной информацией об объектах спорта, расписание их работы, месторасположение в привязке к интерактивным картам, тренерах, стоимости услуг – это вполне может стать основой единого стандарта для всех регионов, а также одним из решений в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Развитие цифровых технологий».

Вот, вкратце та очень большая часть инициатив, поступившая в адрес рабочей группы от российских регионов. И видится, что многие из них достойны того, чтобы найти место в новой стратегии развития физкультуры и спорта.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Олег Николаевич мельком затронул один аспект, о котором я тоже сказал, а именно значительная часть работы лежит в муниципалитетах. А у нас там, во-первых, нет никаких стандартов, непонятно, сколько и чего нужно на душу населения, нет таких стандартов, они не выработаны. Когда-то в советское время было все примерно так, считали. Первое.

А второе – этот разрыв между госвластью и муниципальной властью в таких сферах наиболее очевиден. Олег Николаевич тоже сказал про здравоохранение, образование. У муниципалитетов нет денег ни на что и никогда, а госвласть в лице Федерации и субъекта не оказывает поддержки в нужном объеме, потому что это как бы не ее компетенция, вот что получилось у нас.

То есть мы, конечно, должны придерживаться и будем придерживаться всех своих обязательств в рамках наших международных соглашений и поддерживать муниципальный уровень власти, но этот разрыв нам как-то на законодательном уровне и в практике нужно преодолеть.

Поэтому у нас здесь в пункте 3 проекта наших перечней поручений написано: «Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов России и при участии» – понимаете, мы даже не можем здесь написать, что совместно.

Можно написать, но фактически мы не можем вмешиваться в работу местных органов власти, поэтому так аккуратно пишем: «И при участии органов местного самоуправления обеспечить» – двоеточие, и там дальше пошло, что обеспечить.

Но то, что мы должны связать муниципальные уровни управления с государственной властью хотя бы на практике – это совершенно очевидная вещь, в социальной сфере это наиболее ярко проявляется, в данном случае в физкультуре, спорте, здравоохранении и образовании. Но мы еще к этому вернемся.

Пожалуйста, Павел Анатольевич.

П.Колобков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Я во многом согласен с Олегом Николаевичем. Его позиция как руководителя большого региона мне понятна, но мне бы хотелось обратить внимание на региональную и муниципальную систему управления в спорте.

Вертикаль, выстроенная в советские годы, отлично работала, была реальной кузницей кадров, потом перестройка все перестроила, в том числе и в спорте, но благодаря прежнему заделу мы много лет держали высокий спортивный результат.

В истории новой России спорту уделяется колоссальное внимание, ликвидированы самые серьезные пробелы, люди уже рвутся в спорт. Россия принимает крупные международные мероприятия и строит большие спортивные объекты. Но до работающей как часы организационной структуры спортивной отрасли на всех уровнях мы пока еще до конца не дошли.

Новая стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года детализирует все зоны ответственности на всех уровнях, начиная с муниципального. Самородки, звезды спорта – это всегда ребята, которые со двора, и от того, какое внимание мы этому уделяем, зависит здоровье каждого следующего поколения и авторитет России на международной арене.

На первый взгляд все ясно: Минспорт – федеральный орган, определяет государственную политику, есть региональные министерства, хотя везде они называются по-разному, есть орган управления спортом в муниципальных образованиях. Все это имеет общие задачи и в целом взаимодействует.

Но так происходит, что запущенная сверху инициатива по ходу движения на землю иногда или растворяется, или трансформируется во что-то другое. Она из причин – это многообразие форм управления.

Судите сами. Сейчас в России реализацию госполитики в области физической культуры и спорта в регионах осуществляют 49 министерств, 13 комитетов, 13 департаментов, восемь управлений, одно агентство и один сектор.

При этом в 20 субъектах органы управления в области спорта совмещены с другими направлениями работы: это и с молодежной политикой, где-то – с туризмом, где-то – с культурой и так далее. Везде по-разному.

А что же касается муниципалитетов, то там не только нет однородности, там в некоторых поселениях и самих органов управления в спорте в принципе не существует. И сейчас я веду речь о 16 процентах городских округов и муниципальных районов. От общего числа – 2198, в 419 нет никаких органов управления.

Сейчас не буду приводить примеры публично, все регионы знают за собой эти проблемы, но один регион все же хочу отметить, где самостоятельные органы управления спортом имеются во всех городских округах и муниципальных районах, то есть на всех уровня, – это Краснодарский край.

А ведь именно органы управления, самоуправления лучше всех знают, чего у них не хватает, что нужно непосредственно людям. Именно они зачастую оказываются вне реализации основных задач нашей отрасли, на что, кстати, имеют полное право наравне с федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Вторая причина проблемы с управлением спортом в регионах – это кадры. Прежде всего, это частая сменяемость тех, кто руководит спортивной сферой на местах.

<…>

В.Путин: Смотрите, мы по результатам сегодняшнего обсуждения выпустим, как мы это и делали раньше, проект поручения. Сначала этот проект поручения проработаем в соответствующих ведомствах, поговорим с коллегами, с Минфином, Минэкономикой, другими заинтересованными ведомствами и сформулируем все эти поручения.

Насколько они будут возможны к реализации, посмотрим, во всяком случае будем стараться работать, чтобы по максимуму реализовать все наши с вами договоренности. Вот это первое.

И второе. Я вас хочу поблагодарить за совместную работу.

И, наконец, в завершение что хотел бы сказать. Жизнь сложна и многообразна, много всяких подводных камней и течений, но она все время ведет вперед, и наши спортсмены добиваются все новых и новых результатов, радуют болельщиков, радуют нас с вами.

Что хотел бы отметить. Смотрите, самое последнее время, это буквально только что, состоялся чемпионат мира по боксу, мужчины – три золотые медали, девушки (сейчас проходит чемпионат мира в Улан-Удэ среди женщин) – шесть девочек вышли в полуфинал.

Чемпионат мира по спортивной гимнастике. Впервые в российской спортивной истории в командном многоборье ребята завоевали золото.

Значит, про художественную гимнастику я уж не говорю. В Баку совсем недавно восемь из девяти золотых медалей получили Дина Аверина и Катя Селезнева…

Реплика: Это командные.

В.Путин: В командном еще получили. То есть подтвердили еще раз свой высокий класс.

Плавание – золото на Кубке мира. У Морозова две золотые медали и у Вероники Андрусенко еще одно золото.

Значит, теннис тоже бы отметил. Здорово очень, просто классно ребята играют, Медведев просто, я думаю, порадовал любителей этого вида спорта. Медведев, Хачанов, Рублев – просто замечательно.

И, наконец, легкая атлетика. Анжелика Сидорова получила золото. Елена, я думаю, ты можешь порадоваться за такие результаты.

Е.Исинбаева: Да, я рада. Самое главное, я рада, что в конкуренции с американкой. Там была действительно напряженная борьба, я за ней следила. Я безмерно рада за Анжелику, что она взяла лидерство.

В.Путин: Честно говоря, не важно, с кем.

Е.Исинбаева: Нет, нам важно, нам в секторе важно очень.

В.Путин: Хорошо.

Мне кажется, что здесь спорт должен быть подальше от всяких политических наслоений. Но то, что они выиграли эту медаль, это здорово.

И, наконец, Мария Ласицкене – трехкратная чемпионка мира по прыжкам в высоту. Это просто уникальное достижение.

Я ей только что, перед Советом, позвонил и от нашего имени поздравил ее с этим выдающимся результатом.

Давайте всех ребят поздравим и пожелаем им успехов! (Аплодисменты.)

Спасибо большое!

 

Источник: Президент РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*