Президент Российского союза ректоров и ректор МГУ Виктор Садовничий представил новую версию Московского международного рейтинга "Три миссии университета". В него попали 74 российских вуза.
"Фишка" рейтинга - критерии, в которых полностью отсутствуют так называемые "репутационные" опросы. Зато присутствует оценка всех трех ключевых, по мнению авторов рейтинга, миссий университета: образования, науки и взаимодействия с обществом.
- Многие существующие рейтинги, на наш взгляд, достаточно узки и основаны лишь на наукометрии, цитировании и количественных соотношениях, - прокомментировал Виктор Садовничий. - А университет - это сердце страны и будущее общества. Мы постарались сделать данные объективными. В "Трех миссиях" учитывается, например, размер интернет-аудитории сайта вуза, количество победителей международных студенческих олимпиад, один из самых весомых критериев - отношение бюджета вуза к количеству студентов.
В этом году "Три миссии…" охватили более тысячи вузов со всего мира. В перечень попали 1200 университетов из 79 стран. А в прошлом году вузов было всего 333. Кстати, в этом году впервые проводилась международная экспертиза результатов рейтинга с участием авторитетных зарубежных экспертов, каждый из которых лично получил предварительные результаты исследований.
Итак, кто же лучший? В топ-20 рейтинга доминируют американские вузы - их 14. Тройка лидеров - Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт и Университет Пенсильвании. Также в двадцатку лучших пробились вузы Великобритании, Японии и Китая.
Лидеры российского образования представлены в топ-100: МГУ им. Ломоносова (22 место), СПбГУ (41 место) и МФТИ (51 место). А если конкретнее? Возьмем вузы по каждой из "миссий". Качество образования - наиболее сильная сторона российских вузов. Поэтому по группе критериев "Образование" сразу шесть отечественных учебных заведений вошли в топ-100: МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИФИ, ВШЭ и Новосибирский госуниверситет.
В чем еще выигрывают российские вузы? По словам Виктора Садовничего, сильные стороны нашего высшего образования - успехи молодежи в международных студенческих соревнованиях, кадровый потенциал вузов и то, как вузы проявляют себя на различных платформах по онлайн-образованию.
А вот с научной "миссией" российские вузы справляются не так успешно. В первой сотне, увы, нет ни одного университета из России, во второй сотне по критерию "Наука" - МГУ и МФТИ, они занимают 108-е и 154-е места соответственно. Что еще "проседает"?
- У нас "провал" в финансах - бюджет вузов в других странах больше, мы далеко не в первых рядах по уровню цитирования в авторитетных научных базах данных и просто проигрываем вузам из других стран по критерию "интернет-коммуникации", - заключил Садовничий. - Также далеко не все сайты вузов переведены на основные языки мира (английский не в счет). Это отсекает от них большую часть зарубежной интернет-аудитории. Мы, ректоры, это понимаем и стараемся исправить ситуацию.
Рейтинг 2019 года показал: больше всего лидеров высшего образования расположено в странах Европы - 414 университетов или почти 35 процентов от всех вузов в списке. Второе "месторождение" топовых вузов - Азия: 29 процентов рейтинга. Северная Америка лишь третья. На долю России приходится шесть процентов лучших университетов мира, и это больше, чем, например, в целом по Латинской Америке, Австралии и Океании. Что же касается конкретных стран, то пятерка лидеров выглядит так: США (212 университетов), Китай (111), Великобритания (94), Россия (74), Япония (65).
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики:
- Рейтинги университетов, в первую очередь, интересны абитуриентам и их родителям. Учитывая, что с каждым годом все большее количество людей идет учиться, значение рейтингов возрастает. За последние 15 лет в мире стало вдвое больше студентов, и, по прогнозам, к 2030 году их количество вырастет, как минимум, еще в два раза. В такой ситуации крайне важно оценивать разные аспекты деятельности университетов. Рейтинг "Три миссии университета" дополняет линейку известных мировых рейтингов оценкой актуального тренда на повышение социальной роли университетов.
Михаил Стриханов, ректор МИФИ:
- Идея Московского международного рейтинга заключается в том, что университеты должны гармонично развиваться, не забывая ни про одну из трех миссий - образование, науку и служение обществу. Результаты свидетельствуют: МИФИ и ряд других отечественных университетов успешно справляются с этой задачей. Мы улучшили в 2019 году свои позиции в "Трех миссиях…", заняв 147 место в мире, и сохранили пятое место среди российских университетов, несмотря на рост конкуренции.
Источник: Росийская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.