Мастер и министр Ольга Васильева о том, чем Россия удивит на мировом чемпионате рабочих профессий

13.08.2019 310

Источник: Российская газета

 

В колледжах и техникумах должен серьезно обновиться перечень профессий. Какие из них исчезнут? Появится ли обязательный ЕГЭ для выпускников со средним профобразованием? Чем удивит мировой чемпионат WorldSkills в Казани? Об этом "Российской газете" рассказала министр просвещения РФ Ольга Васильева.В колледжах и техникумах должен серьезно обновиться перечень профессий. Какие из них исчезнут? Появится ли обязательный ЕГЭ для выпускников со средним профобразованием? Чем удивит мировой чемпионат WorldSkills в Казани? Об этом "Российской газете" рассказала министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Ольга Васильева: С первого сентября 2020 года планируем исключить почти 100 позиций из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО). Почему? Мы точно знаем, что за прошедшие 5 лет на них никто или почти никто не поступал. Некоторые устарели содержательно, другие профессии - в принципе исчезают. Третьи изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах. При этом, конечно, человек всегда может продолжить обучение, повышая свою квалификацию.

Максимов: Одна из самых главных профессий оказалась ненужной

Что это за профессии? Например, "изготовитель эмалированной посуды", "сушильщик в бумажном производстве", "ткач", "вышивальщица", "сборщик изделий электронной техники"... Или радиооператор - это профессия тоже устарела технологически. Вместо нее в перечень мы введем, например, новую - "Монтажник оборудования мобильной связи".

Ольга Васильева: Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как "Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем", "Аддитивные технологии", то есть технологии с использованием 3D-печати. Плюс - "Мехатроника и мобильная робототехника", "Графический дизайн". И еще очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, - "Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства". По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск... Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учится 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах. И получается парадокс: образовательная программа есть, а профессии в справочнике еще нет.

Почему?

Фото: Наталья Селиверстова / РИА НовостиЭксперт опроверг прогноз об исчезновении профессий

Ольга Васильева: Дело в том, что каждой новой специальности нужно примерно два года, чтобы "войти" в государственную систему подготовки кадров. То есть ранее мы все время догоняли запросы экономики и работодателей. Этот разрыв нужно сокращать, причем очень быстро.

В концепцию нового содержания профессионального образования мы заложили механизмы, которые позволят получить "широкую" квалификацию и направленность образовательной программы. Например, "Мастер общестроительных работ" будет включать ранее отдельные профессии "Бетонщик", "Арматурщик", "Каменщик". Также планируется укрупнение профессий и специальностей СПО.

Например, ранее отдельные профессии "Токарь", "Фрезеровщик", "Шлифовщик", "Станочник" объединятся в профессии "Станочник". Кроме этого предусматривается оптимизация сроков обучения по ряду профессий и специальностей СПО.

На площадке WorldSkills в Казани создана зона для профессий будущего: квантовые и нанотехнологии, реверсивный инжиниринг, большие данные

22 августа в Казани стартует чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. В каких компетенциях наша команда "покажет класс" всему миру?

Ольга Васильева: Россия присоединилась к движению WorldSkills только в 2012 году. Мы смогли сделать колоссальный рывок. Сегодня в нем все 85 регионов страны - проведены порядка 500 региональных и национальных чемпионатов профмастерства с участием более 100 тысяч ребят. У нас очень сильная команда. Графический дизайн, мобильная робототехника, сетевое и системное администрирование, веб-разработка, сварочные технологии, инженерный дизайн, фрезерные работы на станках с ЧПУ... Я уверена, что в этих и других направлениях мы будем на высоте.

Еще раз подчеркну: всего 7 лет назад наша страна вступает в движение WorldSkills, и уже в 2019 году мы проводим чемпионат мира, опередив в заявках Париж и Шарлеруа. Выделено более 28 млрд рублей на подготовку фантастической площадки в Казани. Мы построили инфраструктуру. "Казань Экспо" - это 140 тысяч квадратных метров и еще 99 тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Оснастили их передовым оборудованием. Все это позволит провести чемпионат на высоком уровне.

Соревнования пройдут по 56 направлениям, которые входят в шесть крупных блоков: строительная сфера, информационно-коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и обслуживание гражданского транспорта. Уже сейчас у нас 1400 конкурсантов и примерно столько же экспертов из 69 стран.

Что еще будет интересного в Казани? Мы специально сделали зону для профессий будущего - Future Skills. Квантовые и нанотехнологии, реверсивный инжиниринг, машинное обучение и большие данные...

Сколько колледжей и техникумов в России уже работают по мировым стандартам?

Ольга Васильева: В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки - демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились, в приближенных к реальным условиям. Экзамен проходит по мировым стандартам на передовом производственном оборудовании. Их оценивают не только преподаватели-эксперты, но и будущие работодатели.

В этом году демонстрационный экзамен в составе итоговой аттестации сдали около 6 тысяч выпускников по 22 профессиям и 5 по специальностям СПО из 59 регионов России. В составе промежуточной аттестации - порядка 50 тысяч студентов из 81 региона.

Напомню, у нас сегодня более 3,3 тысячи колледжей и 348 вузов, в которых учатся на образовательных программах СПО более трех миллионов ребят. В рамках нацпроекта "Образование" мы планируем, что к 2024 году каждый четвертый студент СПО будет проходить через демонстрационный экзамен.

Что еще нацпроект "Образование" изменит в жизни колледжей и техникумов?

Ольга Васильева: Наш главный приоритет - инфраструктура. К 2024 году в регионах появится 5000 мастерских, оснащенных по "последнему слову" промышленности. Среди приоритетных направлений - строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. На базе этих мастерских студенты смогут сдавать демонстрационный экзамен, учиться по индивидуальным траекториям. 800 таких мастерских откроются уже в этом году. Это особенно важно для малых городов и сельской местности, где материально-техническая база не обновлялась десятилетиями.

Еще к 2024 году мы должны создать в стране не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это очень дорогостоящий проект, на него мы планируем потратить 4 миллиарда 300 миллионов рублей. ЦОПП - это новый социальный лифт, который включает, по сути, три составляющих: образовательные организации, работодателей и учащихся. И здесь целевая аудитория не только молодежь, но еще и "люди серебряного возраста", предпенсионеры и пенсионеры. 14 регионов уже получили на этот проект субсидии из федерального бюджета. Средства пойдут на закупку оборудования. В том числе тренажеров виртуальной реальности, создание цифровой платформы для колледжей и техникумов.

А что это за "короткие программы", которые будут развиваться в ЦОПП?

Ольга Васильева: Это программы профессионального обучения по профессиям рабочих и должностям служащих. Они способны стать драйвером системы СПО.

Например, за несколько месяцев можно получить новые и востребованные квалификации "Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом", "Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)", "Механик авиационный по технической эксплуатации беспилотных авиационных систем" и многие другие. Сегодня у нас есть почти 5000 профессий рабочих и более 140 должностей служащих, по которым реализуются программы профобучения.

Такие программы уже включены в СПО в качестве модулей, и студент получает квалификацию вместе с основным образованием. Программы отвечают современным требованиям профстандартов. Центром сборки и конструирования таких "коротких программ" как раз и станут ЦОПП.

Ольга Васильева: Да. Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Есть организации, где конкурс выше, чем в вузы, где на одно место претендуют минимум 6-7 человек. Сегодня в колледжах дается образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность. Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами все-таки остается более доступным для выпускников школ (почти 80 процентов обучающихся в государственных колледжах и техникумах именно бюджетники).

Кроме того, среднее профессиональное образование - это для многих еще и более быстрый выход на рынок труда. То есть после 11 классов за 10 месяцев можно получить профессию СПО и выйти на рынок труда, после 9 класса это 3-4 года, и ты уже можешь проявить себя. Получаешь профессию, начинаешь работать.

Сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Есть колледжи и техникумы, где конкурс выше, чем в вузы

Но по статистике уровень трудоустройства не очень высокий - всего 55 процентов. Почему?

Ольга Васильева: На самом деле 55,8 процента. Это хорошая цифра. В этой статистике мы смотрим только первый год работы после обучения, а значительное число молодых людей после колледжей и техникумов продолжают обучение в вузе, таких около 20%, кто-то идет в армию. Есть и регионы-лидеры по трудоустройству. Допустим, в Томской области у нас трудоустраивается 64,7 процента ребят. В Свердловской области - почти 65,6 процента. А в Архангельской области, там цифра больше - 66,7 процента. Думаю, что такие показатели могут стать реальными не только для отдельных субъектов, но и для всей страны: мы работаем в тесном контакте с центрами трудоустройства, с предприятиями.

Есть прекрасные примеры. В Белгородской области, например, у каждого техникума есть ключевой работодатель, который курирует подготовку в нем. Есть Челябинский трубопрокатный завод с развитой системой поддержки оплачиваемых стажировок для студентов. Ребята защищают свои проекты в области металлургии под руководством опытных наставников. Хотелось бы, чтобы работодатели активнее участвовали в практической подготовке студентов, мы сейчас прорабатываем разные варианты.

Какие профессии и специальности популярны у абитуриентов?

Ольга Васильева: Все специальности, которые связаны с нашей с вами жизнью. Стабильно высокий конкурс заявлений на медицину. "Ортопедическая стоматология" - 6,2 заявления на бюджетное место. "Фармация" - 5,9 заявления на место. "Сестринское дело" - примерно 2,9. Особенно отрадно видеть интерес к педагогическим специальностям. "Преподавание в начальных классах" - 2,6. "Дошкольное образование" - 2,4 заявления на место. Технические специальности тоже востребованы. Один из самых высоких конкурсов заявлений в стране на IT специальности. Так на специальность "Информационные системы и программирование" - примерно 3,2 заявления на одно бюджетное место, "Программирование в компьютерных системах" - 3,4.

Еще конкурс, который для вас будет неожиданным. У нас есть такое замечательное учреждение, как Московская международная киношкола. Там 12 заявлений на место. Есть Уфимский медицинский колледж, там почти 10 заявлений на место. Якутское художественное училище имени Романова - 8,6 заявления на место. И таких образовательных организаций я могу назвать полтора-два десятка точно.

Вопрос ребром

Планируется ли ввести ЕГЭ для выпускников колледжей и техникумов?

Ольга Васильева: Если учащийся ушел после 9 класса в среднее профобразование, то никто не отбирает у него право сдавать ЕГЭ. Оно законодательно закреплено. Другой вопрос - нужен ли этот экзамен выпускникам СПО как обязательный.

Мы создали специальную группу по повышению качества общеобразовательной подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций. Туда мы включили и Рособрнадзор, и министерство науки и высшего образования, и вузы, и научно-исследовательские институты. И мы действительно рассматривали вопрос обязательного ЕГЭ. Однако приняли решение, что вводить его пока нецелесообразно.

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*