Инженеры и гуманитарные специалисты НГТУ НЭТИ презентовали мобильное приложение «PRO_будущее» для определения компетенций для выбора профессий цифровой экономики. 1 июня приложение стало доступно для бесплатного скачивания на сервисе Google Play. Приложение создано в целях решения задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«На первом этапе тестирование работало только на сайте. Однако всем известно про рост мобильного трафика и популярность приложений. Поэтому появление приложения «PRO_будущее» – это достижение мультиплатформенности проекта. Теперь тестирование и рекомендательный алгоритм, который помогает старшим школьникам сориентироваться в профессиях будущего, доступно как в браузере, так и на самой популярной в России мобильной платформе Android», – говорит руководитель проекта, старший преподаватель кафедры социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ, кандидат исторических наук Сергей Чернышов. Для стационарных компьютеров приложение доступно на сайте digitalnsk.ru, а в течение июня она также появится на App Store.
В основу платформы «PRO_будущее» легла разработанная на экспертных сессиях матрица компетенций в сфере цифровой экономики Новосибирской области. Алгоритм тестирования и сама платформа — разработка новосибирских программистов факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ НЭТИ. Задача программы — выстроить для подростка индивидуальную траекторию развития в сфере цифровой. В результате тестирования каждому прошедшему формируется карта его личных компетенций и выстраивается индивидуальная образовательная траектория. По тем компетенциям, где уровень знаний у ребенка недостаточный, формируются рекомендации, позволяющие достичь необходимого уровня. По итогам тестирования школьникам и студентам СПО в Новосибирской области предлагались индивидуальные образовательные траектории в «Пространстве проб» — это система из 60 интерактивных мероприятий на базе университетов, а также инновационных компаний. Алгоритм позволяет тестировать не только школьников, но и студентов, и даже взрослых специалистов.
Пока программа выстраивает образовательную траекторию с учетом специфики цифровой экономики Новосибирской области, однако уже сейчас позволит определить свои компетенции в целом школьнику из любого региона России. Впоследствии разработчики создадут универсальную версию программы, в которой будет учтена специфика всех регионов России.
Прежде, чем создать мобильное приложение, разработчики опробовали его в режиме офф-лайн. Массовое тестирование школьников на определение профиля компетенций в цифровой экономике прошло во время ярмарки «Учсиб-2019» на стенде НГТУ НЭТИ и на стенде Министерства образования Новосибирской области. В целом тестирование прошло на «Учисбе» прошло около 1—1,5 тысяч, еще 8 тысяч человек протестировалось в онлайн-версии программы на сайте digitalnsk.ru. Презентации проекта прошли более чем в 40 школах Новосибирска, Оби, Искитима, Бердска, ряда районов Новосибирской области
«Вопросы о том, кем быть, как выбрать профессию и прочие — одни из самых актуальных в связи с окончанием школы или колледжа. Особенную значимость они приобретают в условиях цифровизации экономики, в том числе автоматизации, развития искусственного интеллекта, новых когнитивных систем и прочее, — говорит Сергей Чернышов. — Для решения этих вопросов в декабре-январе мы провели четыре стратегические сессии, на которых более 50 экспертов методом «мозгового штурма» сформировали первую большую карту компетенций для профессионалов в сфере цифровой экономики Новосибирской области. Важно, что если двигаться по этой карте, то в цифровой экономике найдут себя не только ИТ-специалисты, но и представители других инженерных профессий, и даже люди с гуманитарным складом ума, менеджеры и юристы. А участие в проекте ведущих новосибирских университетов позволит показать выпускникам школ и колледжей: перспективные профессии можно получить и в Новосибирской области. Фактически сейчас мы создали базу данных, в которой порядка 7-10% выпускников старших классов города. Системе известно, что они хотят и что умеют, в какой профессиональной сфере готовы развиваться. Это важная информация для регионального Министерства образования, вузов-партнеров, возможность точечно проводить работу по профессиональному самоопределению и информировать талантливых школьников о возможности получения профессионального образования в регионе. Программа позволяет делать обобщения и анализы - например, давать общий срез владения компетенций по одной школе или по любому другому параметру».
«Задача алгоритма тестирования — точно выявить предпочтительное направление и определить уровень владения компетенциями, входящими в базовое и дополнительное направление, — рассказывает об особенностях программы один из ее разработчиков, заведующий кафедрой Автоматизированных систему управления НГТУ НЭТИ Иван Томилов. — На основе результатов тестирования формируется индивидуальная образовательная траектория и по тем компетенциям, где уровень недостаточный, будут сформированы рекомендации, мероприятия, позволяющие достичь необходимого уровня. Сложность алгоритма тестирования обусловлена следующими факторами. Тест является иерархическим. И если мы неверно выберем дополнительное направление на первом этапе, то и образовательная траектория будет сформирована неверно. Вторым фактором является требование при относительно небольшом количестве вопросов в тесте максимально точно определить уровень владения компетенциями. И еще один нетривиальный аспект — это взаимозависимость компетенций. Это ситуация, когда владение одной компетенцией подразумевает также ненулевой уровень в рамках другой компетенции. Такие зависимости есть как внутри групп, так и между компетенциями разных групп. Поэтому помимо специалистов, которые разрабатывали формальный аппарат, для разработки теста привлечены эксперты из соответствующих областей знаний».
«Сформированные и усиленные цифровой экономикой возможности человеческого действия создают потенциальные средства повышенной опасности, управление которыми предъявляет, соответственно, и повышенные требования к допустимости, осмысленности и творческой продуктивности такого человеческого поведения. Это требования к человекосообразности и социальной адекватности профессиональной деятельности. Отдельный человек становится все более значимым элементом стабильности и развития ресурсоемких социотехнических систем, от адекватно сформированных социально-гуманитарных компетенций которого зависит успешность и безопасность применения технократических решений. Не удивительно поэтому, что востребованность у работодателей именно таких, прежде всего, социально-гуманитарных компетенций работников, как критическое мышление, креативность, способности управления людьми, эмоциональный интеллект и др. находит все большее отражение как в прогнозах авторитетных международных экспертных структур, таких, как Всемирный экономический форум, так и в практике подготовки специалистов ведущими, в том числе и техническими, университетами мира», – объясняет серьезность задачи подбора кадров для цифровой экономики заведующий кафедрой социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ, кандидат философских наук Игорь Вальдман.
Приложение создано в рамках «Профессионалы будущего для цифровой экономики», в целях решения задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Проект «Профессионалы будущего для цифровой экономики» реализуется Ассоциацией «СМАРТ Концепт» в партнерстве с Министерством образования Новосибирской области, ведущими новосибирскими университетами (НГТУ НЭТИ, НГУЭУ, СибГУТИ и другими), «Университетом 20.35» при поддержке Фонда президентских грантов (ФПГ). Проект направлен на формирование системы профессионального самоопределения школьников в развивающейся цифровой экономике — с учетом региональной специфики Новосибирской области. На первом этапе была сформирована карта компетенций (перечень знаний, умений и навыков, необходимый, по мнению экспертов, для успешной профессиональной деятельности в условиях развития цифровых технологий). Далее на основе сформированной карты специалисты факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ создали ИТ платформу, на которой школьники и студенты колледжей Новосибирской области пройдут тестирование на свои основные компетенции в цифровой экономике и получат доступ в «пространство проб» — систему мероприятий на базе партнеров проекта (ведущих компаний и университетов Новосибирской области), которая позволит выпускнику понять — хочет ли он развиваться в рамках данной компетенции и дальше. Причем перечень мероприятий у каждого будет свой — ИТ-платформа на основе входящего тестирования сформирует индивидуальную траекторию профориентации. ИТ-платформа начнет работать уже в феврале 2019 года.
Справка:
Цифровая экономика — один из ключевых современных технологических и экономических трендов в России. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Правительством РФ в июле 2017 года. Согласно программе, обучение в сфере цифровой экономики должны пройти более 800 тысяч россиян.
Проект «Профессионалы будущего для цифровой экономики» реализуется Ассоциацией «СМАРТ-Концепт» в партнерстве с Министерством образования Новосибирской области, Агентством формирования инновационных проектов «АРИС», ведущими университетами Новосибирской области и при поддержке средств Фонда президентских грантов РФ. Проект направлен на создание платформы для профессионального самоопределения школьников 8—10 классов и студентов колледжей Новосибирской области в рамках «профессий будущего», необходимых для развития цифровой экономики в регионе. В рамках проекта школьники и студенты колледжей Новосибирской области пройдут первичное онлайн-тестирование, которое поможет выявить профессиональные склонности учащихся. После чего примут участие в профессиональных пробах и мастер-классах совместно с работодателями крупных организаций, а в завершение смогут определиться с перспективным направлением подготовки в новосибирском вузе.
Источник: Управление информационной политики
Новосибирский государственный технический университет
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.