Студент придумал аккумулятор для работы в сверхнизких температурах Арктики? Или экспресс-тест для ранней диагностики болезни Паркинсона? А, может, запустил производство экомороженого?.. Прекрасно. С нынешнего года выпускники всех российских вузов могут защищать подобные проекты или стартапы в качестве дипломной работы. Это предусмотрено госпрограммой "Цифровая экономика РФ".
Стартап - принципиально новое для университетов дело. Если не сказать - революционное. Эксперты уверены: создание своей команды, разработка идеи и даже "проба" в виде прототипа - все это приближает вузовское образование к потребностям рынка. А значит, увеличивает шансы выпускника найти хорошую работу. Пока, по данным Минобрнауки, большинство вузов принимают только традиционные выпускные работы. Стартапы вместо дипломов засчитывают лишь в 71. Но - лиха беда начало.
Так, вместо привычных дипломов перед экзаменационной комиссией впервые будут защищать свои проекты выпускники Санкт-Петербургского госуниверситета. Причем всех уровней: бакалавры, магистры, специалисты и даже аспиранты.
Правда, необходимо соблюсти несколько условий. Проект должен представлять прикладную научно-исследовательскую разработку или оригинальную и перспективную бизнес-модель, которая создана в рамках конкурса стартапов. Например, такого как "Start-up СПбГУ". В экспертный совет конкурса обязательно должны входить потенциальные инвесторы. К тому же студент должен оказаться в составе команды победителей, а тематика работы - соответствовать образовательной программе. Что еще важно? Участники конкурса получают неплохой бонус - возможность получить до 1 300 000 рублей на создание собственного дела. Кстати, официально засчитывать студенческие стартапы как дипломы, предлагает и Минэкономразвития. Да не просто засчитывать, но еще и "монетизировать": самым успешным "стартаперам" выделить государственные гранты для поддержки и реализации их проектов. "Заработать" на таком дипломе можно будет полмиллиона рублей! По словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, уже в 2019 году предполагается выделить 500 таких грантов.
Одним из первых российских студентов, который защитил стартап вместо диплома, стал выпускник Школы экономики и менеджмента ДВФУ Евгений Перельман: два года назад он презентовал свой бизнес-проект по продаже медицинского аппаратно-программного комплекса. Если не вдаваться в подробности: эта разработка серьезно позволяет больным с заболеваниями дыхательных путей.
Проект оказался настолько привлекательным, что нашелся инвестор, готовый вложить в него 10 млн рублей. Сейчас Евгений - резидент дальневосточного фонда "Сколково". Ведет около 20 проектов.
А в прошлом году в качестве диплома в Дальневосточном федеральном университете засчитали стартап студентов Школы естественных наук Даниила Сербиновича и Аркадия Березкина. Их проект по разработке бионического протеза нижней конечности получил инвестиции от Фонда содействия инновациям.
- Готов рабочий прототип стопы, который выдерживает человеческий вес и двигается по команде, - рассказывает Даниил Сербинович. - Есть собственное программное обеспечение. Мы "обучили" модель нейронной сети, которая может предсказывать правильное движение стопы и помогает протезу двигаться естественно. Следующий шаг - создание тестового прототипа.
Сегодня в ДВФУ уверены: подобный принцип защиты дипломов может сформировать вокруг российских вузов инновационную среду. А запуская собственный успешный бизнес, выпускник подтверждает высокую квалификацию, приобретенную за годы обучения в университете.
Так что? Прощай, диплом в 100 страниц, треть из которых - список использованной литературы? Однако, по мнению проректора Высшей школы экономики Сергея Рощина, в этом направлении надо все-таки идти очень осторожно:
- Это довольно привлекательная форма выпускной работы, но есть серьезные вопросы. Скажем, как оценивать удачу или неудачу проекта? И нельзя забывать, что мы говорим о дипломе как итоговой работе, после защиты которой получают "корочку" - официальный документ гособразца. Здесь не может быть абсолютной свободы в формате и оценке результатов.
В Вышке считают: важнее делать стартап не форматом выпускной работы, а одним из принципов обучения в целом. Например, проектный тип обучения- основной в лицее при ВШЭ. Школа дизайна здесь тоже работает по этому принципу.
Тем не менее многие аналитики убеждены: формула стартапа лишь на первый взгляд кажется применимой только к проектам из области информационных технологий, высокотехнологичной медицины, торговли или инженерного дела. Почему? Это всегда творческий подход к воплощению идеи. Поэтому в сфере искусства или, допустим, педагогики, она тоже имеет право на существование. Любопытно, что в зарубежных вузах практика стартапов не распространена, поэтому Россия здесь вполне может стать новатором.
Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ:
- В рамках нацпроекта мы предлагаем вузам эксперимент: вместо стандартного диплома засчитывать успешный бизнес-проект или продуманный стартап. Суть в том, что, подготовив бизнес-проект или опубликовав, например, серьезное исследование в хорошем научном издании, выпускник уже демонстрирует высокий уровень подготовки и компетенции, который можно не перепроверять.
Степан Хачин, руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ:
- С 2017 года возможность защиты диплома в виде стартапа была только у студентов по направлению "предпринимательство". Но в этом году мы готовы принимать бизнес-проекты у студентов технических направлений. Формат защиты не противоречит традиционным требованиям.
Ольга Осипенко, руководитель департамента развития магистратуры СФУ:
- У нас есть проект "Специальное инженерное образование" для магистров. Это пять программ, и у каждой есть партнер-заказчик из реального сектора экономики. Магистранты в течение двух лет разрабатывают собственный проект, причем тему им дает именно компания-партнер. Это всегда реальная производственная задача. Такой формат госаттестации наиболее понятен и интересен промышленной кампании.
Стартап - бизнес, основанный на абсолютно новой идее или решении. Первым стартапом в истории считается компания, организованная в 1939 году студентами Стэнфордского университета Дэвидом Паккардом и Уильямом Хьюлеттом. Проект оказался успешным и позже перерос в полноценный бизнес - "Хьюлетт-Паккард".
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.