По данным Института статистики ЮНЕСКО, Россия сегодня входит в шестерку стран-лидеров по уровню общемировой студенческой мобильности. Значит, многие иностранные студенты отдают предпочтение именно российским вузам, выбирая свою образовательную траекторию. И это не случайность: наши университеты активно прописываются в самых престижных мировых образовательных рейтингах. Так, три российских вуза вошли в топ-100 авторитетного Times Higher Education (THE) по физике, четыре - в топ-500 Шанхайского. А в свежем рейтинге QS по вузам стран Восточной Европы и Центральной Азии наши университеты заняли весь "пьедестал".
О том, как делается один из самых престижных международных рейтингов вузов и насколько "круто" в нем выглядят российские университеты, рассказал в интервью "РГ" главный редактор международного рейтинга THE Фил Бати.
Фил Бати: Мы видим большой прогресс у вузов из России. По критериям "интернационализация" и "научные исследования" - стабильный рост. Это важно, особенно в условиях серьезной конкуренции. Весомый фактор - устойчивое развитие вуза, и тут определенно результаты проекта "5-100".
Процесс выхода в топ-100 совсем не быстрый. И стартовав в 2013 году, вы поставили очень амбициозную цель. Проект, безусловно, стал стимулом развития вузов. Ведь в предметных рейтингах Россия уже в топ-100!
В общем рейтинге THE самый весомый критерий - больше 32 процентов - научные публикации и исследования. Почему?
Фил Бати: Мы прежде всего рассматриваем высокотехнологичные исследовательские университеты. В первую очередь оцениваем их научно-исследовательские компетенции. Университеты почти во всем мире объединяют исследования и преподавание.
Есть мнение, что не вуз должен работать на рейтинг, а рейтинг - на вуз. Согласны?
Фил Бати: Рейтинг не должен влиять на стратегию развития университета. Это лишь информационный инструмент, элемент аналитики и оценки основных критериев развития. Рейтинг не должен диктовать университету, что делать. Более того, мы стараемся "подстраиваться": постоянно вводим новые метрики для самой полной оценки деятельности вуза.
Как происходит отбор университетов в рейтинг?
Фил Бати: Это личное решение университета - делать заявку, подавать документы. Но мы и сами проводим мониторинг. С руководством вузов во время отборочных процедур не контактируем. Наши эксперты работают со "связными" - в каждом университете есть ответственный представитель, который передает нам документы.
О том, как российским вузам удержать позиции и подняться в рейтингах еще выше, "РГ" беседует с членом Совета по повышению конкурентоспособности российских вузов, профессором Бостонского колледжа Филипом Альтбахом и проректором Высшей школы экономики Марией Юдкевич.
Еще шесть лет назад ни один российский вуз не входил в топ-100 мировых университетских рейтингов. В чем прорыв?
Филип Альтбах: Прежде всего это национальная инициатива по повышению конкурентоспособности российского высшего образования. Большой плюс - создание национальных исследовательских университетов.
Но по некоторым сравнительным критериям, например по зарплате вузовских профессоров, мы еще далеки от первых мест?
Мария Юдкевич: Подобные сравнения, как правило, учитывают средний уровень зарплат. А это вещь лукавая. Важно, как доход распределяется между разными категориями: теми, кто занимается научной деятельностью и теми, кто только преподает. От первых мест мы, по сравнению со многими другими странами, пока далеки, однако разрыв сокращается. И общее с другими академическими системами то, что зарплата сегодня сильно зависит от исследовательской деятельности. Это тренд.
Не пострадают ли вузы, не получившие господдержки?
Мария Юдкевич: У программ, подобных проекту 5-100, две цели: развивать ведущие вузы и сделать их проводниками для образования в целом, "драйверами". И мониторинг качества студентов в регионах, где есть вузы из 5-100, показывает: уровень подготовки повышается не только в вузах проекта, но и в остальных.
Стоит задача увеличить в наших вузах долю иностранных студентов. Что для этого нужно?
Филип Альтбах: У вас становится все больше программ на английском языке, и это отлично. Необходимо качественное присутствие в сети (сайт и соцсети). Надо информативно и честно рассказывать о программах вузов. И конечно, большой плюс - участие в международных конференциях и выставках.
Почему рейтингов много, а в первой десятке, как правило, одни и те же университеты, "РГ" рассказал экс-президент Международной ассоциации составителей образовательных рейтингов IREG (2009-2018) профессор Ян Садлак.
Ян Садлак: Сегодня, по нашим данным, существует около 100 национальных и региональных рейтингов и около 30 международных. В образовательных рейтингах, на мой взгляд, расцвет. Но, думаю, в перспективе их количество немного сократится. Дело в экономике. Для производства достоверного рейтинга нужны огромные деньги и силы.
Как понять, насколько объективен тот или иной рейтинг?
Ян Садлак: Открою секрет: рейтинги предвзяты по определению. И эта "предвзятость" (не всегда в негативном смысле) - результат методологии. Ясно, что, например, критерии оценки продуктивности исследований будут отличаться от критериев оценки по трудоустройству выпускников. А некоторые рейтинги объединяют несколько "функций". Так, в Шанхайском для отражения уровня эффективности работы вузовских факультетов используются данные о количестве преподавателей с Нобелевскими и Филдсовскими премиями. Это очень опосредованный показатель. Тем не менее он принимается.
Приходилось ли вам сталкиваться с нечестными рейтингами?
Ян Садлак: Неоднократно. Чаще всего речь идет о недостоверной информации из нечестных источников. Но к счастью, академическое сообщество быстро ориентируется и, понимая, какие инструменты и средства используются при составлении рейтингов, какие-то может забраковать. Но, в целом, рейтинговые организации стараются поддерживать определенные стандарты - ведь это их репутация.
Ежегодно в разных рейтингах на первых местах оказываются одни и те же вузы из США, Великобритании и Китая. В чем их секрет?
Ян Садлак: Объективно, конечно, эти университеты более успешны по всем критериям. Другая причина, скорее, субъективна: большинство рейтингов придают иногда слишком много значения исследованиям. А значит, мы сталкиваемся с научно-издательской индустрией, в которой господствуют западные компании. Что касается вузов Азии, в частности, китайских, то тут вступает в силу еще один важный аспект качественных исследований - деньги. Посмотрите на уровень финансирования китайской университетской науки за последнюю декаду или две - никакой другой стране его не превзойти.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.