Участники парламентских слушаний поддержали эволюционную модель совершенствования процедур лицензирования и аккредитации вузов

14.11.2018 374

Совершенствование системы лицензирования и аккредитации вузов обсудили участники парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения», состоявшихся в Государственной Думе.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал об обсуждаемых в настоящее время изменениях действующей системы: целесообразно ли объединение процедур лицензирования и аккредитации, от чего можно отказаться, сокращая перечень требуемых от вуза документов, как развивать механизмы общественно-профессиональной аккредитации, как учитывать при аккредитации результаты оценки качества образования, какова должна быть роль работодателей.

Он напомнил, что данные вопросы уже обсуждались в рамках Межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы государственной регламентации образовательной деятельности и на других площадках. «Есть несколько моделей совершенствования регламентации: есть новая модель, есть предложения развивать систему аккредитации эволюционно, не ломая многое из того, что сделано, но совершенствуя процедуру», - отметил руководитель Рособрнадзора.

Сергей Кравцов рассказал, что в настоящее время Рособрнадзор активно внедряет электронные механизмы аккредитации, и несколько вузов, в том числе крупных, уже прошли данную процедуру в электронной форме.

Важным вопросом, по его словам, остается подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам аккредитации. «К сожалению, от ведущих вузов экспертов немного. Мы с ассоциацией «Глобальные университеты» обсуждали этот вопрос и договорились, что эксперты соответствующего уровня будут направлены в Рособрнадзор для обучения и работы. Мы понимаем, что работа экспертов очень ответственная, и мы должны исключить любое давление на экспертов», - заявил Сергей Кравцов.

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил плодотворную работу Рособрнадзора по расчистке образовательного пространства от вузов, которые не способны были дать студентам качественное образование. По его словам, совершенствуя процедуру госаккредитации необходимо сместить акценты от оценки формальных показателей к оценке качества подготовки студентов, дополнить государственную аккредитацию различными общественными формами и дебюрократизировать процесс. «Надо двигаться в сторону того, чтобы организации как можно больше информации, необходимой для аккредитации, имели на сайте. Цифровая эпоха должна предполагать новые формы аккредитационных процедур», - сказал Вячеслав Никонов. Также он отметил необходимость учесть специфику тех видов образовательной деятельности, которые пока недостаточно регламентированы, таких как сетевые программы и дистанционные курсы.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин высказался против деления вузов на различные категории, т.к. подобная система будет снижать конкуренцию в образовании. Поддержав идею развивать систему онлайн-курсов, Олег Смолин заявил, что они не должны стать монополией ограниченного числа ведущих вузов. «Откуда ложное представление, что хорошие профессора могут быть только в так называемых ведущих вузах? Это неверно», - заявил он.

По его словам, поправки в закон «Об образовании» об учете результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся при госаккредитаци, принятые в первом чтении, должны стать первым шагом по сокращению формальных показателей оценки работы вузов и приближению процедуры аккредитации к оценке реального качества образования. «Главное – не принимать таких методов лечения, которые могут оказаться хуже самой болезни. Принцип «не навреди» нам нужно соблюдать», - заявил Олег Смолин.

Выступавшие представители ректорского сообщества и ассоциаций вузов высказались за эволюционное изменение действующей системы лицензирования и аккредитации с учетом специфики разных вузов: отраслевых, негосударственных, региональных.

«Нужно существующую систему развивать. Забыть все и построить новое – вряд ли это приведет к какому-то практическому результату, повышающему качество образования», - согласился Сергей Кравцов. Он заверил, что Рособрнадзор открыт и готов к взаимодействию и обсуждению вопросов совершенствования процедур лицензирования и аккредитации со всеми заинтересованными сторонами.

 

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*