Именно в этой академии образования - при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного - сегодня идет работа над школьным курсом "Семьеведение".
Впрочем, официального названия у предмета еще нет. "Семьеведением" называют его между собой члены рабочей группы проекта, который ведет председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства академик РАО Артур Реан.
- Пишем "Семьеведение", а в скобках - "Основы семейной жизни", - говорит Артур Александрович.
Официальная статистика говорит о том, что в России распадается 50 процентов браков, а как же ваши старшеклассники, для которых семья - наивысшая ценность?
Артур Реан: Так они хотят семью! Но, по сути, не готовы к ней, в голове у большинства "розовые" детские представления о совместной жизни, и когда люди сталкиваются с трудностями, они не знают, как с ними справиться, и те кажутся непреодолимыми.
Почему?
Артур Реан: Потому что у них нет навыка разрешать конфликтные ситуации, в семье их этому не научили. Нормы семейной жизни лучше всего усваиваются, когда ты видишь, как родители ведут себя друг с другом, с детьми, а практика показывает, что сейчас семья с обучением не справляется. Она просто и не занимается этим. 58 процентов старшеклассников, согласно нашему опросу, не могут безусловным образцом назвать свою родительскую семью. А если семья - не образец, то где детям взять ориентиры?
А они им нужны?
Артур Реан: Мы спросили их и о том, "нужно ли готовить к созданию семьи путем обучения семейным ценностям", и 66 процентов старшеклассников ответили "да". Так что курс "Семьеведения" должен людей готовить к этим трудностям. Главное в нем - постараться учесть все моменты, которые могут вести к разрушению семьи, как и те, которые могут сделать семью счастливой.
Как понять тещу
А как все это может выглядеть на практике?
Артур Реан: Скажу сразу, что наша работа над "Семьеведением" не закончена, она получила экспертную оценку в РАО, впереди осенью апробация в регионах самой программы и методических материалов к ней. Закладывая в курс темы, мы опирались на результаты исследований, опросов, психологической практики, консультирования семейных пар, зная, где в основном возникают трудности. Начинается курс в 9-м классе с темы, задающей главный вопрос: "Зачем людям отношения?", в первый год мы говорим о том, что такое семейные ценности, как отличить любовь от влюбленности, как себя вести в конфликтах. Программа 10-го класса посвящена рождению и воспитанию детей, 11-го - традиционным и современным подходам к воспитанию, вопросам права.
Это все темы лекций?
Артур Реан: Методические материалы еще в работе, но уже ясно, что это не должны быть обычные традиционные уроки. Занятия по каждой теме будут практические и теоретические, например по теме "Свадьба", посвященной готовности к вступлению в брак, предусмотрены час теории и час практики. Совершенно бытовая тема, но первые скандалы, бьющие по романтичной влюбленности, возникают и там. Как учесть мнения родителей жениха и родителей невесты, в чем они могут расходиться...
...как ладить с тещей.
Артур Реан: ...а как - со свекровью. И потом дальше - до рождения ребенка, какие проблемы возникают во время беременности - это особая тема. А вот и ребенок появился...
А какие тут могут быть теоретические и практические занятия?
Артур Реан: Надо учить ребят навыкам взаимодействия, тренировать их: есть упражнения в паре, скажем, по разрешению семейного конфликта: имитация его, а потом разбор. Я в свое время занимался организацией мероприятий "золотая семья", где люди рассказывали о том, как они прожили в браке 50 лет, и появилась идея заложить в нашу программу классные часы с успешными семейными парами.
Ветеранами семейной жизни.
Артур Реан: Они ничему не будут учить, говорить "делай так, не делай так", а будут просто рассказывать о своей семейной жизни, как они справлялись со всеми трудностями. Это, по-моему, гораздо доходчивее, чем изложение темы преподавателем.
А есть ли в курсе что-то о сексуальном воспитании?
Артур Реан: Конечно. На тему продолжения рода, сексуальной жизни заложено несколько часов. В 10-11-м классах будем говорить о зачатии, о симптомах беременности, надо успеть рассказать об абортах, об их вреде для организма раньше, чем это все в жизни случится.
А как вы поймете, что ребята это все усвоили? Будут экзамены по семейной жизни?
Артур Реан: Я категорически против всякого рода отметок, курс должен быть построен исключительно на интересе, и мне кажется, мы заложили туда этот интерес. Да, на практических занятиях им надо будет что-то сделать, обратную связь они должны получать, но или в виде похвалы или... предложения "подумать еще".
Что такое геосинклиналь
По мнению учителей, школьный курс у старшеклассников и так перегружен факультативами. А тут еще и "Семьеведение"...
Артур Реан: Однажды я провел небольшой эксперимент. Пришел к второкурсникам - филологам, химикам, биологам - со школьными учебниками по другим предметам и попросил ответить на контрольные вопросы, завершающие каждый параграф. И сколько же процентов, вы думаете, ответили на контрольный вопрос по географии, например? Не мучайтесь - ноль. Никто не знал, что такое геосинклиналь!
И как же они жили без этого знания?
Артур Реан: О том, что наши дети перегружены, я говорил с научной трибуны еще лет 20 назад. И что нам теперь - не внедрять новых предметов? Жизнь меняется, школа должна реагировать, кроме "Семьеведения", много чего еще надо скоро будет внедрять. Так, может, разгрузим основную программу за счет тех же геосинклиналей? А будущий статус "Семьеведения", кстати, еще неизвестен, оно может стать факультативом, включаться в другие курсы...
Кем вестись?
Артур Реан: Пока что преподавателями разных предметов, которым наша группа сейчас готовит подробные методические материалы, как говорится, с цифрами и фактами. Но если этот курс будет развиваться, то под него надо готовить людей, писать программы переподготовки или повышения квалификации при институтах постдипломного образования. Там сделать курсы по "Семьеведению", где люди, интересующиеся темой и желающие ей заниматься, смогут пройти такую переподготовку.
Артур Александрович, я знаю, вы взялись за тему семейной жизни по собственной инициативе... Это был научный интерес или личный?
Артур Реан: Научный. А так с женой мы вместе живем уже 36 лет. Конечно, проблемы случались, особенно по молодости, но куда в семейной жизни без проблем? Главный вопрос в том, сумели ли вы их преодолеть. И какой ценой.
То есть ваша сверхзадача - помочь людям достичь семейного счастья?
Артур Реан: Кстати, именно так - "уроками семейного счастья" называет программу детский омбудсмен Анна Кузнецова. Я не уверен, что наши уроки могут полностью обеспечить семейное счастье, но внести вклад в это должны.
Визитная карточка
Артур Александрович Реан - российский психолог, общественный деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии. Один из создателей нового научного направления - социальной педагогической психологии. Руководитель и разработчик ряда комплексных научно-практических программ. С 2016 года - руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.