В регионах Сибири началась реализация образовательных проектов, которые позволят повысить эффективность системы профориентации.
В Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске открыты специализированные школы, университетские технопарки. Кроме того, в Алтайском крае, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях разработаны интернет-ресурсы, с помощью которых молодые люди могут ознакомиться с широким спектром специальностей и выбрать будущую профессию.
- Вместе с тем ряд направлений в сфере образования подлежит переформатированию под новые задачи, обозначенные в указе президента России от 7 мая 2018 года. Это в первую очередь касается работы по внедрению новых методов профориентации, которые позволят повысить мотивацию молодых людей к обучению, усилят взаимодействие между вузами и отраслевыми предприятиями, - отметил полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло на заседании совета ректоров высших учебных заведений Сибири.
Одним из примеров сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными школами может служить Национальный исследовательский томский госуниверситет. Как рассказал ректор Эдуард Галажинский, многие вузы развивают систему непрерывной подготовки кадров "школа - вуз - предприятие" или занимаются целевой подготовкой студентов, что повышает их мотивацию к овладению профессией. В ТГУ решили сделать упор на опережающее развитие школьников для новых отраслей экономики.
- В Томске накоплен богатый опыт по созданию системы IT-образования для школьников. В нее вовлечено около сорока тысяч учащихся. Сейчас мы проводим перезагрузку по таким направлениям как нано- и биотехнологии, промышленный дизайн, искусственный интеллект, робототехника, сенсорика. Мы хотим, чтобы в вуз пришли ребята, мотивированные на обучение, с опытом предварительного погружения в эти отрасли. У нас есть отработанная система практики на предприятиях, - отметил Эдуард Галажинский.
Директор новосибирской гимназии №7 "Сибирская" Маргарита Ковалева уверена, что профориентационную работу со школьниками нужно начинать с раннего возраста.
- Чем раньше ребенок определится с направлением - гуманитарным или техническим, чем быстрее поймет, в какой вуз ему поступать, тем успешнее будет в дальнейшем, - подчеркивает она. - Школа, как может, в этом помогает. Мы осуществляем несколько проектов в партнерстве с вузами. К сожалению, предприятия не так активно включаются в эту работу. Некоторые родители проводят спецкурсы технологической направленности.
В Кузбассе сделали упор на развитие института наставничества. Как рассказала исполняющая обязанности заместителя губернатора Кемеровской области Елена Пахомова, в регионе разворачивается реализация проекта "100 дорог - одна моя". Его участниками станут даже первоклашки. Здесь также убеждены в том, что ранняя профориентация помогает молодым людям определиться с профессией. Практика показывает, что до семидесяти процентов учащихся, которые прошли обучение в центрах профориентации, поступают на выбранную специальность.
К участию в проекте планируется привлечь как можно больше крупных предприятий. Первым откликнулся один из лидеров угольной промышленности - "СУЭК-Кузбасс". Большинство его работников стали наставниками для молодых.
- Проект рассчитан до 2027 года. Все это время школьники будут проходить тесты, адаптированные под возраст детей, посещать мастер-классы, на которых смогут сформировать представление о выбранной профессии, - сообщила Елена Пахомова.
В Новосибирской области также решили вернуться к наставничеству и разработали проект для учащихся и выпускников вузов "#Кадры54". В течение двух недель студенты-стажеры будут проводить полноценные рабочие дни с региональными руководителями разных уровней. Одним из наставников станет глава региона. Цель проекта - привлечение на государственную гражданскую службу и на работу в госучреждения молодых и целеустремленных людей, готовых к активной работе.
- Проект позволит присмотреться к будущей работе, изучить специфику, особенности своей профессии, - убежден врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.
Право участвовать в проекте получат лучшие студенты, готовые инициировать собственные проекты, продвигать общественно-полезные идеи.
Заместитель министра образования Новосибирской области Олеся Орлова сообщила о проработке проекта предуниверсуариума. Его участниками станут четыре вуза и партнерские обще-образовательные учреждения. Предполагается, что проект поможет в профориентации школьников и подготовке к поступлению в университеты.
На взгляд ректора Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Валерия Ковалевского, стандарты в обучении должны задавать работодатели.
- В подготовке педагогических кадров мы ориентируемся на запросы работодателей, вводим новые педагогические компетенции "Учитель для поколения Z", открываем тренировочные центры по робототехнике, проектированию, созданию образовательной среды, - сообщил Ковалевский.
Уже есть запросы на такие профессии будущего как оператор беспилотного летательного аппарата и хирург-робототехник. Первый занимается фото- и видеосъемкой с воздуха и мониторингом окружающей среды, помогает экипажам МКС и доставляет лекарства в труднодоступные места. Второй использует нанороботов, которые позволяют сократить риски при операциях и выполнять сложнейшие процедуры.
Но, несмотря на принимаемые меры, во многих семьях, где подрастают дети, возникают два вопроса: куда идти после школы и куда трудоустраиваться? По статистике, тридцать-сорок процентов выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не работают по специальности.
- Я бы не делал из этого проблему. Сейчас быстро меняются требования к профессии и спрос на них. Согласно аналитическим исследованиям, в течение десяти-пятнадцати лет многие из ныне существующих профессий вообще исчезнут или транс-формируются. Мне кажется, что важнее готовить молодого человека не под конкретную профессию, а под изменяющийся мир, чтобы молодые люди умели переобучаться, выстраивать свою образовательную траекторию. И не надо бояться, что выпускники уезжают из региона. В нашем вузе на многих специальностях до восьмидесяти процентов студентов - иногородние.
Надо строить модель образовательного хаба: к нам приезжают молодые люди из других регионов, а мы их обучаем и встраиваем в партнерские компании, работающие по всей стране. Это совсем другой подход, - полагает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Справка "РГ"
В СФО 156 высших учебных заведений, в которых обучается 554 тысячи студентов. Кроме того, в сибирских регионах насчитывается 556 учреждений среднего профессионального образования и порядка семи тысяч общеобразовательных школ, где проходит обучение около трех миллионов человек. Численность педагогического персонала всех уровней образования - 258 тысяч человек.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.