"Каждый язык - народное, мировое достояние. Комитет уделяет этому вопросу большое внимание. Но проблем много. Не всем обеспечивается конституционное право на обучения родному языку. Не ведется подготовка преподавателей родного языка, есть сложности в разработке стандартов, проблемы с экспертизой готовых учебников", - так начал свое выступление на заседании председатель комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов.
Действительно, в последние годы сложилась пародоксальная ситуация: в многонациональной стране, где используется 227 разных языков народов России, учебники есть только для пяти языков, а примерные основные образовательные программы - для 13. Экспертиза даже готовых учебников стоит столько, что тираж просто невыгодно печатать. О том, чтобы учесть в учебниках родного языка потребности детей-инвалидов, которым нужен увеличенный шрифт или иная подача материала, речь вообще никогда не заходила.
При этом были ситуации, когда в ущемленном положении оказывался русский язык. Так, русский язык, например, изучался только в обязательной части школьной программы, а родной мог быть и в обязательной, и в вариативной. У родителей не спрашивали, хотят ли они учить язык, который является для их ребенка неродным. Выбор был лишь из двух вариантов: этот язык преподавался или как иностранный или как родной. На деле вместо заботы о сохранении родных языков получилось совсем другое.
В Якутии, например, число школьников, которые изучают родной язык, стало меньше на 10%. И это на сегодняшний день единственный регион, где сохранился Научно-исследовательский Институт национальных школ. При поступлении на вузовские специальности, связанные с родными языками, знание этих самых родных языков учитывать не обязательно. Приемные комиссии смотрят оценку в аттестате, скажем, по удмуртскому языку, но никакого формального веса она не имеет. Достаточно трех ЕГЭ.
Депутаты взялись решить сложную задачу, связанную и с правовыми, и с сугубо образовательными тонкостями, и, после многочисленных заседаний рабочей группы, приняли законопроект о поправках по поводу изучения родных языков в первом чтении.
"Первое: не предполагается переноса изучения родных языков в факультативную часть программы. Второе: появится возможность выбрать в качестве родного языка русский. Третье: родители по заявлению смогут выбирать язык при поступлении в 1 или 5 классы. А гарантии обучения на родном языке будут прописаны", - подчеркнул Вячеслав Никонов.
Министерство просвещения сейчас готовит новые стандарты для школы, и эти изменения будут в них учтены. По словам директора департамента государственной политики министерства Андрея Петрова, рабочая группа в его ведомстве уже создана и изучает все предложения: "Министерство создало свою рабочую группу из представителей региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств, школьных учителей, ученых".
Депутаты обратились к правительству с предложением создать фонд поддержки изучения родных языков. "И это должен быть фонд с серьезным финансированием", - заметил Никонов. Кроме того, депутаты рекомендовали разработать концепцию преподавания родных языков и предусмотреть в бюджете расходы на создание учебников по родным языкам.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.