В Нижегородской области создадут креативный центр наподобие сочинского

29.03.2018 88

В этом году в Нижегородской области будет реализован проект, аналогичный федеральному образовательному центру "Сириус" в Сочи. Об этом на встрече в нижегородском филиале "РГ" со школьниками - участниками смен в "Сириусе" заявил врио губернатора Глеб Никитин.

- Конечно, мы не сможем повторить у нас Сочи, - отметил он, - но нижегородский проект не станет простым тиражированием региональных "сириусов" (сейчас принято решение о создании по стране 15 центров по выявлению и поддержке одаренных детей. - Прим. "РГ"). Безусловно, он будет ярким и привлекающим внимание. У нас нет рамок, которые не дают привнести что-то свое.

По словам Никитина, нижегородскую площадку организуют, чтобы собрать ребят, которые смогут общаться друг с другом на близкие им темы и будут вовлечены в профессиональные занятия с квалифицированными преподавателями, наставниками.

Подсказка из класса

К пониманию, что такая площадка нужна, мы, журналисты "РГ", стали приходить осенью прошлого года, когда начали вплотную заниматься темой талантливых детей. И "Сириус", куда регулярно приезжают одаренные в самых разных сферах школьники из всех уголков страны, был выбран как некое мерило, ориентир. Ведь приглашение туда - это одновременно и признание таланта ребят, и помощь в дальнейшем раскрытии потенциала.

Нас интересовало, возможно ли поставить воспитание одаренных детей "на поток" или это всегда жемчужины, которые надо отыскать? Как они, будучи особенными, чувствуют себя в обществе, и что сделать, чтобы таланты не покидали родной регион? Так начался цикл встреч с участниками смен в "Сириусе". У нас в гостях побывали музыкант Владислав Пименов и физик Артем Коновалов, шахматистка Екатерина Гольцева и хоккеист Даниил Ганюшкин (о них мы рассказывали в "РГ-Неделе" в номерах от 7 декабря 2017 года и 25 января 2018-го).

В итоге мы пришли к выводу, что к разговору надо подключать и руководство региона, ведь от властей зависит как система образования, так и во многом атмосфера в обществе - деловая, творческая. Так и состоялась эта встреча.

Главе региона рассказали, чем привлекательна школа в Сочи

Глеб Никитин, надо отдать должное, сразу дал понять ребятам, что видит в них партнеров, а не слушателей и предложил рассказать (а в процессе - и брал на карандаш), что лучшее можно взять из "Сириуса" и перенести на нижегородскую землю, что в целом стоит поменять в региональной системе образования.

- Я много читал про "Сириус" в новостях, но даже не предполагал, что это настолько необыкновенно, - говорит учащийся Нижегородского хорового колледжа Владислав Пименов. - Это как новая семья, новый жизненный рубеж, после которого я занимался и занимался музыкой, был очень вдохновлен. Там совершенно другая атмосфера - не такая будничная, как в моем колледже.

Вопрос в том - как эту атмосферу воссоздать в Нижнем Новгороде?

- Я тоже учился на разных программах, и часто подобная атмосфера складывалась благодаря, как сейчас говорят, нетворкингу, возможности общаться с людьми, которые почему-то другие, не так мыслят, - поделился Глеб Никитин. - Либо же в вашем случае речь идет об образовательных программах, каких-то практиках?

- Там другой круг общения, - согласился Влад Пименов. - Можно обсудить темы, которые действительно волнуют. Как ни странно, в моем колледже с ребятами сложно поговорить о музыке как таковой из-за большой общей нагрузки. В "Сириусе" все заинтересованы, нет такого, что кто-то отбывает номер.

Вторая составляющая успеха - педагоги, которые буквально зажигают своим драйвом слушателей, причем даже если речь идет о непрофильных предметах.

- В "Сириусе" серьезно относятся к деятельности детей, - отметила, в свою очередь, занимающаяся живописью Екатерина Гурова из лицея N 40, - и лекции проходят в формате диалога, на равных. Всегда можно найти наставника и дополнительно пообщаться, задать какие-то вопросы. У нас много детей, которые хотят там заниматься, но далеко не все могут попасть в Сочи. Конечно, устраиваются отдельные лекции, например научные, во Дворце творчества имени Чкалова есть пространства для детских художественных выставок, но общей площадки, которая смогла бы объединить несколько направлений, нет.

А Дарья Торотенкова из Центра одаренных детей (также - живописец) предположила, что, возможно, дело и в южном климате:

- Когда зимой туда приезжаешь, то и настроение сразу становится солнечным!

- Климат мы не поменяем, - улыбнулся Глеб Никитин, - но собрать ребят, которые достигли успеха, обещаем.

По его словам, проблема "стандартных" учреждений образования состоит в том, что не все туда приходят по призванию. Причем это в первую очередь касается учителей.

- Ведь в чем ключ к успеху кроме таланта? Во внимании. Ребенок может расти одаренным, а в переходном возрасте его способности вдруг идут на спад, здесь уже должен подниматься вопрос сопровождения талантливых детей, чтобы каждый из них стал талантливым взрослым, - подчеркнул врио губернатора.

Предложат достойную работу

Также на встрече стало известно, что до конца апреля правительство региона представит на общественное обсуждение проект Стратегии развития области до 2035 года, где будет раздел Образование, а в нем - отдельный пункт, посвященный одаренным детям. Доработать документ планируется в течение лета. Глава региона не исключил, что, возможно, имеет смысл и создание какой-то отдельной программы, посвященной юным талантам. И главная задача властей здесь - сделать так, чтобы лучшие из лучших не стремились уехать из региона.

- Понятно, что мы никого не можем и не будем ограничивать, - отметил Глеб Никитин, - но должны сделать все, чтобы молодежь оставалась. Будем думать о стимулах, в том числе совместно с нашими передовыми предприятиями, которые могут предложить одаренным специалистам интересные проекты, достойную карьеру. Но главное, жизнь в городе должна кипеть: это и культурная среда, и различные творческие пространства, центры инноваций и высоких технологий, у нас в этой части большой потенциал. Мечтаю создать здесь центр креативных индустрий. Всех не сохраним - кто-то уедет в столицу или за границу, но мы будем ждать их обратно.

Примечательно, что все четыре юных участника встречи признались: собираются продолжить учебу не в Нижнем Новгороде, и пока только один из них - физик Альберт Мацейко из лицея N 82 (хочет поступать в МФТИ) - не исключил возвращения на работу в родной город.

- Вернуть меня обратно может большой проект, - отметил он и тут же уточнил у главы региона, слышал ли тот что-то о разработках ИПФ РАН, связанных с адронным коллайдером? Никитин в ответ пообещал переговорить с руководством института, чтобы сориентировать Альберта на то, какие специалисты потребуются там в ближайшем будущем.

- В нашем регионе огромное количество вакансий высокого уровня, позволяющих не просто зарабатывать, но менять среду вокруг себя. Будь то научная работа или руководящая. Таких одаренных детей у нас не так уж и много, чтобы им не нашлось достойного места, - заверил Глеб Никитин.

Комментарий

Сергей Борисов, директор экспертного центра "Мера":

- Нижний Новгород - прекрасный город, но две столицы нам никогда не обогнать, да и не стоит к этому стремиться. Вместе с тем у нас должны быть конкурентные преимущества в отдельных областях, как это сложилось в той же физике. Еще с советских времен действует трехуровневая система, каждое звено которой соответствует мировому уровню: 40-й лицей, радиофак университета и Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ). Пройдя три этапа, человек жил и работал с осознанием элитности в хорошем смысле слова. Это престижно и перспективно.

Мне понравилось, что ребята говорили про "Сириус": там среда, где можно развиваться. У нас не хватает таких инкубаторов, в которых юные таланты из белых ворон превращались бы в стаю, которая начинает задавать тон в молодежной среде: что модно, что престижно. Конечно, кто-то будет уезжать, но если здесь будет драйв, то это станет ни к чему.

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*