В Общественной палате провели экспертизу законопроекта о совершенствовании целевого обучения

19.02.2018 301

16 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошла общественная экспертиза законопроекта № 352780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения».

В мероприятии принял участие директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации А.Б. Соболев. Он отметил, что предлагаемый Министерством законопроект имеет сложную структуру и предусматривает «разработку более 10-ти подзаконных нормативных актов».

А.Б. Соболев сообщил, что ещё в прошлом году по заданию Правительства Российской Федерации был сделан «анализ всех договоров о целевом приёме».

– Мы выяснили, что, несмотря на норму закона о необходимости трудоустройства обучающихся студентов, более чем 50 процентов договоров формально вообще не содержали обязательств трудоустройства, не были оговорены даже сроки. Более чем в 40 процентах отсутствуют меры социальной поддержки. Поэтому в течение 2017 года мы разработали и согласовали общую конструкцию законопроекта, – сказал А.Б. Соболев.

А.Б. Соболев указал на разницу между целевым приёмом и целевым обучением и сообщил, что за последние два года Министерство предложило схемы, которые позволяют без целевого приёма обеспечить целевое обучение.

– Как это сделано: студенты-педагоги после второго курса проходят профориентационный экзамен. Если они видят, что собираются свою профессиональную судьбу связывать с педагогикой, они заключают договор о целевом обучении. Там есть определённые меры социальной поддержки, но, самое главное, что в этом договоре есть «трудовой трек»: то есть, договор охватывает не только образовательную часть – 3-4 курс бакалавриата, но одновременно ещё и два-три года трудоустройства с определённой гарантией. Как правило, это субсидии: предоставление субсидий на жильё, ипотеку. Таких студентов-педагогов у нас сейчас довольно много. То есть, в педагогике появилась определённая схема, которая позволяет заменить целевой приём целевым обучением, – отметил А.Б. Соболев.

– Второй эксперимент, который мы развернули три года назад, – это подготовка кадров для ОПК. Начиная с 3-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры, студенты предприятий и вузов, подведомственных Минобрнауки России, заключают официальный договор, в соответствии с которым они  учатся по особым программам, ориентированным непосредственно на работу в конкретных предприятиях. Привлекательным моментом является повышенная стипендия и фактически двойная гарантия правовой безопасности: со стороны вуза и со стороны предприятий, которые обеспечивают более высокое качество программ. Таких студентов мы принимаем порядка 3-х тысяч в год. Эксперимент идёт третий год, и сейчас таких студентов уже порядка 9 тысяч. Они реально работают на предприятиях. По факту в этой части тоже произошёл отказ от целевого приёма и замена его на целевое обучение, – подчеркнул А.Б. Соболев.

Резюмируя, директор Департамента отметил, что принятие закона, скорее всего, «приведёт к тому, что целевой приём уменьшится и станет более эффективным, а целевое обучение будет расширяться всей системой профессионального образования. Именно в этом и была логика законопроекта».

Участники заседания положительно оценили проработанность законопроекта и рекомендовали внести некоторые изменения, касающиеся, в том числе обеспечения достойной оплаты труда студентов, завершивших целевое обучение.

 

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*