Министр образования и науки Ольга Васильева на пресс-конференции в "РГ" рассказала, когда в школе появятся уроки шахмат, зачем нужен устный экзамен по литературе, для чего выпускникам колледжей сдавать демонстрационный экзамен и показывать, чему они научились.
О шахматах и школьных кружках
Я считаю, что один час шахмат с 1-го по 4-й класс должен быть обязательным. Дальше дети могут заниматься в шахматном кружке, и в большинстве школ они уже есть. Недавно мы объезжали сельские школы Чувашской Республики, во многих есть напольные шахматы: дети на переменке или после уроков подходят и играют.
Шахматы - это аналитическое мышление, развитие интеллекта и минимальные затраты в организации занятий. Мы очень плотно работаем с шахматной федерацией, уже есть методики, которые можно использовать в школе.
Вся школьная кружковая работа должны быть бесплатной. Иногда ко мне приходят родители, и я вижу соглашения, которые предлагает им школа. Там есть очень хитрая уловка. Родители на добровольной основе (это всегда особо подчеркивается) хотят подтянуть математику. Школа придумала кружок "Занимательная математика". А дальше родители получают соглашение, где его ребенку рекомендуется 4-5 дополнительных занятий. И выставляется сумма.
В одной из школ я видела расписание внеурочных дополнительных занятий. Там была лекция по русскому языку для 5-6 классов. Дополнительное занятие по русскому языку априори не может быть платным. С этим мы будем очень сильно бороться.
О сочинении и литературе
Три года назад вернули сочинение. Оно далеко от того классического сочинения, что когда-то писали мы с вами. Сочинение введено как ключ, как допуск к ЕГЭ в 11-м классе. В этом году мы вводим в пилотном режиме в 20 регионах устную часть по русскому языку как допуск к экзаменам в 9-м классе. Ученику дается либо отрывок, либо законченный небольшой текст. Девятиклассник читает его, затем идет беседа с преподавателем. Проблема в том, что у нас сегодня большая беда с функциональным чтением: человек читает страницу и не может передать содержание двумя тезисами. Дети часами сидят на дополнительных уроках. Почему? Опять же по той самой причине - потеря функционального чтения. Кстати, это проблема не только наша, российская, а всего мира.
Потихонечку устная литература вернется. Не буду говорить когда, но хочу подчеркнуть, что уже сегодня литература - это письменные развернутые ответы. Но я согласна с тем, что мы лишились возможности говорить. Наши дети косноязычны, мало читают и погружены в информационные сети, в которых проводят огромное количество времени.
Об онлайн-образовании
У нас создано 254 онлайн-курса. Все они сертифицированы. Допустим, студент учится в региональном вузе. Для своей будущей профессии ему необходим курс по композитным материалам. Он заходит на общенациональную платформу "Открытое образование", ищет этот курс, проходит его, сдает экзамен, получает сертификат, и пройденный модуль вуз ему засчитывает. Мы не подменяем живое общение лектора и студентов, лекции, семинарские и лабораторные занятия, мы расширяем традиционное университетское образование.
О колледжах и демонстрационном экзамене
В этом году у нас 59 процентов девятиклассников продолжили обучение в системе среднего профобразования. Вы знаете, что сейчас есть топ-50 перспективных профессий и специальностей. Разработано уже 44 новых профессиональных стандарта, и тысяча колледжей и 58 вузов, которые имеют в своей структуре среднее профобразование, получили лицензии на работу по этим новым стандартам. Федеральный бюджет выделил 74 тысячи 400 мест для тех, кто будет обучаться этим профессиям по новым стандартам.
5 тысяч мастеров производственного обучения из всех регионов прошли повышение квалификации. В регионах открыто 7 образовательных площадок - межрегиональных центров компетенций, куда могут приезжать ребята из соседних регионов вместе с мастерами, преподавателями и знакомиться с лучшими практиками.
Мы планируем, что в этом году 14 тысяч наших студентов колледжей и техникумов сдадут демонстрационный экзамен. В пилотном проекте участвуют 15-20 регионов. Думаю, через год можно сделать такой экзамен обязательным для всех. Но он требует много вложений, надо подтвердить каждую компетенцию.
О третьей смене
У нас есть в школах вторая смена, а в трех регионах еще и третья смена, и потребность в новых местах в школах очень велика. Большее количество школ - это здания, построенные 40-60 лет назад, есть несколько сельских школ, история которых начинается с последней четверти ХIХ века. Конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление и самое главное - создание абсолютно новой среды для школьников.
О модульных школах
Модульные школы есть в нескольких областях, в том числе в Московской области. В регионах Сибири есть проекты для малокомплектных модульных школ, которые начнутся в следующем году. Модульные школы - трансформеры, которые превращаются в определенное пространство, которое необходимо сейчас для школы. Считаю, что это очень хороший и эффективный проект. Но это затратная история. Эти школы дороже, чем те, которые строятся по обычному принципу, хотя с точки зрения архитектуры они не такие роскошные. Но за модульными конструкторами - будущее.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.