В российских вузах учится около 17 тысяч студентов-инвалидов. Но возможности для того, чтобы они получили качественное образование в доступных условиях, есть далеко не во всех университетах.
И дело не только в пандусах и специальных лифтах. Для обучения инвалидов нужны специальные условия и тьюторское сопровождение. Для того чтобы помочь всем вузам учить "особых" студентов, минобрнауки создает в самых успешных из них ресурсные центры, которые разработают методику, адаптируют программы и поделятся своими наработками с остальными вузами. На сегодняшний день в России создано 16 таких центров. Кто и как научит вузы работать с особыми студентами? Где учиться учителю инклюзивной школы? Как учат инвалидов за границей? Об этом рассказывает проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина.
В стране почти 900 вузов. Методические разработки, как учить студентов-инвалидов, есть только в 16. А что делать остальным?
Светлана Алехина: Все ресурсные центры обязаны выкладывать свои методические разработки на портале "Инклюзивное образование". Это условие госзадания, по которому создавались ресурсные центры. Они появились, к примеру, в Вятском и Череповецком госуниверситетах, в педуниверситете им. Герцена, в Южном федеральном университете. За всеми центрами закреплены другие вузы на близкой территории, за которые они отвечают. У Вятского госуниверситета это, к примеру, Удмуртия, Пермский край, Республика Коми. Преподаватели вузов из этих регионов смогут проходить курсы повышения квалификации на базе центра Вятского госуниверситета, получать помощь, участвовать в научных конференциях.
Настоящий бич для инвалида, когда нет лифтов, пандусов, широких дверей, а в аудиториях - ступени. Но ведь многие вузы находятся именно в таких зданиях?
Светлана Алехина: Часть помещений многих университетов - памятники архитектуры и переделки там запрещены. Требования к доступности требуют паспортизации каждого здания. Наш университет тоже столкнулся с этой проблемой. У нас учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата и незрячие студенты. В результате мы адаптировали свои коридоры и аудитории , правда пока не во всех зданиях, для ребят с особыми потребностями.
А как инвалидов учат в университетах за границей?
Светлана Алехина: Для европейских вузов - это норма. Есть службы поддержки, уполномоченные по правам, которые беспокоятся о наличии условий. Студентов принимают на общих основаниях, а потом проводят индивидуальное собеседование и определяют необходимые условия проживания в кампусе. Есть страны, где такой работой занимаются 30-40 лет, технология отработана так, что стала для всех привычной и естественной.
Должны появиться адаптированные программы для студентов. Это что, облегченный вариант обычной программы?
Светлана Алехина:Содержание не упрощается, а подается в доступной форме, в том числе - с учетом новых технологий и дистанционного обучения. В рамках проекта минобрнауки мы адаптировали дистанционные программы по информатике, психологическим и педагогическим наукам, около 40 программ по разным дисциплинам. Больше 75 студентов из 15 разных вузов уже прошли пробное обучением. Чем отличается адаптированная программа от обычной? По сути это индивидуальный подход к каждому студенту в зависимости от его особенностей здоровья, позволяющий получать знания дистанционно.Наши программы доступны для студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
В инклюзивных школах учится больше 160 тысяч детей с особенностями развития. Где учителям можно получить знания?
Светлана Алехина: Педвузы начали подготовку студентов по инклюзивному образования. Работающих учителей обучаем, прежде всего - на курсах дополнительного профобразования. У нас в университете мы предлагаем 14 программ дополнительного профобразования. Есть программы и по инклюзии, которые рассчитаны на 72 часа. Чаще всего за педагогов платят школы, но есть и учителя, которые готовы сами платить за свое образование.
Школам, которые учат инвалидов, прибавят денег. Коррекционные школы, школы - интернаты и обычные школы, которые работают по адаптированным программам и учат детей-инвалидов, получат дополнительные средства на оборудование помещений, ремонт, покупку нужной техники и пособий по программе "Доступная среда". Список утвержден в минобрнауки. В нем 1823 школы из всех регионов страны. В Москве, например, в программу попали 18 школ и школ-интернатов, в Санкт-Петербурге - 56, в Башкортостане - 36. Программа "Доступная среда" продлится до 2020 года. Для каждого ведомства определены свои задачи и указано финансирование. Минобрнауки по этой программе получит в 2018 году 1 млрд рублей.
Школа - 617 тысяч ( но особые условия нужны почти 1 млн.)
Колледжи, техникумы - 12, 5 тысяч
Вузы - 17 тысяч.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.