Совершенствование подготовки кадров и формирование человеческого капитала для большинства стран сегодня являются приоритетными задачами. Минобрнауки России предпринимает большие усилия по повышению конкурентоспособности на мировом рынке российского образования в целом, а также отдельных университетов.
Выполняя указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", министерство разработало план мероприятий по развитию ведущих университетов. Разработаны также меры их государственной поддержки. Оба документа утверждены правительством и являются основой для реализации Проекта 5-100. Цель проекта - повышение престижности высшего образования, появление в стране современных университетов-лидеров, не только соответствующих самым высоким международным стандартам, но и способных эти стандарты задавать. Проект 5-100 нацелен на вхождение российских вузов в топ-100 ведущих мировых рейтингов.
В проекте участвует 21 вуз, в которых обучается более 360 тысяч студентов. Правительство РФ с 2013 года предоставляет государственные субсидии ведущим университетам, отобранным на конкурсной основе. Перед ними поставлены конкретные задачи: нарастить исследовательский потенциал и производство интеллектуальных продуктов мирового уровня; обеспечить интернационализацию всех областей деятельности и развитие инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, менеджеров и студентов; развивать инновационный подход к подготовке кадров; поднять свои образовательные программы до мирового уровня. Для их решения вузы, в частности, совершенствуют структуру и содержание образовательных программ, осваивают новые методики преподавания, взаимодействуют с российскими и международными высокотехнологичными компаниями и выстраивают модели институциональных партнерств с ведущими научно-образовательными центрами, развивают программы массовых открытых онлайн-курсов (МООК).
Все участники Проекта 5-100 реализуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в самих университетах. Начиная с 2013 года вузы-победители реализовали уже 3926 таких проектов, из них только в 2016 году - 1466. Лидерами по числу проектов являются Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (977 проектов) и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (823 проекта).
Так, основными партнерами СПбПУ в 2016 году были предприятия "Газпрома", "Северсталь", "Силовые машины - ЛМЗ", "Электросила", "Шлюмберже", а также зарубежные компании Huawei Technologies Co, Bosch, Ataxion, Inc. Airbus, Nokia - Philips Electronics Nederland B.V./Royal Philips, FORD Motor Company, The Boeing Company и др. В НИТУ "МИСиС" сотрудничают с НПО "Сатурн", компаниями LG ELECTRONICS INC, "АЛРОСА", Jinzhou Shenghe Power Electronic Co., Ltd и др.
Не отстают от лидеров и другие университеты. Например, в Дальневосточном федеральном университете (Владивосток) реализуется опытно-конструкторский проект цифровой лаборатории Humaniora Print, целью которого является производство инновационной медиапродукции. По заказу "Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" здесь разрабатывают проект роботизированного комплекса по производству литых деталей из магниевых сплавов. В Казанском (Приволжском) федеральном университете сотрудничают с датской компанией "Хальдор Топсе", разрабатывая серию катализаторов дегидрирования, которые являются важнейшими компонентами в производстве резин, каучуков и полимеров. В Самарском национальном исследовательском университете им. акад. Королева сотрудничают с такими предприятиями, как "РКЦ "Прогресс", "Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева", "Авиастар-СП", "НПО "Андроидная техника", "Конструкторское бюро химического машиностроения им. A.M. Исаева", филиал "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", "Самара - Информспутник" и многими другими. И подобные примеры есть в каждом вузе, который участвует в Проекте 5-100.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое распространение Интернета привели к качественному изменению образовательных технологий, используемых в мире. Самой популярной моделью становится модель смешанного обучения. В ней наряду с очным образованием широко используются электронные средства обучения: онлайн-курсы, интерактивные практикумы и лабораторные работы, средства компьютерного моделирования и тренажеры.
Участники Проекта 5-100 большое внимание уделяют повышению качества образования. В их арсенале - запуск онлайн-курсов на международных e-Learning (Coursera, edX и т. д.) и российских (Универсариум, "Открытое образование" и др.) площадках. А также создание и внедрение образовательных программ на иностранных языках (главным образом на английском) - всего с 2013 года уже разработано более 500 подобных программ. Многие образовательные программы вузы создают и внедряют в партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями. За годы проекта их уже внедрено более 1050, более 570 - в партнерстве с зарубежными университетами и научными организациями.
Дистанционные программы Томского государственного университета, к примеру, гибко сочетают различные цифровые и педагогические технологии для решения образовательных задач. "В онлайн-обучении и массовых открытых онлайн-курсах мы делаем ставку на социогуманитарные и естественно-научные курсы на русском и английском языках, - рассказывает директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. - Стараемся занять свою нишу, работая с локальным сибирским материалом. За полтора года на МООК ТГУ пришли более 120 тысяч слушателей из 178 стран мира. Из них около 55 процентов впервые услышали о существовании нашего университета".
"Наш вуз имеет большое количество технических направлений подготовки, поэтому мы поставили целью создание курсов по техническим дисциплинам с формированием и оценкой результатов обучения, которые требуют практической работы, а не стандартных тестовых подходов, - комментирует директор Института технологий открытого образования Уральского федерального университета Василий Третьяков. - Активно развиваем сетевое взаимодействие между университетами. Есть и примеры интеграции онлайн-курсов в основные образовательные программы".
Интересные примеры есть и во многих других вузах - участниках проекта. В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ за три года подготовлено 19 курсов, размещенных на платформе Coursera, и 5 курсов, размещенных на платформе edX. В дистанционных образовательных программах Новосибирского госуниверситета о современных научных достижениях рассказывают их авторы - известные ученые с мировым именем. Например, курс "Основы вирусологии" преподают специалисты, участвовавшие в ликвидации эпидемии Эбола в Африке. А курс "ГМО: технологии создания и применение" преподают молодые, но уже добившиеся научных успехов исследователи, показывающие не только результаты, но и "кухню" своей работы прямо в лаборатории. Аналогов этим программам нет, а курс по генетически модифицированным организмам вообще первый подобный в мире.
Современные российские вузы постепенно становятся центрами развития инноваций, создания новых технологий и новых секторов экономики, формирования качественной социальной среды в своем регионе. Проект
5-100 содействует их развитию: в университетах создают новые образовательные программы, применяют новые стандарты в обучении и используют новых технологии, запускают совместные научно-технологические проекты, проводят исследования и разработки. В результате растет качество образования в стране, совершенствуется профессиональный уровень кадров, что является необходимым условием для успешной модернизации экономики страны.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.