Комплекс морских и наземных исследований провели члены экспедиции «Арктический плавучий университет»

02.08.2017 288

28 июля девятая совместная экспедиция Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ), Росгидромета и Русского географического общества «Арктический плавучий университет» вернулась в Архангельск. Рейс продлился 20 суток. Программа работ ученых и студентов была посвящена изучению Земли Франца-Иосифа. Участники экспедиции побывали на мысе Желания, островах Галля, Хейса, Джексона, Рудольфа, Гукера, Нортбрук и Белл.

Экспедиция осуществлялась на научно-исследовательском судне Росгидромета «Профессор Молчанов». Руководство экспедицией обеспечивал директор Арктического центра стратегических исследований САФУ К.С. Зайков.

Участие в экспедиции приняли 58 человек из России, Болгарии, Швейцарии, Кубы, Нидерландов, Франции и Германии. Ученые и студенты проводили изыскания в области гидрометеорологии, гидрологии, биологии, геологии и археологии.

Ученые САФУ во время экспедиции провели первые исследования в рамках работы над мегагрантом по разработке методологии мониторинга, оценки прогнозирования и предупреждения рисков, связанных с переносом биологическими путями высокотоксичных загрязняющих веществ, способных накапливаться в пищевых цепях и распространяться в арктических экосистемах.

В ходе экспедиции было зафиксировано 30 тысяч птиц, представляющих 21 вид. Ученые наблюдали за четырьмя видами популяций птиц, занесенных в Красную книгу, и отметили значительное увеличение их гнездования в российском секторе Арктики.

- Мы обнаружили чернобрового альбатроса - это птица, занесенная в Красную книгу и обитающая в южной Атлантике. То, что она внезапно появилась в высоких широтах - важное открытие, - сообщил руководитель экспедиции К.С. Зайков.

Данные, полученные в ходе экспедиции «Арктического плавучего университета», будут обрабатываться и анализироваться, информация о ее результатах будет опубликована уже осенью этого года.

Планируется, что работа экспедиции по изучению изменений климата продолжится и в следующем году.

Справочно

В 2017 году экспедиция «Арктический плавучий университет» вошла в план мероприятий Года экологии в России и носила название «Arcticum Incognita».

Основная задача проекта – получение новых знаний о состоянии и изменениях окружающей среды Арктики, необходимых для обеспечения устойчивого развития региона и сохранения его экосистемы.

Экспедиция 2017 года стала логическим продолжением научных работ, проведенных экспедицией «Арктический плавучий университет» в Белом, Баренцевом и Карском морях в 2012 – 2016 годах.

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации