23 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ – заместитель министра образования и науки России Л.М. Огородова и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко, а также председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С. Максимов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак, руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.
Координационный совет как консультативный орган при Минобрнауки России обеспечивает взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования. В состав совета входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.
В рамках заседания Координационного совета в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого были подведены первые итоги и определены мероприятия по дальнейшему развитию федеральных учебно-методических объединений (УМО).
Заседание открыла заместитель министра образования и науки РФ Л.М. Огородова. Она отметила, что несмотря на развитие образовательной системы, ее главная задача остается неизменной – обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерными кадрами.
- Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка. В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников – это порядка 1,25 миллиона человек, - сказала Л.М. Огородова.
Данный показатель составляет 29% от общего объема высшего образования в России.
О специфике Санкт-Петербурга, где научно-образовательная сфера является градообразующей и 18% активного населения города связано с наукой и профессиональным образованием, рассказал на заседании Координационного совета председатель Комитета по науке и высшей школе А.С. Максимов. Он также констатировал, что в последнее время фиксируется рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, и повышение среднего балла ЕГЭ.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. Рудской отметил, что взаимодействие Координационного совета с федеральными учебно-методическими объединениями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать.
- Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное – эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации, – подчеркнул А.И. Рудской.
Повестка заседания Координационного совета началась с рассмотрения актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Докладчиком по этому вопросу выступил ректор СПбПУ А.И. Рудской. Он отметил, что сейчас в профессиональном сообществе идут поиски наиболее оптимальных форм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реформирования государственной системы научной аттестации.
- Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу, - сказал А.И. Рудской.
В связи с этим А.И. Рудской предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени доктор инженерии (EngD). Введение новой степени позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы.
Следующим на повестке дня стоял вопрос о разработке ФГОС ВО 3++ и примерных основных образовательных программ. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко подробно рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов.
Предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. Боровкова стала разработка примерных основных образовательных программ.
- Так как процесс разработки новых профессиональных стандартов и обновление действующих является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, то Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ, - уточнил А.И. Боровков.
Непосредственно о результатах разработки примерной основной образовательной программы на основе предложенного макета на заседании рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С. Юхин.
В рамках заседания были также сделаны сообщения о развитии системы федеральных УМО. Текущую ситуацию по данной тематике проанализировали первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета А.А. Волков. С докладом «Киберфизические системы – стандарты и подготовка кадров» выступил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р. Агамирзян.
По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» было принято решение по каждому из вопросов, стоявших на повестке дня.
После завершения заседания для гостей была проведена экскурсия по Научно-исследовательскому корпусу с посещением Суперкомпьютерного центра «Политехнический».
Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.