«Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственной практики» в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

27.04.2017 372

25 апреля 2017 года в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» состоялся педагогический совет на тему: «Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственной практики». Рабочая группа педагогов по подготовке педагогического совета всесторонне изучила проблему профессионального становления студентов колледжа и представила для обсуждения коллег в контексте с обозначенной проблемой информацию по следующим вопросам:

-Оптимизация профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственного обучения (заместитель директора по производственной работе Г.А. Никиточкина);

-Практика «Введение в специальность» - первый шаг на пути профессионального самоопределения (преподаватель кафедры иностранных языков, руководитель подгруппы студентов на психолого-педагогической практике И.А.Мельникова);

-Летняя практика – этап активного личностного становления будущих педагогов (руководитель практики по специальности «Физическая культура» С.А.Прохоренкова);

-Практика пробных уроков и занятий как составная часть профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа (руководитель практики по специальности «Преподавание в начальных классах»  Ю.Л.Карелина);

-Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе преддипломной практики (студенты специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Седых Елизавета, Маслова Ольга).

Актуальность проблемы развития профес­сионального самосознания будущего педагога оп­ределяется спецификой педагогической деятель­ности в современном мире, которая в условиях информатизации общества, развития новых тех­нологий и высокой конкуренции на рынке труда требует от личности ответственности, адекват­ной оценки себя как профессионала и способнос­ти к дальнейшему самообразованию и самореа­лизации.

В основном докладе по теме педагогического совета был сформулирован следующий тезис: движущей силой становления про­фессионального самосознания будущего педагога является противоречие между представлениями о профессии и её реальной сущностью, с одной сто­роны, и между представлениями о себе как субъек­те предстоящей профессиональной деятельности и своими реальными возможностями - с другой.

Разобраться в этих противоречиях, увидеть в себе субъект предстоящей профессиональной деятельности (или не увидеть вовсе) помогает, на наш взгляд,  четкое функционирование следующих систем:

-системы профессионального воспитания, в том числе в рамках работы Центра содействия трудоустройству;

-системы элементов дуального обучения, системы сетевого взаимодействия и всестороннего партнерства в процессе профессиональной практики.

Практика, наряду с теоретическим обучением, формирует у студента опыт профессионального поведения как «высшей культурной формы поведения», личностное знание, умение самостоятельно проектировать, реализовывать, анализировать и оценивать свою собственную деятельность. Педагогическая практика завершает процесс обучения по дисциплинам предметной подготовки, являясь связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой, одной из основных форм профессионального становления студентов, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.  К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях. Многообразие видов практики, её разносторонность, непрерывность, комплексность обеспечивают логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, дают возможность студентам колледжа овладеть профессиональными компетенциями в соответствии с получаемой специальностью.

О роли практики в своем профессиональном становлении говорила Изотова Наталья Ивановна, молодой специалист, воспитатель МБДОУ - детский сад №1 комбинированного вида г. Орла, выпускница 2015 года БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» специальности «Дошкольное образование». Наталья отметила, что ей было легко адаптироваться к коллективу и рабочему месту, т.к. она три года обучения в колледже проходила все виды практики именно в детском саду №1 г. Орла. Ее отношение к детям, профессии, теоретическая и специальная подготовка были замечены администрацией образовательной организации, вследствие чего Наталья Ивановна получила приглашение на работу по окончанию колледжа. На сегодняшний день молодой специалист ведет активную профессиональную деятельность, прошла аттестацию на 1 квалификационную категорию. В своем выступлении выпускница поблагодарила педагогический коллектив за качественную подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности.

Накануне педагогического совета рабочая группа провела разноплановый и всесторонний социальный опрос среди студентов. На педагогическом совете были представлены в форме таблиц, диаграмм результаты анкетирования, тестирования и устного опроса. Представленная информация вызвала неподдельный интерес у преподавателей, в результате ее обсуждения был сформулирован вывод:  необходимо проведение целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов, т.к. только при правильном руководстве можно избежать ошибок в становлении адекватных представлений о профессиональной деятельности, ценностного отношения к детям.

Деловое общение коллег в ходе заседания педагогического совета позволило выработать решения, направленные на индивидуально-профессиональное развитие студентов в период прохождения педагогической практики; на корректировку содержания и методики проведения практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам, специальным дисциплинам, частным методикам; на усиление роли социальных партнеров в вопросах организации производственного процесса, оценки качества профессиональной подготовки студентов колледжа.

 

Источник: БПОУ ОО "Мезенский педагогический колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*