Стратегические задачи в развитии российской и мировой системы оценки качества образования обсудили эксперты, собравшиеся на круглом столе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Создание единой системы оценки качества образования», который прошел в пятницу в рамках Московского международного салона образования (ММСО).
Открывая круглый стол, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о Единой системе оценки качества образования в России (ЕСОКО) и задачах, которые ставит перед системой образования анализ данных, полученных с помощью ЕСОКО.
«Очень важно, чтобы результаты исследований и оценочных процедур в образовании использовались для развития качества образования, а не служили неким элементом административного воздействия. Мы разработали такую модель - сейчас она обсуждается с Минобрнауки России - как использовать результаты оценочных процедур в системе повышения квалификации педагогов. Оценочные процедуры должны выявлять те проблемы, которые есть, и дальше с ними нужно работать, а не просто выстроить рейтинг школ, учителей и непонятно, что дальше с этим делать», - сказал Сергей Кравцов.
В качестве успешного примера работы с результатами оценочных процедур глава Рособрнадзора привел проект «Я сдам ЕГЭ», который помог за год почти в 3 раза сократить число выпускников из регионов СКФО, которым не удалось преодолеть минимальные пороги баллов для получения аттестата на ЕГЭ по русскому языку и математике.
Еще один проект по повышению качества образования на основе использования результатов оценочных процедур был запущен по итогам анализа результатов ЕГЭ 2016 года. В каждом регионе России было отобрано два-три муниципалитета с низкими результатами, сейчас ними целенаправленно работают региональные институты повышения квалификации педагогов.
Сергей Кравцов особо отметил важность участия России в международных сопоставительных исследованиях качества образования и анализа факторов, которые помогли добиться успеха странам, занимающим, по данным этих исследований, лидирующие позиции в образовании.
«Участие в международных исследованиях - не самоцель. Важно понимание ситуации, какие есть проблемные вопросы в образовании в мире, над чем нужно работать. Нам важно участвовать в этих исследованиях, анализировать их результаты и изучать опыт лучших стран, которые показали максимальные результаты, таких как Сингапур, Южная Корея, Япония», - отметил Сергей Кравцов.
По его словам, анализ систем школьного образования в этих странах показал, что все они имеют схожие факторы успеха: наличие единого базисного минимума содержания образования, объективное независимое оценивание знаний школьников по всем предметам и классам, качественные учебники, объективные процедуры аттестации учителей и назначения директоров школ. «Внедрение этих условий не требует каких-то больших средств. Это те требования, которые мы в своей системе образования можем реализовать, и постепенно мы это делаем. Мы должны идти в сторону объективности и честности всех процедур», - заявил глава Рособрнадзора.
Директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер представил в своем выступлении новые подходы к оценке качества образования, на примере международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment).
Он подчеркнул, что PISA оценивает не столько усвоенные учащимися знания, сколько умение творчески решать задачи и проблемы. «Один из наиболее сложных элементов – исследование не только уровня знаний, но и навыков, а также ценностей, которые привносятся с помощью системы образования», - отметил Андреас Шляйхер.
Глава образовательного департамента ОЭСР напомнил, что в рамках PISA 2015 года особый акцент был сделан на изучении социальных навыков школьников - их умения работать в группе, решать поставленные задачи коллективно. В исследовании 2018 года будут изучаться глобальные компетенции – умение оценивать и анализировать происходящее вокруг и использовать эти данные при принятии решений. В рамках исследования 2021 года акцент будет сделан на изучении креативных навыков.
«Важно также, чтобы учащиеся сами умели искать пути решения задач, без помощи учителя. Это – будущая задача оценочной системы», - добавил Андреас Шляйхер.
Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.