Василий Третьяков: Новая площадка станет единым каталогом для онлайн-курсов с разных платформ в режиме "одного окна”. Плюс - даст достоверную информацию об их качестве. К примеру, выбираешь сопромат от МИСиС и "Открытого образования", а в соседней вкладке - "Историческую географию" от ТюмГУ на Лекториуме, ну и на "закуску" слушаешь "Основы психолингвистики" от МПГУ на Универсариуме. При этом все курсы будут проходить через очень серьезную экспертизу у ведущих специалистов и содержать реальные отзывы студентов и преподавателей, которые с этими курсами работают.
Новый сайт-площадка "Современной цифровой образовательной среды" будет связан с информационной системой вузов?
Василий Третьяков: Мы хотим ввести электронные сертификаты о прохождении онлайн-курса. Студентам больше не нужно будет ждать идущий по почте бумажный документ, чтобы получить зачет. Кроме того, у молодых специалистов появится цифровое портфолио, которое станет серьезным преимуществом при приеме на работу. И вся эта информация будет напрямую попадать в информационные системы вузов, где учится студент, что позволит избежать ошибок и экономить время.
Когда стартуем?
Василий Третьяков: Техническая реализация проекта и подключение первых онлайн-площадок начнется в сентябре 2017. Первый этап охватит вузы, а в 2018 году к проекту подключатся школы и ссузы. По нашим расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн студентов и школьников.
Этот проект скопирован с платформы "Открытое образование", запущенной ведущими российскими вузами полтора года назад?
Василий Третьяков: "Открытое образование" - пилотная платформа, финансируемая самими вузами из внебюджетных источников. За 1,5 года на ней опубликовано более 150 онлайн-курсов, которые проходили более 300 000 человек из 20 стран. При этом в 60 университетах по всей России появилась реальная практика зачета результатов онлайн-обучения.
А "Современная цифровая образовательная среда" - это приоритетный национальный проект, курируемый Минобрнауки. Его задача - в том, чтобы вузы, ссузы и школы смогли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты. То есть, бюджетные средства пойдут не на создание контента, а на решение технических и методических вопросов. Цель - помочь всем платформам онлайн-обучения интегрировать свои курсы в государственную систему образования.
То есть курс - на тотальный онлайн?
Василий Третьяков: В перспективе ближайших 2-3 лет онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры. А студенты получат возможность выбирать, в каком университете они хотят изучать ту или иную дисциплину, независимо от вуза поступления. Но это не значит, что все начнут учиться только по Интернету. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким и в перспективе поменять лекции, например, на проектную работу. То есть, всю теорию можно будет получить в режиме онлайн, а на парах активно собирать, к примеру, нового робота. При этом студенты, работая в команде над проектом, будут сами выбирать те курсы, которые позволят им решить практические задачи. Например, "Теория решения изобретательских задач" или "Самоменеджмент”. Конечно, такой выбор должен быть предоставлен с учетом требований ФГОС.
Кстати, "Самоменеджмент" стал самым популярным курсом Уральского федерального университета: его прослушали более 25 тысяч человек. Он помогает эффективно организовать время и распределить силы на учебу, преподаватели активно рекомендуют его студентам. При этом нас очень радует и высокий интерес к инженерным направлениям, ведь в создание технических онлайн-курсов приходится серьезно вкладываться: в них обязательны виртуальные лаборатории и тренажеры для практики.
Не сократится ли из-за такого онлайна штат преподавателей или число слабых региональных вузов?
Василий Третьяков: Региональные вузы никуда не денутся, но их модель работы, как и в ведущих, может измениться. Те университеты, где в аудиториях студенты будут вынуждены слушать лекции в старом формате, скорее всего, потеряют своих абитуриентов. В то же время, онлайн-обучение даст возможность каждому вузу в рамках существующих объемов финансирования стать более привлекательным для студентов и более эффективным с точки зрения формирования нужных рынку труда компетенций.
"Один из национальных приоритетных проектов посвящен развитию онлайн образования, и я хочу сказать, что в России с этим не все хорошо, - заявила заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова на "Неделе медицинского образования" в Первом МГМУ имени И. М. Сеченова. - Очень много различных групп, которые были приобщены к развитию интернет-ресурсов, скомпроментировали эту тему в России. Многие продукты зачастую не имели требований и оценки качества, и, конечно никакого отношения не имели к учебным программам и планам конкретного учебного заведения. Кроме того, в России отсутствовала нормативная база, которая позволяла в сетевом формате работать по освоению курсов на базе онлайн образования. Ценность онлайн образования состоит в том, что вузы, в которых отсутствуют какие-то курсы и программы подготовки, могут заимствовать это в других университетах. Для этого сегодня мы развиваем целую группу университетов-лидеров".
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.