14 февраля в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция на тему: "Каким будет ЕГЭ по литературе". В пресс-конференции приняли участие Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, профессор Российского гуманитарного университета; Сергей Зинин, ведущий научный сотрудник ФГБНУ "ФИПИ", руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по литературе; Екатерина Баркина, учитель русского языка и литературы школы №1269 г. Москвы.
Сергей Зинин отметил, что все нововведения планируется внедрять с 2018 года, если апробация будет эффективной, и будет принято решение принять модель к исполнению. В этом году выпускники будут сдавать ЕГЭ по литературе по старым правилам.
"Ушли простейшие тестовые задания, мы их вывели из формата экзамена. Они не очень-то и мешали экзамену, их было немного, и это не были задания с выбором ответа, когда нужно было выбирать из готового, - рассказал руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов. - Это были задания с кратким ответом, требующие совершенно четкого однозначного ответа. Но, тем не менее, они выработали свой ресурс. Они уже достаточно легко выполняются. В школе они уже стали традиционными, такой тренинг такого рода в текущем контроле. Дети с ними справляются. Дифференцирующей силы они уже не имеют. Поэтому в силу своего износа они могут быть исключены из экзамена, а их функции частично перейдут к оставшимся заданиям. То есть проверка знания литературных фактов, художественных средств, и т.д".
Сергей Зинин заверил, что экзамен не усложнится. По сути, все останется, как было, но у экзаменуемого будет больше выбор заданий. Четыре кратко связанных ответа, адресованных конкретному тексту и полноформатное сочинение - вот виды заданий. При этом каждому конкретному тексту будет предложено несколько вопросов, и ученик сможет выбрать свой. Появилась вариативность не предлагаемого материала, а самих вопросов к нему. "Это дает возможность проявить себя выпускнику как творческому читателю", - объясняют разработчики.
"Задание даже несколько упрощено на сопоставление, на литературный контекст. Это когда нужно произведение, проанализированное на экзамене, сравнить еще и с другими произведениями по сходным мотивам, темам, проблематике, и т.д. Раньше нужно было два произведения, и при желании подобрать больше аналогий, теперь одно, но зато вглубь и более основательно. Навык проверяется тоже, но качественно задание в каком-то смысле улучшилось, - рассказал на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты" Сергей Зинин.- Наконец сочинение. Оно сохранилось. Оно всегда было в ЕГЭ. Все расхожие анекдоты, в том числе, увы, и журналистские подчас, на протяжении существования ЕГЭ о том, что на ЕГЭ спрашивают какие-то мелкие детали, спрашивают, сколько пуговиц было на сюртуке у героя, какого цвета у него были глаза. Это все был миф, это были именно анекдоты, не более того.
Нынешняя модель ЕГЭ по литературе предполагает три темы сочинения. А по новой форме их будет уже четыре, и в темах будет учитываться не только литературная эпоха, но и сам жанр работы.
По данным разработчиков, в первичной апробации приняли участие более тысячи участников из 60-ти образовательных организаций разных типов 13-ти субъектов Российской Федерации, среди которых Калининградская область, Костромская область, Красноярский край, Москва, Нижегородская область, Республика Бурятия, Татарстан, Санкт-Петербург, Тверская область.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак заявил, что можно было бы много говорить о достоинствах и недостатках системы контроля, но ЕГЭ это "лучшее из возможных зол". "Посмотрите, что происходит с рейтингованием в университетах. Я 33 года в университете преподаю, я вижу, что у всех университетов созданы целые подразделения для того, чтобы нужные цифры создавать. Процесс выработки нужных индикаторов и критериев абсолютно подменяют собой учебный процесс. Посмотрите, что произошло с аспирантурой. Это катастрофа абсолютная, когда копируя зарубежные образцы, мы аспирантуру превратили в новый уровень образования. Это свидетельствует о том, что вообще-то недостатки, которые присущи этой системе, выходят далеко за пределы этой частной проблемы, - констатировал профессор. - В целом меня очень привлекают публичные обсуждения. Я считаю, происходит новый этап обсуждения без каких-то битв, бичеваний, послаблений и уничтожений, а спокойное, деловое, четкое обсуждение со статистическими итогами, которые уже вовлекаются в совершенствование системы контроля. Я считаю, это позитивный момент. Я одобряю усилие нынешнего Министерства образования и науки, потому что налицо гораздо более взвешенный подход к тому, что происходит в частности в системе контроля преподавания литературы. Гораздо более страшной непереносимой революции сейчас не дай бог, был бы полный отказ от системы контроля, и возвращения к тому, что уже навсегда осталось в прошлом. Те шаги, которые предприняты, в целом, кажутся мне приемлемыми и правильными".
Екатерина Баркина обозначила "боль" учителей русского языка и литературы - катастрофически маленькое количество часов по литературе. "Только вдумайтесь 5, 6, 7, 8 класс - это 2 часа в неделю. В 9 классе - 3 часа в неделю, в 10 классе, если администрация подарит, то это 4 часа в неделю. Литературы объем таков, что за такое количество времени невозможно качественно это изучить. В 10 классе прочитаем Евгения Онегина и Анну Каренину, есть и такая точка зрения, но мне кажется, надо золотую середину найти между тем, что мы изучаем, огромный объем произведений в перечислительном порядке. У нас нет порой времени, для того чтобы чутко отнестись к слову, которое дети не видят в произведении. Они не умеют с ним работать, и поэтому им так тяжело писать маленькие сочинения по литературе, которые в модели ЕГЭ существуют, и в предыдущих моделях тоже были заложены", - пояснила Екатерина Баркина.
По мнению учителя, у разработчиков заданий ЕГЭ по литературе очень сложная задача - создать модель, которая бы адекватно отражала, чему ребенок научился за 11 лет пребывания в школе, как он умеет анализировать литературное произведение, умеет его чувствовать, понимать, и что он для себя вынес из него.
"Безусловно, это оптимизированная модель, она более эффективна, - заявила Екатерина Баркина. - Но с точки зрения существующих проблем в литературе, в преподавании литературы, в методике, в наполнении федеральных государственных образовательных стандартов, в том, каким образом эта информация попадает к нам в школу, я считаю, есть довольно большая пропасть. Далеко не все учителя литературы разделяют данную модель и вообще ЕГЭ по литературе. Потому что научить написать эти маленькие сочинения и одно большое - это сложно. Стоит ли вводить устную часть по литературе? Во всем должно быть чувство меры. Все прекрасно знают о том, что устная часть есть в иностранных языках, это по времени затратная процедура. Конечно, надо учиться говорить. Надо каким-то образом устно эти испытания вводить. Но это нужно делать в рамках школы. Надо школе больше доверять".
Источние: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.