Министр образования Ольга Васильева: не надо стыдиться гордости за страну

10.11.2016 183

О патриотизме, причинах агрессии среди детей и «правильных» педагогах в эксклюзивном интервью главному редактору еженедельника «Аргументы и факты» Николаю Зятькову рассказала Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.

Николай Зятьков, «АиФ»: Ольга Юрьевна, вы много занимались вопросами патриотизма как учёный и педагог, неодно­кратно выступали с лекциями. Но порой учителя признаются: из воспитания патриотизма выходит одна формальность и письменные отчёты…

Ольга Васильева: Юношеству свойственно гореть. С возрастом эта искра потихонечку затухает. Самое главное для школы - заложить в сознание детей вопросы: «Для чего я?», «Зачем нужно всё, что я знаю и умею?». Выступая перед студентами, я часто приводила такой пример. Вот почему во время Великой Отечественной войны даже у самого простого молодого человека открывались фантастические духовные и физические возможности, которые двигали его по тяжёлым дорогам войны, вели к подвигу, на который его никто - заметьте! - не принуждал? Такими наших людей воспитала советская школа. Вы знаете, насколько сильно развито патриотическое воспитание в Америке? Так, каждый класс обязан посетить в Вашингтоне мемориал погибшим во вьетнамскую войну солдатам и офицерам. Дети из каждого штата подходят к списку своих земляков, и им рассказывают об этих людях. Несколько лет назад я тоже посетила этот мемориал. И когда я в группе таких же иностранцев спускалась к мемориалу, тихо разговаривая, один мальчишечка лет 13-14 почти автоматически, взглянув на нас, приложил палец к губам, призывая к молчанию. Увы, но, наверное, я ещё долго буду ждать, когда у Вечного огня какой-нибудь мальчишка вот так же сделает мне замечание...

- То есть научить любить Родину под силу каждой стране?

- Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится. А что касается отчётов… Педагогу не стоит делать что бы то ни было, если он в это не верит. Детей нельзя обмануть - фальшь они чувствуют сразу. Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны не­устанно напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться. Творения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться.

Наш характер

- Согласен. Когда общаюсь с Валерием Гергиевым или Денисом Мацуевым, они не устают повторять: несмотря на санкции и негативное отношение к стране, всё равно наши достижения бесспорны, их признают все...

- Бесспорно и то, что русский характер отличается от всех других. В этом я как историк твёрдо уверена. Та самая загадочная русская душа - вовсе не фантастика. И она не изменилась ни на йоту, несмотря на катаклизмы нашей истории. Наши сегодняшние дети другие, им многого недодали - и с нас ещё за это спросят будущие поколения. Но вопреки всему они такие же хорошие, может быть, даже лучше, чем мы. Когда мы сами были детьми, нам дали возможность прикоснуться к шедеврам мировой литературы, русской и советской классики. Не было, наверное, ни одной школы в стране, которая бы не побывала в Москве или Ленинграде. Сейчас сотни, тысячи детей не бывали не только в столице, они и свой край-то родной толком не знают. Почему взрослые решают, что нужно детям: какие книжки читать в школе, какие предметы включать или убирать из школьной программы? Мы детей не спросили! А просто лишили, и всё. Недавно посещала один из региональных технопарков, где детки занимаются робототехникой, компьютерной графикой и т. д. Заходим в класс, где 9-летний мальчишка (видно, самый активный, глаза горят) начинает показывать свой клип на основе комиксов. Разговор зашёл о любимых книжках. Ребёнок несколько минут вспоминал, потом всё же назвал «Дубровского». Ещё несколько минут понадобилось на то, чтобы вспомнить, кто его написал, кто его главные герои, - уже с помощью одноклассников. А ведь этот мальчик  почти отличник очень хорошей городской школы.

- В последнее время мы наблюдаем немало положительного в сфере образования. Но один из самых больных вопросов - зарплата педагогов - решается медленно. Как можно требовать качественной работы, если нет адекватной оценки твоего труда? Когда кто-то из руководителей озвучивает некие цифры учительских зарплат, к нам приходит шквал писем от возмущённых читателей - они таких денег и не видели… 

- Мы считаем среднюю зар­плату по стране, суммируя средние по регионам,  а они могут быть очень разные. И в этом есть некое лукавст­во. Сейчас зарплата учителя состоит из основной части и стимулирующей. Причём первая часть во многих школах была мизерной, а величина второй зависела от решения директора. А тут, увы, принцип справедливости иногда подменяется личным отношением. Поэтому мы закрепили новые правила: 70% зарплаты учителя - это базовая часть, которая не зависит ни от чего, а 30% - стимулирующие доплаты за особые успехи. Более того, мы обдумываем возможность ввести порядок, когда зарплата директора школы не может быть в десятки раз выше средней зарплаты преподавательского состава. Такое уже есть в высшей школе: зарплата ректора не должна по закону более чем в пять раз превышать среднюю преподавательскую. Механизм начисления должен быть абсолютно прозрачным, чтобы каждый понимал, за что и сколько он получает. С теми, кто не будет выполнять эти правила, мы будем поступать очень жёстко.

Учите делать добро

- Но как вы будете спрашивать, если администрации школ и вузов вам напрямую не подчиняются? Они подчиняются муниципалитетам, а те - губернаторам… 

- Федеральные вузы подчиняются министерству жёстко. Что касается школ, то дейст­вительно, управление ими в 90-е было передано в регионы. Сейчас у нас появилась возможность выстроить более жёсткую вертикаль власти. Тогда мы сможем не просто рассматривать заработную плату или что-то там рекомендовать школам в плане образования, учебников и т. д., но и спрашивать с них. И это на самом деле первая наша задача. 

- Уровень агрессии среди подростков зашкаливает: живодёрст­вом занимаются, друг друга избивают. Что с этим д­елать?

- Могу точно сказать: чудовищные по своей жестокости поступки, когда девушки истязают животных и выкладывают это в Интернет, считая себя героями, ещё 20 лет назад были невозможны. Я глубоко убеждена: ожесточение связано с тем, что современные дети обделены родительским вниманием. Любая жестокость - это вызов подрост­ка, его ответ на что-то. Она не возникает просто так, на пустом месте или от вредности характера. Среда, в которой живут наши дети, тоже более жестока, чем та, в которой жили мы. Информационная а­грессия давит со всех сторон. Чем особенно страшно наше время? Тем, что сейчас размыты понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». А подростки не воспринимают полутонов, им надо точно знать: чёрное это или белое. Можно много рассуждать о великих идеях, чем мы сейчас занимаемся (тоже, кстати, особенность русского характера), о том, как надо воспитывать. А можно пойти и поправить в подъезде покосившуюся дверь, продукты старику-соседу купить.

 

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*