Комитет по образованию и науке будет самым решительным образом отстаивать бюджет двух ключевых для российской экономики отраслей, заявил председатель Комитета Вячеслав Никонов в ходе пресс-конференции, состоявшейся 27 октября в информационном агентстве «Россия сегодня».
По его словам, законопроект о бюджете на предстоящие три года станет самым сложным для Комитета.
«В современных условиях, когда мир вступил в период экономики знаний, любые сокращения на образование и науку непродуктивны», - подчеркнул В.Никонов, заметив, что нынешний уровень расходов на эти стратегически важные отрасли в процентах к ВВП и без того не слишком высок.
Председатель Комитета напомнил, что в ближайшие 10 лет предстоит создать 6,5 млн. дополнительных школьных мест. Весной 2016 года на эти цели в федеральный бюджет заложили 50 млрд. рублей, которые должны были пойти на софинансирование соответствующих региональных программ. Но, по словам В.Никонова, регионы не смогли в полной мере участвовать, и программа попала под сокращение.
Другая важная задача, требующая бюджетных расходов, - обеспечение малышей в возрасте до трех лет местами в детских садах.
Вместе с тем, заметил В.Никонов, в консолидированном бюджете образования, который в 2016 году превысил 3 трлн. рублей, 4/5 всех расходов берут на себя регионы и муниципалитеты. При этом в структуре региональных бюджетов расходы на образование составляют одну треть, а муниципалитеты тратят на образование две трети своих доходов.
Говоря о приоритетах законотворческой работы в седьмом созыве, В.Никонов указал на необходимость возвращения содержания образования в федеральные стандарты. Такое решение станет первым шагом к созданию нового поколения учебников.
В свое время, напомнил председатель Комитета, педагогам предоставили возможность выбирать, по какому учебнику работать. «Ничего хорошего из этой идеи не вышло. В настоящее время только в начальной школе существует порядка 400 учебников. Мы получили 60 учебников русского языка. Ясно, что такое количество не нужно, тем более что многие из них не соответствуют никаким требованиям. И, к сожалению, сегодня нет и двух школ с совпадающими программами», - констатировал В.Никонов.
Он сообщил, что работа над новым поколением учебников будет вестись по той же схеме, что и над учебником истории: концепция - творческий конкурс - решение жюри. Такой подход не исключает наличия нескольких учебников, но это должны быть пособия, написанные по одной программе и не разрывающие единое образовательное пространство.
В.Никонов не исключил также, что в современные школы вернется трудовое воспитание. «Общее согласие достигнуто, детали будем обсуждать», - пообещал он.
Еще одно направление работы Комитета связано с подготовкой закона, регулирующего вопросы организации детского отдыха и оздоровления. «Координация всей системы передается в ведение Министерства образования и науки, но пока это не нашло отражения в законе об образовании», - пояснил председатель Комитета.
В сфере высшего образования, по словам В.Никонова, необходимо совершенствовать механизмы целевого приема. Он пояснил, что действующий закон об образовании разграничивает понятия целевого приема и целевого обучения.
В первом случае это набор выпускников на целевые места в вузах, во втором предусмотрено заключение договора о подготовке специалистов для конкретного рабочего места. Такие договоры заключаются между работодателями и студентами старших курсов.
«Проблема не в том, чтобы вернуть систему распределения. В нынешних условиях это невозможно, да и не нужно, - уверен В.Никонов. - Дело в том, что более 96% участников программы целевого приема - выпускники школ, которые еще никак не успели себя проявить. Причем в вузы они попадают, имея более низкий бал ЕГЭ, чем их сверстники, поступающие на общих основаниях. То есть нынешний целевой прием - это не подготовка специалистов для нужд отечественной экономики, а решение проблем отдельных ребят, которые не очень успешно сдали ЕГЭ, но которых судьба не обделила родителями».
По мнению В.Никонова, в перспективе акцент следует делать на целевое обучение, то есть заключать договоры с теми, кто уже поступил и проявил себя, а значит, представляет интерес для работодателей. При этом процесс заключения соглашений в рамках целевого обучения должен стать обязательным.
«Пока же, как показывает практика, более половины всех договоров не содержит никаких обязательств сторон в отношении того, что делать с трудоустройством выпускника, а также в том случае, когда он, отучившись, не приходит на работу», - заметил В.Никонов.
Одновременно готовится законопроект о создании базовых кафедр вузов на предприятиях и в научных учреждениях, где студенты будут проходить обучение в соответствии с требованиями работодателя и знакомиться с современным оборудованием.
Председатель Комитета сообщил, что в 2016 году 57% выпускников школ обеспечены бюджетными местами в вузах. Между тем, в советское время никогда более 20% выпускников не становились студентами. В наши дни по количеству имеющих высшее и среднее профобразование - 60% взрослого населения - Россия занимает первое место в мире.
Вместе с тем, уверен В.Никонов, перепроизводства специалистов с высшим образованием в России нет.
Председатель Комитета заверил, что по части оптимизации сети высших учебных заведений и слияния вузов новых сюрпризов не будет. А вот система оценки эффективности вузов подвергнется серьезным изменениям.
До сих пор, пояснил он, пользовались западными рейтингами, но они устарели и к тому же закладывают во многом ложные ориентиры для развития отечественного образования. В связи с этим России предстоит создать свой национальный рейтинг вузов, в котором также смогут участвовать учебные заведения из стран Евразийского экономического союза и БРИКС.
В сфере науки и научно-технической деятельности планируется принять новый основополагающий закон, отвечающий современным вызовам. Работа уже началась, но, по словам В.Никонова, соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму не раньше 2018 года.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.