Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит Национальное исследование качества образования (НИКО) по иностранным языкам в 5 и 8 классах. Основная цель исследования – изучить различные аспекты подготовки по иностранным языкам в школах Российской Федерации с учетом предстоящего через несколько лет введения единого государственного экзамена по иностранному языку как обязательного для выпускников школ.
20 и 21 октября исследование пройдет для учащихся 8 классов, 25 и 26 октября – для 5 классов. НИКО по иностранным языкам будет проведено во всех регионах России, всего в исследованиях примет участие около 40 тысяч школьников из примерно 800 школ. Из них более 35 тысяч участников выполнят работу по английскому языку и по 2000 – по французскому и немецкому.
«Целью проводимых исследований является анализ состояния системы образования, формирование программ развития, совершенствование методологической базы. Выборка участников исследования составлена таким образом, чтобы получить полную и объективную картину знаний учащихся по всей стране», - рассказал в ходе пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора заместитель руководителя службы Анзор Музаев.
Исследование проводится анонимно, данные об участниках собираются без привязки к школьнику. Во время проведения НИКО в каждой аудитории должен присутствовать организатор и независимый наблюдатель.
Если в школе во всех классах одной параллели (5 или 8) не более 48 обучающихся, то все они принимают участие в процедурах исследования. Если в какой-либо из параллелей более 48 обучающихся, то отбор участников осуществляется организаторами исследования на федеральном уровне на основе сведений об обучающихся, предоставленных школой (за исключением персональных данных).
«Для нас участие в этом исследовании значимо – это внешняя оценка уровня подготовки наших детей, которая важна и для педагогов и для родителей», - отметила директор гимназии № 1516 города Москвы Наталья Буканова. Данная гимназия стала одним из образовательных учреждений, участвующих в исследовании.
В рамках НИКО проверяется, насколько обучающиеся 5 и 8 классов овладели на элементарном уровне устной и письменной речью на английском, французском или немецком языке. Главный критерий при оценивании – насколько успешно учащемуся удалось справиться с решением коммуникационной задачи.
Всего работа содержит шесть заданий. Два задания составляют устную часть. В одном из них проверяется умение осмысленно прочитать текст вслух, в другом – способность говорить на иностранном языке. Задание по чтению требует понимания прочитанного текста. Все используемые в работе тексты носят практический характер, учитывают возрастные особенности и интересы участников исследования.
Также проверяется умение понимать звучащий текст и соотносить его с определенной жизненной ситуацией. Например, по звучащему тексту требуется определить, что речь идет об игре детей в мяч или общении учителя и ученика, или о семейном празднике.
Два задания по грамматике и лексике проверяют владение изученными грамматическими формами и словами. В таком задании надо вставить пропущенное слово, выбрав его из списка, употребить определенную часть речи в нужной форме.
Процедуры исследований для каждой из параллелей будут проводиться в течение двух дней на втором, третьем и четвертом уроках. Задания выполняются на компьютере. В каждой аудитории, в которой проводится работа, должно находиться не более четырех компьютеров. Задания и программное обеспечение для проведения исследования школы получают через личные кабинеты в информационной системе НИКО.
Справочно:
Национальные исследования качества образования (НИКО) - общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся на выборке школ из различных субъектов РФ по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования и включают в себя проведение диагностической работы и анкетирование. Целью исследований является развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации и совершенствование единой системы оценки качества образования.
В рамках НИКО уже были проведены мониторинговые исследования:
• качества математического образования в 5-7 классах (октябрь 2014 г.);
• качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе (апрель 2015 г.);
• качества образования в области информационных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.);
• качества образования по истории и обществознанию в 6 и 8 классах (апрель 2016 г.).
Планируемые НИКО:
• качества образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 6 и 8 классах (апрель 2017 г.);
• качества образования по химии и биологии в 10 классах (октябрь 2017 г.);
• качества образования по литературе в 6 и 8 классах; мироваой художественной культуре (МХК) в 4 классах (апрель 2018 г.);
• качества образования по физкультуре в 6 и 10 классах (октябрь 2018 г.).
Результаты проведенных исследований доступны на портале
www.eduniko.ru