Проектная мастерская в «Школе лидеров СПО» в ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»

20.10.2016 469

Команда от  Республики Татарстан - ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» в составе А.Кадырова, С.Титова, Е.Шалаева представила проект новой образовательной программы в рамках работы  «Школы лидеров СПО: проектная мастерская».  
13 октября 2016 г. стартовал 2 очный модуль «Новые модели профессиональных образовательных организаций», а с 16 октября 2016 г. -  3 очный модуль «Прорывные проекты и новые   технологии   в   профессиональном    образовании».   На базе  ГИНФО реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки руководителей и управленческих команд профессиональных образовательных организаций «Управление проектами развития профессиональных образовательных организаций»  («Школа лидеров СПО: проектная мастерская»),  адресованная директорам, заместителям директоров и руководителям структурных подразделений профессиональных образовательных организаций.  

Оператор Программы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственный институт новых форм обучения» (ФГБОУ ДПО «ГИНФО). Научный руководитель Программы: Волков А.Е. (Московская школа управления «СКОЛКОВО»). Директор Программы: Коричин Д.А.  Особенности программы: - командный состав слушателей; - проектное модульное обучение (семь очных сессий и дистанционная межмодульная работа). Цель программы – подготовка эффективных управленческих команд для профессиональных образовательных организаций (далее- ПОО) в субъектах РФ, освоение ими новых компетенций, необходимых для создания новых моделей управления профессиональной образовательной организацией.

13 октября слушатели программы «Школа лидеров СПО: проектная мастерская» встретились на втором очном модуле. Как отметили в своих приветствиях директор программы, Д.А. Коричин, и ректор ГИНФО, Л.Н. Мельниченко: непрекращающаяся коммуникация участников, которая осуществлялась на базе образовательной платформы ГИНФО, позволила совершить плавный переход во второй модуль.

 

 

Работу первого дня открыла Н.М. Золотарева, директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ. После приветственного слова от имени Министерства образования и науки, Н.М. Золотарева в своей установочной лекции поделилась мыслями о трансформации педагогической системы в сфере СПО, символизирующей деятельность всех участников «Школы лидеров СПО» – от кого и зависит создание условий, способствующих необходимой трансформации (как должны измениться технологии и содержание, чтобы уровень подготовки по компетенциям из списка «Топ-50 профессий» приблизился к мировому уровню). По мнению Н.М. Золотаревой, четкое соблюдение технологий процесса обучения и повышение производительности труда студентов – задачи первостепенной важности. Однако не менее важным является создание ситуаций успеха и перспектив роста для обучающихся с разной успеваемостью, поддержание или восстановление ценности изучения дисциплины: «Сфера СПО – большая часть нашего общества. Что заложим в студентов – то и получим в реальной жизни: в кафе, в автомастерских и парикмахерских».

 

 

Далее в рамках программы состоялось пленарное заседание по теме «Выбор компетенции»: анализ и внутренняя экспертиза межмодульной работы», где обсуждались итоги домашней работы команд. Презентации рассматривались на предмет соответствия следующим критериям: выбор компетенции, инструменты анализа, результаты исследования, управленческое решение и способы принятия решения. На обед же слушатели отправились с установкой на обдумывание задачи-творческого задания: «Какую предельную рамку может занимать СПО?».

Вторым гостевым лектором первого дня второго модуля стала А.М. Петрова, почётный работник среднего профессионального образования РФ и профессор центра методического аудита и дизайна профессиональных образовательных программ ГИНФО, которая провела лекцию по теме «Проектирование основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом ФГОС и WorldSkills Russia». В своей лекции А.М. Петрова акцентировала внимание слушателей на том, что является главным при разработке результата ориентированной образовательной программы, позволяющей выпускникам в сфере СПО успешно сдавать демонстрационный экзамен. Для разработки и актуализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО А.М. Петрова предлагает два варианта – технологию гармонизации и технологию специализации (выбор первого, по мнению лектора, дает  более качественную программу).

Первый день второго модуля завершился работой в проектных группах, где слушатели разрабатывали потенциально возможные модели профессиональных образовательных организаций (ПОО), такие как: «захват» прикладного бакалавриата, «растворение в вузе»,  центры независимой сертификации, региональный центр развития образования, центр непрерывного ДПО для взрослых, площадка тестирования новых технологий из вузов в производство, «лестница» образовательной траекторий и региональная среда развития. В ходе обсуждения команды должны будут сформировать набор продуктов (или типов продуктов), которые они в состоянии реализовывать в рамках выбранной ранее  компетенции.

 

 

Следующим пунктом программы «Школы лидеров СПО» стало очередное пленарное заседание, где обсуждались списки «продуктов», которые участники в состоянии реализовывать в рамках выбранной ранее компетенции. В результате презентаций, обсуждения и голосования из всех списков было выбрано 12 «продуктов»: мастер-классы, сформированная компетенция, мотивированный абитуриент, профессиональная проба, оценочные средства, методическое обеспечение, диплом, материально-техническая база, профессиональная ориентация, online-курсы, эксперты, бизнес-компетенция. Затем Д.А. Коричин поставил перед слушателями новую задачу — попробовать описать границы и характеристики всего процесса изготовления «продукта», который, в свою очередь, должен быть востребованным и качественным.

Третий день снова начался с групповой работы, а затем на пленарном заседании участники программы обсудили процесс изготовления «продуктов», обсуждая, кто отвечает за процесс, какие действия необходимы, а также условия и результаты процесса. 

Далее по расписанию состоялась экспертная лекция И.М. Брюзгиной, сотрудника образовательного холдинга «Перспектива». Основной акцент в выступлении был сделан на наличие в современной пост-индустриальной образовательной системе «вызовов», являющихся катализаторами для создания новых форматов образования, среди которых были названы следующие: увеличение скорости изменений, повышение роли команды, автоматизация, изменение профессий и межотраслевые связанности. Образовательная система индустриального общества с ее узкопредметностью, поточным процессом и  массовостью сдерживает прогресс становления новой системы, определяемой, в свою очередь, междисициплинарностью, индивидуализацией и командностью. В качестве ответов на запросы пост-индустриального образования, которое находится в процессе развития, И.М. Брюзгина назвала модульность, междисциплинарные погружения и пакетные комплексные курсы (программы). Лектор обратила внимание участников программы на то, что в образовательные учреждения «приходят совершенно новые дети, а их учат, как в XIX веке»,  и оптимальный формат для работы с новым поколением — игропрактика, построенная на партнерстве. И.М. Брюзгина также сформулировала общую схему для генерации новых форматов: их создание может осуществляться только после анализа существующей ситуации и выявления проблемы (вызова).

Настроение первой лекции подхватил приглашенный эксперт П.О. Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково» и руководитель проекта Global Educational Futures: с точки зрения проблематизации ситуации в СПО – его лекция для слушателей стала этапным моментом. В своем выступлении он рассказал участникам программы о будущем образования и о том, какие мировые тренды существуют в данной сфере. «Особенно важно научиться управлять своим вниманием в мире постоянно ускоряющихся изменений. Парадигма общества начинает меняться, все меньше в жизни что-либо остается гарантированным, однако не нужно бояться конкуренции роботов, так как у человека есть недосягаемые преимущества в виде творчества и общения. Сфера образования совмещает в себе и то, и другое», — отметил П.О. Лукша. В этом мире будущего нет места специалисту узкой специализации, без знания языков (в том числе языка программирования), без практики участия в проектной работе, ведь только умение сотрудничать, эмпатия, умение вовремя войти в ресурсное состояние и желание всегда учить, учиться и переучиваться будут способствовать комфортному переходу в мир будущего. П.О. Лукша подытожил свое  выступление высказыванием о том, что будущее образования — в человекоцентрированном образовании на протяжении всей жизни.

Своеобразным итогом дня и всего модуля стала методологическая консультация Д.А. Коричина, в ходе которой он продемонстрировал методические схемы организационного проектирования, необходимые для разработки проектов развития профессиональных образовательных организаций.

16 октября 2016 слушатели программы «Школа лидеров СПО» начнут работу в рамках третьего модуля программы, который будет посвящен вопросам проектирования образовательных программ профессиональных образовательных организаций. развития. В ходе обсуждения команды должны будут сформировать набор продуктов (или типов продуктов), которые они в состоянии реализовывать в рамках выбранной ранее  компетенции.

16 октября 2016 года начался третий модуль программы «Школа лидеров СПО». Слушателям была предложена возможность поучаствовать в новом формате групповой работы с принципом организации «open space»: они разделились на четыре группы и работали без непосредственного контроля за ходом дискуссии со стороны модераторов. После трех «раундов» такого обсуждения, которое должно было помочь выявить проблему (с чем можно столкнуться при подготовке «продуктов», выбранных во втором модуле), последовало пленарное заседание по той же теме.

 

 

Второй день третьего модуля открыла Т.С. Головина, руководитель системного проекта «Дуальное обучение». Она рассказала слушателям о проекте, одобренном президентом РФ: «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», который реализуется с декабря 2013 года совместно с WorldSkills Russia и Global Educational Futures. Целью проекта является совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов. Преимущества дуальной модели для сферы образования заключаются в повышении качества профессионального образования, увеличение количества абитуриентов, развитие материально-технической базы и высокий процент трудоустройства выпускников. Основные этапы такого подхода реализации заключаются в прогнозе потребности в кадрах, профессиональной ориентации, проектировании подготовки, подготовке и переподготовке будущих работников предприятий на современном высококачественном оборудовании. Т.С. Головина отметила, что ключевую роль в дуальной модели играет практикоориентированность. Есть два способа ее обеспечения: 1) прохождение практики в учебном центре предприятия; 2) прохождение практики в специальной лаборатории на базе колледжа. После лекции приглашенного эксперта с короткой речью выступил директор программы — Д.А. Коричин, представив вниманию слушателей список преподавательских квалификаций: визионер, руководитель проекта и ментор (отвечают за знания/умения/навыки), курсовой лектор и методист (отвечают за деятельность), наставник и куратор курса (отвечают за человека). До завершения дня участники работали с этими понятиями как с частью словаря профессионального сообщества – в групповом формате и формате пленарного заседания.

Третий день начался с занятия английским языком по группам, сформированным с учетом уровня владения, в 12 группах. Вместе с тренерами слушатели программы успели за это время совершить «поездку» в Лондон и подготовить мини-проект (презентацию) по теме  «идеальный колледж». Уже после первого занятия и прохождения виртуального учебного курса на образовательной платформе «Школы лидеров СПО» многие слушатели осознали, что защита итогового группового проекта на английском языке – вполне выполнимая задача. Затем слушатели обсуждали элементы образовательной программы в уже привычных форматах группой работы и пленарного заседания. После проведенного в конце дня анкетирования слушателям в качестве домашнего задания было предложено согласовать цели, расписать задачи, обозначить элементы и элементные связи, чтобы в четвертом модуле представить модель идеальной образовательной программы.

Работа третьего модуля завершилась традиционной фотосессией.

 

 

Источник: ГАПОУ "Нижнекамский агропромышленный колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*