Социальный статус педагога в России: реалии и перспективы

14.07.2016 132

Социальный статус какой-либо общественной прослойки характеризует её место в современном обществе. Он складывается из целого ряда факторов — это, в том числе, и материальные, и властные возможности, которыми обладают представители этой прослойки. Причем власть имеется ввиду не только буквальная: это может быть обладание харизмой, способностью вести за собой, увлекать, то есть оказывать влияние на сообщество и пользоваться общественным уважением.

 

Социальный статус педагога в России за последние годы

 

Социальный статус педагога раньше во многом определялся общественным мнением, которое наделяло представителей этой профессии достойными подражания определёнными моральными и этическими качествами. Профессия считалась уважаемой и престижной. Что сегодня происходит со статусом педагога? По мнению многих экспертов он сильно упал. Об этом можно судить по двум основным параметрам, характеризующим социальный статус педагогических работников: уровню компетентности и экономическому положению.

 

Так, по данным опроса, приводившегося Фондом общественного мнения в августе 2004 года, россияне уже тогда считали, что количество хороших педагогов в образовательных учреждениях сократилось. Опрос этого же Фонда за июль 2015 года (http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12243) о качестве образования показал, что только треть респондентов признала его хорошим и столько же считает, что оно улучшается. То есть многие не довольны качеством образовательного процесса, а значит, низко оценивают труд задействованных в нем педагогов.

 

В начале 2000-х годов статус педагога в сознании россиян существенно снизился, поскольку это было связано, прежде всего, с низкой, неадекватной оплатой педагогического труда. Подробное исследование этой темы проводилось Центром социологических исследований МГУ в 2005 году, результаты которого были представлены в статье А.И. Парабучева «Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии» с приведением высказываний самих респондентов, таблицами и диаграммами (https://vo.hse.ru/data/2013/10/20/1279377456/17par0.pdf).

 

В связи с этим интересен представленный на сайте ФОМ (http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773) график динамики изменения общественного отношения к профессии педагога за период с 2001 по 2014 год. Согласно проводившимся в эти годы опросам статус педагогического работника к 2014 году существенно вырос по сравнению с 2001 годом. Подавляющее число россиян по-прежнему считают, что педагог должен не только преподавать свой предмет, но и воспитывать подопечных, оказывая влияние на их взгляды. Мнения о престиже профессии на сегодняшний день не однозначны, более того, сами педагоги по-прежнему не ощущают роста своего социального статуса.

 

Станет ли профессия педагога в России снова престижной?

 

Образование лежит в основе экономического процветания государства, и его качество напрямую связано с социальным статусом педагогического работника. В законотворческих кругах это тоже осознают. Не случайно, целый ряд поправок, внесенных в закон «Об образовании», направлен на «повышение престижа педагогического труда» (пункт 2, статья 47, № 273-ФЗ).

 

Это должно обеспечить педагогам не только социальные гарантии, но и возможность регулярно повышать уровень своей компетенции - одного из важных факторов, влияющих на социальный статус работников образовательной сферы. Так, согласно новому закону педагогические работники получают «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (пункт 5 (подпункт 2), статья 47, № 273-ФЗ).

 

На повышение материального благосостояния педагогических работников нацелено ещё одно нововведение — переход на новую систему оплаты труда, главным механизмом которой будет эффективный контракт. Он призван поставить уровень зарплаты педагога в прямую зависимость от уровня его компетентности и эффективности преподавания.

 

Органы законодательной власти понимают, что очень важно сформировать в обществе правильное отношение к работникам сферы образования. Об этом свидетельствуют выпущенные в январе 2016 года Минобрнауки (http://edu.pskov.ru/press-centre/news/477) три видеоролика, направленные на повышение социального статуса педагога. Они призваны сформировать уважительное отношение к профессии педагогического работника у современного российского общества. Ролики посвящены темам:

 

* «Учитель - больше, чем профессия!»;

* «Говорите учителям «Спасибо»»

* «Учителя - гордость России».

 

Только время покажет, окажутся ли эффективными выбранные механизмы и способы решения этой проблемы!

 

Елена Фёдорова

Пресс-служба Информио

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*