В последние годы всё более очевидно, что система образования должна стать более мобильной и способной быстро откликаться на меняющиеся потребности рынка труда. От этого напрямую зависит динамика развития российской экономики, потребность которой в высококвалифицированных специалистах постоянно увеличивается.
Причины отставания системы профобразования от потребностей рынка труда
Еще 2013 году в журнале «Фундаментальные исследования» профессора ФБГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Литовченко В.В. и Булавенко О.А. озвучили проблемы, связанные с соответствием сферы высшего профессионального образования запросам рынка труда. По их мнению, основные причины отставания системы профобразования от потребностей рынка труда заключаются в:
– автономности отечественного профессионального образования от работодателя, что приводит к несовпадению действительных потребностей экономики со структурой, качеством и количеством предложения трудовых услуг выпускников профессиональных учебных заведений - молодых специалистов;
– профессиональной дезориентации молодежи при отсутствии знаний о реальных потребностях рынка труда и полном списке профессий, в результате чего практически каждый пятый выпускник школы не может определиться с выбором. Также наблюдается тенденция к предпочтению высшего образования, хотя самыми дефицитными на рынке труда являются рабочие профессии;
– переходе системы высшего профессионального образования на бакалавриат и магистратуру. При этом бакалавры не воспринимаются профессиональным сообществом как полноценные специалисты с высшим образованием, а магистратура, имея уклон к научно-теоретической деятельности, повышает самооценку выпускников, побуждая их претендовать на более высокий уровень оплаты. Работодатели же не готовы обеспечить его молодым специалистам при отсутствии у последних практического опыта, При этом необходимы специалисты, имеющие глубокие, но узкоспециальные знания.
Проблемы, обозначенные учеными, продолжают оставаться актуальными, особенно в свете реализации государственной программы «Развитие образования 2013-2020».
На проводившемся в Петербурге Международном Экономическом Форуме 2016 были озвучены ведущие направления развития рынка труда в ближайшие 20 лет. По мнению эксперта РАНХиГС Михаила Колонтай, давшего интервью ТАСС, российский рынок труда в ближайшие десятилетия подвергнется существенным трансформациям под влиянием целого ряда факторов (демографический спад, коррупция, низкий уровень менеджмента, отсутствие в государстве целостной концепции управления трудовыми ресурсами — вот некоторые из них). Все это не может не отразиться на будущем выпускников профессиональных образовательных организаций, и может лечь в основу мотивов ведущейся в сфере профессионального образования реформы.
Способы обеспечения взаимодействия системы образования с работодателями
В 2011 году в России стартовала реорганизация системы профобразования. Главная задача — дать возможность регионам самостоятельно формировать структуру профессиональных учебных заведений с учетом особенностей местной экономики. В связи с этим интересен опыт Новосибирской области, освещавшийся на портале Сибкрай.ру. В рамках этих преобразований Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №16 министерству труда, занятости и трудовых ресурсов области были переданы полномочия по организации предоставления среднего профессионального образования.
Однозначно оценить такую инициативу как исключительно положительную довольно сложно. С одной стороны, по мнению экспертов, такая реформа вполне обоснована. т. к. профессиональное образование должно быть ориентировано на потребности рынка труда. И основным её достижением стало то, что в 2015 году 80% выпускников трудоустроились по полученной профессии. С другой стороны, не обошлась подобная кардинальная реорганизация и без существенных «минусов»: некоторые образовательные учреждения были закрыты, другие присоединены к профильным учреждениям, сократился список специальностей, по которым ведется подготовка.
В поиске форм социального партнерства особенно привлекательно выглядит набирающее последние годы популярность в нашей стране дуальное обучение. Одним из основных его преимуществ является тесное партнерство образовательных учреждений и предприятий, которые, по сути, делят между собой ответственность за образовательный процесс. Первые занимаются организацией теоретической части обучения, вторые обеспечивают производственную практику. Такое обучение «под заказ» позволяет решить сразу несколько проблем:
Еще одной актуальной формой социального партнерства образовательных учреждений и предприятий является учебно-демонстрационный комплекс. Опыт внедрения этой формы социального партнерства в Новосибирском строительно-монтажном колледже был подробно описан в №1/2016 научно-информационного журнала «Профессиональное образование и рынок труда». Организованный там с 2009 года учебно-демонстрационный комплекс современных строительных материалов и технологий уже принес свои положительные плоды, доказав на практике, что конкурентоспособность учреждения СПО напрямую зависит от быстроты внедрения в учебный процесс производственных инноваций отрасли.
В заключение стоит отметить, что введение единых профессиональных стандартов, которые должны теперь учитываться при формировании учебных программ, также призвано стать точкой соприкосновения рынка труда и профессионального образования, призванной устранить имеющийся сейчас дисбаланс.
Елена Фёдорова
Пресс-служба Информио
Источники:
http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31720
http://tass.ru/pmef-2016/article/3345977
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.