Система профессионального образования и рынок труда: проблемы и решения

07.07.2016 191

В последние годы всё более очевидно, что система образования должна стать более мобильной и способной быстро откликаться на меняющиеся потребности рынка труда. От этого напрямую зависит динамика развития российской экономики, потребность которой в высококвалифицированных специалистах постоянно увеличивается.

 

Причины отставания системы профобразования от потребностей рынка труда

 

Еще 2013 году в журнале «Фундаментальные исследования» профессора ФБГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Литовченко В.В. и Булавенко О.А. озвучили проблемы, связанные с соответствием сферы высшего профессионального образования запросам рынка труда. По их мнению, основные причины отставания системы профобразования от потребностей рынка труда заключаются в:

 

– автономности отечественного профессионального образования от работодателя, что приводит к несовпадению действительных потребностей экономики со структурой, качеством и количеством предложения трудовых услуг выпускников профессиональных учебных заведений - молодых специалистов;

 

– профессиональной дезориентации молодежи при отсутствии знаний о реальных потребностях рынка труда и полном списке профессий, в результате чего практически каждый пятый выпускник школы не может определиться с выбором. Также наблюдается тенденция к предпочтению высшего образования, хотя самыми дефицитными на рынке труда являются рабочие профессии;

 

– переходе системы высшего профессионального образования на бакалавриат и магистратуру. При этом бакалавры не воспринимаются профессиональным сообществом как полноценные специалисты с высшим образованием, а магистратура, имея уклон к научно-теоретической деятельности, повышает самооценку выпускников, побуждая их претендовать на более высокий уровень оплаты. Работодатели же не готовы обеспечить его молодым специалистам при отсутствии у последних практического опыта, При этом необходимы специалисты, имеющие глубокие, но узкоспециальные знания.

 

Проблемы, обозначенные учеными, продолжают оставаться актуальными, особенно в свете реализации государственной программы «Развитие образования 2013-2020».

 

На проводившемся в Петербурге Международном Экономическом Форуме 2016 были озвучены ведущие направления развития рынка труда в ближайшие 20 лет. По мнению эксперта РАНХиГС Михаила Колонтай, давшего интервью ТАСС, российский рынок труда в ближайшие десятилетия подвергнется существенным трансформациям под влиянием целого ряда факторов (демографический спад, коррупция, низкий уровень менеджмента, отсутствие в государстве целостной концепции управления трудовыми ресурсами — вот некоторые из них). Все это не может не отразиться на будущем выпускников профессиональных образовательных организаций, и может лечь в основу мотивов ведущейся в сфере профессионального образования реформы.

 

Способы обеспечения взаимодействия системы образования с работодателями

 

В 2011 году в России стартовала реорганизация системы профобразования. Главная задача — дать возможность регионам самостоятельно формировать структуру профессиональных учебных заведений с учетом особенностей местной экономики. В связи с этим интересен опыт Новосибирской области, освещавшийся на портале Сибкрай.ру. В рамках этих преобразований Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №16 министерству труда, занятости и трудовых ресурсов области были переданы полномочия по организации предоставления среднего профессионального образования.

 

Однозначно оценить такую инициативу как исключительно положительную довольно сложно. С одной стороны, по мнению экспертов, такая реформа вполне обоснована. т. к. профессиональное образование должно быть ориентировано на потребности рынка труда. И основным её достижением стало то, что в 2015 году 80% выпускников трудоустроились по полученной профессии. С другой стороны, не обошлась подобная кардинальная реорганизация и без существенных «минусов»: некоторые образовательные учреждения были закрыты, другие присоединены к профильным учреждениям, сократился список специальностей, по которым ведется подготовка.

 

В поиске форм социального партнерства особенно привлекательно выглядит набирающее последние годы популярность в нашей стране дуальное обучение. Одним из основных его преимуществ является тесное партнерство образовательных учреждений и предприятий, которые, по сути, делят между собой ответственность за образовательный процесс. Первые занимаются организацией теоретической части обучения, вторые обеспечивают производственную практику. Такое обучение «под заказ» позволяет решить сразу несколько проблем:

 

  • адаптация учащихся к реальному производственному процессу и трудовому коллективу, благодаря чему устраняется разрыв между теорией и реалиями практики;
  • полное соответствие компетенций выпускников производственным потребностям предприятия, ведь последние могут корректировать содержание учебных программ с учетом проводимой технологической модернизации;
  • существенная экономия на приобретении дорогостоящего оборудования для практики в образовательные учреждения, которое чаще всего используется в них нерентабельно.

 

Еще одной актуальной формой социального партнерства образовательных учреждений и предприятий является учебно-демонстрационный комплекс. Опыт внедрения этой формы социального партнерства в Новосибирском строительно-монтажном колледже был подробно описан в №1/2016 научно-информационного журнала «Профессиональное образование и рынок труда». Организованный там с 2009 года учебно-демонстрационный комплекс современных строительных материалов и технологий уже принес свои положительные плоды, доказав на практике, что конкурентоспособность учреждения СПО напрямую зависит от быстроты внедрения в учебный процесс производственных инноваций отрасли.

 

В заключение стоит отметить, что введение единых профессиональных стандартов, которые должны теперь учитываться при формировании учебных программ, также призвано стать точкой соприкосновения рынка труда и профессионального образования, призванной устранить имеющийся сейчас дисбаланс.

 

Елена Фёдорова

Пресс-служба Информио

 

Источники:

http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31720

http://tass.ru/pmef-2016/article/3345977

http://sibkray.ru/news/1/882077/

http://www.po-rt.ru/home/hot

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*