Источник: РИА Новости
Ректор Московского городского педагогического университета, глава Общественного совета при Рособрнадзоре Игорь Реморенко в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой рассказал о том, как страна сдала "экзамен с высокими ставками".
— Игорь Михайлович, в этом году уже более 70 тысяч человек подписали петицию на имя Владимира Путина о пересмотре критериев перевода во вторичные баллы ЕГЭ по профильной математике "ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий". Есть ли какая-то ответная реакция на петицию со стороны Рособрнадзора?
- Если посмотреть сухую статистику, то мы увидим, что результаты профильного ЕГЭ по математике показали снижение доли тех, кто не преодолел минимальный порог в 27 баллов – до 15,3 процентов против 21,1 процентов годом ранее. Более того, заметно выросло число школьников, сдававших профильный экзамен и набравших от 80 до 100 баллов.
Выходит, что в прошлом году было даже хуже, чем сейчас. Хотя, на мой взгляд, 15 процентов "двоечников"– это тоже немало. Вместе с тем стоит отметить, что "профильные двоечники" имели возможность сдать математику базового уровня, где совершенно другая картина: количество тех, кто получил "неуд" сократилось с 7,4 до 4,7 процентов, а количество отличников выросло с 31,2 до 39,4 процентов.
Чтобы понять, кто прав в этой общественной дискуссии и был ли действительно завышен уровень сложности, надо сравнить задания со стандартом. Стандарт хоть и устаревший (был разработан в 2004 году), но детальный, к нему можно и нужно апеллировать. Никто не проводил такую аналитическую работу, была дана только общая субъективная оценка, что задания "немыслимо сложные". Мы, к сожалению, до сих пор не научились экспертировать контрольно-измерительные материалы на соответствие стандартам образования. Этот вопрос я планирую поднять на ближайшем заседании Общественного совета при Рособрнадзоре.
- Несколько лет назад в России бурно развивался "ЕГЭ-туризм": родители подыскивали регион, в котором ребенку проще сдавать экзамен. Многие москвичи на время ЕГЭ переезжали в дагестанские села, где не было камер и проверяющих. В этом году что-нибудь подобное наблюдалось?
— Само явление называли "ЕГЭ-туризм", а места "мягкой" сдачи — "ЕГЭ-оффшор". По моим наблюдениям, "ЕГЭ-туризм" в России сходит на нет. Уже все поняли, что задания примерно одинаковые, везде установлены камеры, в каждом пункте сдачи экзаменов ведется онлайн-трансляция, есть риск быть замеченным. За сдачей экзамена следят тысячи общественных наблюдателей, которые периодически просматривают, что происходит в пунктах приема экзамена. В этом смысле эффективно сработала технология "случайного входа эксперта".
В прошлом году я был одним из трех тысяч общественных наблюдателей. Сидя на одном скучном совещании, за пару часов "виртуально" обошел 20 пунктов сдачи экзаменов. В одном селе я увидел, что некоторые парты стоят параллельно, а другие — перпендикулярно, образуя удобный угол для списывания. Я как настырный эксперт сделал скриншот и отправил в Рособрнадзор. Результаты ЕГЭ в том пункте приема были аннулированы.
Россия в отличие от Китая сделала единые задания для всей страны. Китайцы не смогли этого добиться – слишком большая страна. В нескольких провинциях они развернули Центры сдачи экзаменов, которые самостоятельно в разное время развозят свои контрольно-измерительные материалы. Принято считать, что в Шанхае сдать экзамен сложнее, чем в Пекине, и часть шанхайцев временно переезжает в Пекин. В Пекине уверены, что самые легкие экзамены в Сучжоу, пекинцы едут в Сучжоу… Каждый год китайцы ужесточают правила сдачи экзаменов, даже останавливают на время стройки, чтобы не было лишнего шума. Страна сдает "экзамен с высокими ставками" – именно так принято сейчас называть выпускные и вступительные испытания.
- Высказывалась идея проведения ЕГЭ в России в любое время года. Решение принято или нет?
— Пилотные сдачи ЕГЭ в феврале проходили в Москве и некоторых других регионах в специализированных центрах. Желающих было мало, сильно востребованной общественной потребности не проявилось. Я это объясняю тем, что у россиян уже укоренился стереотип, что готовиться к экзаменам надо зимой, а сдавать их – летом.
Однако идея проведения ЕГЭ в любое время года не сброшена со счетов. Для этого потребуется внести отдельные законодательные изменения, чтобы наделить регионы соответствующими бюджетными полномочиями. Данный вопрос планируется осенью обсудить с новым составом Госдумы. Многое здесь, конечно, будет зависеть от позиции обновленного комитета по образованию.
- В некоторых школах родителей отговаривали от подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами, ссылаясь на то, что по опыту прошлых лет конфликтная комиссия не повышает балл, а напротив – понижает. Ваша статистика это подтверждает или опровергает?
— Пока такой статистики нет, но, на мой взгляд, конфликтным комиссиям не хватает банка данных рассматриваемых апелляций. Апелляция – это нечто, что всегда на грани. Но раз уж мы взялись проводить в общенациональном масштабе по единым критериям государственный экзамен, нам нужно построить технологическую информационную систему (по аналогии с нормой прецедентного права в судебном процессе), при которой каждая следующая апелляция учитывает предыдущее решение. Пока такой системы нет, но ее можно построить по аналогии с юридическими информационными системами типа "Консультант +" или "Гарант".
- Как вы относитесь к тому, что ЕГЭ постепенно уходит от исключительно тестовой системы, тесты дополняются открытыми ответами (например, в рамках госэкзамена по иностранному языку в этом году появился новый раздел "говорение")?
— Да, коллеги стараются уйти от тестов множественного выбора – от этой "угадайки", которую так все не любят. Но чем дальше мы от нее уходим, тем больше возникает рисков субъективизма и размытых "договорных" позиций по критериям оценки.
Думаю, что колебания от тестов множественного выбора (выбор из нескольких вариантов) к открытым заданиям, и наоборот, будет "маятниковым": сегодня тренд в сторону заданий с открытым ответом, завтра — иначе. Замысел ЕГЭ в 90-х годах заключался не в том, чтобы вводить исключительно тестовую систему или какую-то другую, а в том, чтобы оценка была независимой, и госэкзамены сдавались не тем, кто научил.
- Дополнительную нервозность добавляет то, что между получением результатов ЕГЭ и подачей документов в вуз остается мало времени. Не считаете ли вы, что нужно увеличить этот временной лаг? Что вы можете рекомендовать абитуриентам, которым надо везде успеть, ведь они имеют право подать документы в 5 вузов по три направления подготовки в каждом?
— Мы ограничены традиционным сроком начала учебного года. В России 1 сентября все по одной команде одновременно начинают учиться, чего, кстати, нет во многих других странах мира. Например, Стэнфордский университет открывает свои магистерские программы с марта месяца. Мы обратились в Минобрнауки с просьбой разрешить устанавливать собственные сроки начала учебы магистрантов. Пока решение не принято.
Что касается бакалавров, то я бы рекомендовал абитуриентам подавать документы с 25 июня – сразу после получения аттестатов, не дожидаясь всех результатов ЕГЭ и апелляций. Вуз берет данные о результатах ЕГЭ не из личного бумажного сертификата учащегося, а из общей электронной базы. Получается, что у абитуриента есть целый месяц (с 25 июня по 25 июля) на принятие решения и подачу документов. В эти сроки можно спокойно и рассудительно "вписаться" даже иногородним гражданам, отправляющим документы по почте – главное, чтобы на штемпеле стояла дата не позднее 25 июля.
- В обществе ходят разные слухи об увеличении количества обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. Что ждет выпускников на самом деле?
— Единственное принятое политическое решение – с 2022 года включить в число обязательных государственных экзаменов иностранный язык. Кстати, для меня и это решение было неожиданным и весьма спорным. Перевесил простой аргумент: если мы хотим позиционироваться в глобальной конкуренции, должны владеть иностранным языком, как граждане с полноценным общим образованием любой европейской страны. Решение о введении иностранного языка как обязательного принято за 10 лет до начала его исполнения. Думаю, что к этому решению вполне можно адаптироваться.
Все остальные высказывания об обязательном экзамене по истории, обществознанию, литературе и пр. – не более чем "мысли вслух". Увеличить количество обязательных предметов — изменить правила во время игры. Думаю, что члены нашего совета будут возражать по поводу подобных вещей. Принимать такого рода решения можно только до начала изучения предмета в школе.
- У вас уже есть статистика, какие предметы в этом году выпускники сдавали наиболее охотно и результативно?
— Полной статистики еще нет, но уже сегодня можно обратить внимание на последовательный рост интереса к естественнонаучным предметам. Если сравнить с 2015 годом, то прирост участников ЕГЭ, выбравших физику, составил 21 тысячу человек, а прирост по химии – 10 тысяч.
- Какой средний вступительный балл вы прогнозируете в МГПУ?
— Последние несколько лет средний балл абитуриентов педагогических вузов заметно вырос. Граждане почувствовали конкурентные рабочие места. Конечно, работа педагога не озолотит, но принесет стабильный доход. Да и работать в образовании стало очень интересно, если сравнивать с прежней унылой советской массовой школой запоминания. Живые дискуссии, споры, соревнования – все это стало возможным.
Надеемся, что в этом году средний проходной балл составит 65-70 баллов. Мы ждем крепкого "хорошиста", которому интересно работать в системе "человек-человек" – и в школе, и везде, где необходимо добиваться понимания между людьми.
Источник: РИА Новости
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.